Меню
Бесплатно
Главная  /  Пчёлы  /  Оперативный контроль в доу по фгос таблицы. Контроль в дошкольном образовательном учреждении. Результат тематического контроля - аналитическая справка

Оперативный контроль в доу по фгос таблицы. Контроль в дошкольном образовательном учреждении. Результат тематического контроля - аналитическая справка

В ДОУ по ФГОС предполагает проведение комплекса различных мероприятий. Благодаря подобным действиям ведется анализ качества воспитательного и образовательного процесса, соответствие его целям и задачам.

Значимость

Проведение оперативного контроля в ДОУ сопровождается сбором количественной информации, не требующей длительных наблюдений. Он позволяет определять качество осуществления различных видов деятельности.

Оперативный контроль в ДОУ — это важная функция системы управления и контроля.

Руководитель образовательного учреждения обязан владеть навыками прогнозирования определенной деятельности, определенные ситуации. Проводить оперативный контроль в ДОУ может старший воспитатель либо методист.

Разновидности

Рассмотрим некоторые особенности процесса. Оперативный контроль в ДОУ делят на две группы: внешний, внутренний. Первый вариант предполагает анализ создания оптимальных условий для социальной адаптации дошкольников. В его рамках осуществляется проверка тех мероприятий, которые организуются в рамках детского сада для получения детьми минимального уровня образования, который нужен для гармонического развития.

Эта задача решается следующими способами:

    проводится анализ микрорайона;

    анализируется расположение в нем культурных и социальных учреждений;

    исследуется социальный статус семей, в которых есть малыши дошкольного возраста;

    рассматриваются требования и запросы родителей по качеству и составу образовательных услуг;

    учитываются индивидуальные возможности детей, не посещающих ДОУ.

Составление плана

В настоящее время составляется оперативный контроль на год. В ДОУ функционирует несколько групп, для каждой из них разрабатывается индивидуальный график проверки. Осуществляется проверка по различным направлениям: воспитательной, развивающей, оздоравливающей, гражданско-патриотической.

Организация оперативного контроля в ДОУ — задача руководителя организации. Благодаря подобной работе можно оценивать правильность и эффективность деятельности детского сада.

Требования к проверкам

Оперативный контроль в ДОУ групп осуществляется по определенным требованиям. Руководитель не просто осуществляет проверку, а создает систему контроля за разными сферами деятельности дошкольного учреждения. Сначала анализируются цели и задачи, развивающие и воспитательные методики, применяемые педагогами.

Оперативный контроль в ДОУ будет результативным лишь в том случае, когда он осуществляется вовремя. Важно анализировать недостатки, которые будут обнаружены в ходе проверки. Результаты оперативного контроля в ДОУ должны быть оглашены публично, причем, с полным анализом положительных и отрицательных моментов.

Структура проведения

Только при наличии планомерной работы можно рассчитывать на результат, стабильность и качество функционирования образовательной организации. Проверка осуществляется по следующему алгоритму:

    определение цели и выделение объекта;

    разработка плана контролирующих мероприятий;

    сбор информации (с привлечением сотрудников, воспитанников, педагогов, иных лиц, которые компетентны в анализируемых областях);

    первоначальный анализ собранных сведений (рассмотрение документов, обработка материалов, заполнение опросных карточек, анализ результатов на педагогическом совете);

    обсуждение методов и способов устранения выявленных проблем и недостатков;

    повторная проверка, целью которой является отслеживание выполнения всех рекомендаций.

Реализация контроля

Сначала выявляются все проблемные элементы, которые необходимо своевременно корректировать, чтобы повысить качество воспитательной и развивающей деятельности в детском саду. Затем издается приказ о проведении оперативного контроля в ДОУ.

К примеру, проверка может быть направлена на анализ создания в дошкольном учреждении условий, необходимых ля безопасности детей, на выявление индивидуальной работы, подготовку материала для повышения коммуникативных и речевых навыков дошкольников.

Оперативный контроль режима дня в ДОУ - это начальный этап, дающий информацию о конкретной части работы, проводимой воспитателем в дошкольном учреждении. Он выполняет функцию регулирования, поставляет данные для тематической проверки.

Что проверять

Как оформляется оперативный контроль ДОУ? Таблица, аналитическая справка по итогам - это обязательные элементы для занесения и анализа полученных результатов. Какие вопросы могут быть взяты для проведения проверки? Например, это санитарные условия в группе, организация питания дошкольников, проведение оздоровительных процедур, соблюдение расписания и временных рамок развивающих занятий.

На контроль может быть поставлена система мероприятий, направленных на привитие у детей дошкольного возраста интереса к занятиям спортом, закаливанию.

Вариант таблицы для контроля

Изучим пример таблицы.

Виды контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль

Цель проведения

Обеспечение социальной защиты для каждого дошкольника и гарантированность получения им минимального образования, которое требуется для полноценного развития

Изменение образовательной деятельности процесса в различных возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование ближайшего микрорайона:

  • нахождение социальных и культурных объектов;
  • социальный статус семей, в которых есть дети-дошкольники;
  • запросы родителей по развитию и воспитанию малышей;
  • социальная, а также образовательная система безопасности детей, не посещающих дошкольные учреждения
  • организационной и педагогической;
  • образовательной;
  • социальной и психологической;
  • медико-социальной;
  • хозяйственной

Контроль со стороны руководителя

Он должен не просто анализировать состояние дел, но и создавать комплексную систему работы по всем направлениям, используемых в ДОУ. Так как в рамках проводимого контроля должны быть не просто констатированы факты, а определены способы устранения проблем, руководитель продумывает вместе с экспертами алгоритм действий, которые позволят улучшить показатели функционирования дошкольного учреждения.

Он понимает важность своевременного проведения проверок, утверждает карты оперативного контроля в ДОУ. После завершения любой проверки руководитель анализирует не только проблемы, которые были выявлены, но и положительные результаты (инновационные методики, лучшие практики).

Что может входить в рамки контроля, осуществляемого руководителем ДОУ? Помимо воспитательной и образовательной работы, особенностей ее организации, также он может периодически анализировать выполнение правил трудового распорядка сотрудниками, исполнение инструкций, приказов выше стоящих органов, предписаний надзорных органов.

Среди контролируемых аспектов могут быть следующие моменты:

    полнота выполнения решений педагогических советов;

    сохранность пособий и оборудования в каждой группе;

    оформление документации административными и педагогическими сотрудниками;

    индивидуальный контроль над деятельностью воспитателя (иного сотрудника дошкольного учреждения).

Проверки, организуемые старшим воспитателем

В ее рамках осуществляется проверка состояния образовательного процесса в каждой возрастной группе. Также старший воспитатель контролирует реализацию новых образовательных стандартов, анализирует применение коллегами инновационных методов и приемов работы.

Проверка касается соответствия календарно-тематического планирования возрастным особенностям дошкольников, а также периодичности повышения педагогами своей профессиональной квалификации.

Пример карты контроля

Среди основных вопросов, которые рассматриваются в рамках проверок в ДОУ, можно отметить санитарное состояние группы, выполнение режима дня, соблюдение оздоровительных мер, прогулок, экскурсий, конкурсов и праздников.

Как может выглядеть карта по результатам проверки соблюдения в детском саду режима дня в разные периоды года?

Задачи проведения:

    проверка приема детей;

    оценка своевременности проведения утренних упражнений;

    соблюдение временных рамок при питании;

    организация и проведение обучающих занятий;

    проверка отдыха между занятиями;

    продолжительность и целесообразность прогулки;

    соблюдение времени обеда;

    послеобеденный сон;

    проведение закаливающих процедур;

    целесообразность подбора развивающих занятий в послеобеденное время;

    продолжительность вечерней прогулки.

По каждому из пунктов, приведенных выше, предполагается три варианта оценки: высокая, средняя, низкая. Оперативный контроль показал, что в контролируемой группе в полной мере создаются условия для комфортного пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Воспитатель применяет в работе инновационные методы и приемы развития и воспитания. В рамках проверки установлено, что в группе ДОУ не выявлено каких-либо нарушений в развитии, воспитании, оздоровления подрастающего поколения.

Подведем итоги

Любое дошкольное образовательное учреждение должно разрабатывать систему контроля, основные задачи которого следуют из особенностей воспитательного и образовательного процесса. Осуществляются они в течение года. С периодичностью их проведения необходимо знакомить педагогический коллектив.

Контроль будет эффективным лишь в том случае, когда он проводится своевременно. О его проведении должны знать все сотрудники педагогического коллектива. Выделяют систематический, регулярный, гласный, действенный вариант контроля. При проведении любого из них важно соблюдать алгоритм действий.

Сначала определяется его цель, выдвигаются задачи. Затем разрабатывается план планируемого контроля, собирается подробная информация. После этого вырабатываются рекомендации и пути устранения выявленных недостатков. Спустя какое-то время осуществляется повторный контроль, целью которого является проверка устранения недостатков, выявленных на первом этапе.

Итак, оперативный контроль является ежедневным, текущим анализом некоторых аспектов образовательной и воспитательной деятельности. Специфика его в том, что он позволяет находить и удалять некоторые мелкие проблемы, налаживать деятельность ДОУ. Отсутствие подобного контроля приводит к появлению через незначительное время серьезных сбоев, справиться с которыми потом будет довольно проблематично. Вопросы, которые анализируют в его рамках, делят на несколько различных категорий. Одни предполагают постоянный контроль, к примеру, соблюдение правил внутреннего распорядка, инструкций по охране здоровья и жизни детей, формирования гигиенических и культурных навыков.

Особое внимание в рамках ФГОС ДОУ отводится ежеквартальным проверкам планирования, работы с родителями, организации экскурсий и прогулок, изучения дошкольниками ПДД, применения в ДОУ здоровьесберегающих технологий, созданию оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования.

В зависимости от формы в детском дошкольном учреждении организуют сравнительный, опережающий, предупредительный. Благодаря предупредительной проверке можно не допустить серьезных ошибок. К примеру, предварительный контроль знания дошкольниками ПДД, позволит воспитателю избежать несчастных случаев во время экскурсии.

Оксана Коршунова
Контроль в дошкольном образовательном учреждении

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном уч-реждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке пед. процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.

Я в своей работе применяю все виды контроля:

Виды и цели контроля

Тематический - привлечь внимание коллектива к определенным задачам:

-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;

-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;

Фронтальный - всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:

-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;

-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый – комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.

Самоконтроль - изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:

Работа на доверии.

Частичный контроль с коррекцией деятельности.

Оперативный - выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:

-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.

-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).

-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.

Сравнительный - сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:

Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;

Работа воспитателей одной группы;

-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.

План контроля воспитательно-образовательного процесса

на 2013 – 2014 учебный год.

Сентябрь

Оперативный контроль

1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.

Проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.

Изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.

Определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

Вопросы для контроля:

1. Организация игровой развивающей среды.

2. Наличие зон учебной деятельности.

3. Наличие наглядной агитации для родителей.

4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.

5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Октябрь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших

(сравнительный контроль параллельных групп)

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.

Тематический контроль:

Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства

семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Предупредительный контроль

за работой молодых специалистов:

Подготовка и проведение совместной деятельности

Вопросы для контроля:

1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.

2. Использование атрибутов.

3. Эстетика атрибутов.

4. Роль воспитателя.

5. Привлечение к игре малоактивных детей.

6. Результативность проведения.

Ноябрь

Оперативный контроль:

Индивидуальный подход к детям.

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

за работой медицинской сестры:

Осмотр и прием детей

Осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.

Контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.

Сбор детей на прогулку.

Сравнительный контроль:

работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.

Тематический контроль:

Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.

Декабрь

Оперативный контроль:

Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.

Выполнение санэпидрежима.

Перспективное и календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий

Сбор детей на прогулку.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Сравнительный контроль:

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.

Январь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во

время приема пищи (средние, старшие группы)

Выполнение санэпидрежима;

Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.

Календарное планирование.

Перспективное планирование.

Анализ причин отсутствия детей.

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)

Тематическое и календарное планирование.

Предупредительный контроль:

Реализации образовательной программы.

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.

За работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.

Тематический контроль:

Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.

Февраль

Оперативный контроль:

За соблюдением режима дня.

Проведением прогулок

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.

Сравнительный контроль:

Оформление участков, материал для прогулки зимой.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.

Март

Оперативный контроль:

За подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.

Проведением прогулок

За соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;

Подготовка и проведение дня открытых дверей.

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.

Сравнительный контроль:

Оформление участков,

Выносной материал для прогулки.

Тематический контроль:

Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Апрель

Оперативный контроль:

За выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.

Соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Выполнение санэпидрежима;

Подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.

Тематический контроль:

Предупредительный контроль

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий;

Сбор и сопровождение детей на прогулку.

Оперативный контроль:

индивидуальный подход к детям;

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение режимных моментов.

Проведение анализа результативности освоения программных знаний.

Сравнительный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп).

Тематический контроль:

Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении НОД

Сбор детей на прогулку.

Тема: «Контроль организации работы по ПДД»

Цель: активизация и повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Дата: 07.11. 2017 года - средняя группа

08.11.2017 года - I старшая группа

09.11.2017года - II подготовительная группа

Состав комиссии:

1. Создание условий для работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

2.Разнообразие видов занятий по ПДД.

3.Планирование работы по ПДД в группах.

4.Работа с родителями.

Результаты проверки:

По результатам проверки установлено следующее. Педагоги понимают, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Педагогический процесс детского сада, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей разработан план по ПДД, перспективные планы работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся методические часы, семинары-практикумы, где обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса.

Педагоги владеют всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. Работа по ПДД осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое развитие, игру.

Прослеживается взаимосвязь в работе специалистов: музыкального руководителя Чуркиной Г.В., инструктора по ф\к Шиповаловой Е.К. и воспитателей. В этих группах, дети через игру показывали на практике свои умения и навыки, разрешали задачи по ПДД, объясняли дорожную ситуацию, находили ошибки, в эстафетах и играх показали сноровку, смекалку, воображение, внимание. Осуществляется проектная деятельность: в старшей группе «Золотой ключик» воспитателем Шурой Ю.В. был реализован проект на тему «Будь примерным пешеходом», воспитателями подготовительной группы Сухарьковой Н.М. и Лапицкой А.М. «Азбука дорожной безопасности», воспитателем средней группы Герасимовской Т.С. «Знай и соблюдай правила на дорогах». Благодаря проектной деятельности старшие дошкольники узнали и закрепили у детей правила поведения на дороге, о том, что может быть опасным на улицах станицы и города. Работу по проекту провели как интеграцию различных видов деятельности, он позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Совместная деятельность с родителями были организованы выставки на тему: «Знай и соблюдай правила простые», проведены консультации и обновлен стендовый материал «Детское кресло в автомобиле спасает жизнь», «Памятка для родителей по безопасному поведению на дороге», «Фликеры детям купите родители».

Собран необходимый материал, методические пособия, иллюстрации, загадки, стихи, рассказы, картотека подвижных и дидактических игр по ПДД.

с 28.08. по 07.09. 2017 года педагоги приняли активное участие в III этапе «Декада дорожной безопасности». Группы представили изготовленные макеты по дорожному движению с большим количеством моделей транспорта, дорожных знаков, светофоров. Педагоги предоставили отчеты о проделанной работе, данный материал представлен в МБУ «ЦДОД» и выставлен на сайт учреждения.

Информационные уголки обновляются педагогами в группах «Дорожная азбука», «Уголки безопасности». Педагогами уделено внимание вопросам обеспечения безопасного поведения детей на дорогах, включая беседы с родителями-водителями о необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля, а также о запрещении детям езды на велосипедах по проезжей части дорог до достижения ими 14 лет. С родителями воспитанников были проведены акции: «Автокресло-детям», «Ангел хранитель на дороге», вручили воздушные шары и памятки. В ходе проведения оперативного контроля содержание уголков безопасности дорожного движения соответствовало возрастным особенностям детей.

Выводы:

1.В средней, старшей и подготовительной к школе группе созданы условия для формирования у детей представлений о безопасном поведении на улице. 2. В группах имеется наглядный материал, дидактические игры и пособия для изучения правил дорожного движения.

3. Организуются беседы по безопасности, самостоятельные сюжетно – ролевые игры по дорожному движению.

4. Систематически ведётся работа с родителями.

1.Разнообразить виды специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

2. Обновить нагрудные знаки с изображением разных видов транспорта для сюжетно-ролевой игры по дорожному движению в группах.

3. Использовать дорожную разметку на территории детского сада

при проведении игр и развлечений.

Срок постоянно: воспитатели всех возрастных групп.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Тема: «Контроль и анализ физкультурного занятия»

Дата: 13.11.2017г - средняя группа

14.11.2017г - I старшая группа

15.11.2017г - I подготовительная группа

16.11.2017г - II подготовительная группа

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Организация и соблюдение требований физкультурного занятия в ДОУ.

Результаты проверки:

На всех занятиях решались задачи комплексно: оздоровительные, развивающие обучающие и воспитательные. Использовалось разное физкультурное оборудование, в том числе нетрадиционное. Это способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям. Инструктор по ФК Шиповалова Е.К. стремилась пробудить у детей интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на физкультурных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений, задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В зале проводится регулярное проветривание. Четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Екатерина Кондратьевна напоминает детям в ходе занятия, о безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки, владение мячом, ползание по скамейке). В ходе разминки предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины. Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки). Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Движения детей стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими. В детском саду проводятся дни здоровья, спортивные развлечения, досуги.

Вывод : Занятие построено в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей. Инструктор использовал разнообразные методические приёмы и способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности (фронтальный, поточный, групповой). Чёткость, краткость речи инструктора.

Ознакомлена: Шиповалова Е.К.

Старший воспитатель Гамолка Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Тема: «Анализ предметно-развивающей среды в группах»

Дата: 16.11.2017г

Группы: (средняя группа, I старшая группа, II старшая группа, I подготовительная группа, II подготовительная группа)

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Соответствие предметно-развивающей среды в группах Федеральному государственному образовательному стандарту.

Результаты проверки:

Анализ предметно-развивающей среды показал, что все пространство игровых помещений активно используется педагогами для всестороннего гармоничного развития детей.

В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую.

Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.

Развивающая среда во всех группах современна, интересна, эстетична.

Предметная среда спроектирована в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. При создании развивающей среды каждый педагог учитывает индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, знает группу в целом, ориентируясь на «зону ближайшего развития».

В построении развивающего пространства всех возрастных групп учитывался принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповые помещения условно разделены на центры.

Для игр по интересам и половым различиям педагогами созданы уголки для мальчиков и девочек.

Вывод :

Одним из необходимых условий для развития креативной, гармоничной личности ребенка становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Профессиональная компетентность, креативность, творческий подход, педагогическая импровизация педагогов нашего детского сада позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Предметно развивающая среда ДОУ соответствует ФГОС ДО.

Приобрести в группы Комплексы игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды.

Комплекс представляет новое поколение игровой среды для дошкольников. Данный Комплекс позволяет создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

Заведующий МБДОУ

"Иланский детский сад № 50" _____________ Е.Ж.Харчикова

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Тема: «Организация питания детей в ДОУ»

Цель: : Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию ценностных представлений о здоровом образе жизни, посредством воспитания культурно-гигиенических навыков приема пищи у детей.

Дата: с 10.01.2018г по 12.01.2018г

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

  1. Наблюдение за организацией питания в группах;
  2. Беседы с детьми, педагогами, родителями;
  3. Работа с родителями: консультации, оформление наглядной агитации, наличие памяток для родителей и т.д.

Результаты проверки:

Организация питания детей в детском саду выполняется в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы.

Педагоги понимают, что работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

В создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

В формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми

и знают, что правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.

Поэтому во всех возрастных группах воспитателями созданы условия для организации питания, и осуществлении дежурства по столовой, начиная со средней группы. В группах имеются уголки дежурных, график дежурства, атрибуты (фартуки для дежурных, салфетницы, хлебницы).

Воспитатели всех возрастных групп воспитывают у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Во второй младшей группе (воспитатель Есякова В.Г.) побуждают детей к самостоятельному выполнению поручений, начинают формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: дети помогают накрывать стол к обеду (расставляют хлебницы, раскладывают ложки). Отмечено, что дети самостоятельно уносят чашки по окончании еды, оказывают посильную помощь взрослым.

В средней (воспитатель Герасимовская Т.С.) продолжает формировать у детей умение выполнять самостоятельно обязанности дежурных по столовой: дети аккуратно раскладывают, расставляют хлебницы, чашки, тарелки, раздают ложки). Отмечено желание детей дежурить, надевать форму дежурных, проявляют старание. Также, все дети по окончании приема пищи самостоятельно уносят посуду, стряхивают крошки с салфеток.

В старших и подготовительных группах дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой умеют сервировать столы и приводят их в порядок после еды. Отмечено, что дети счищают остатки пищи с тарелок и аккуратно сортируют посуду по стопкам, тем самым участвуя в совместной деятельности с взрослыми, оказывая помощь младшему воспитателю.

Воспитатели всех групп осуществляют руководство во время приема пищи детьми: следят за осанкой детей, за поведением детей за столом, за правильностью пользования столовыми приборами, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, осуществляют индивидуальный подход. Однако отмечено, что молодой педагог Цурмичёва С.Е.., не всегда сообщает детям названия блюд, не ведет беседу о том какие продукты были использованы поваром для приготовления блюд (предварительная работа), а также не напоминают Имя и Отчество поваров ДОУ.

У детей всех возрастных групп формируются навыки приема пищи: дети знают, что пищу берут по немного, хорошо пережевывают, нельзя разговаривать во время еды, есть аккуратно, не крошить. Все дети пользуются столовыми приборами, салфетками, благодарят за еду, обращаются с просьбами к взрослым.

Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью в каждой возрастной группе имеется «Меню», информация для родителей о блюдах, которые ребенок получил в течении дня в ДОУ, вывешивая ежедневно. Воспитатели всех групп подходят к вопросу о питании детей серьезно. Регулярно обновляется информация на стендах, проводятся индивидуальные беседы с семьями о вкусовых предпочтениях ребят и индивидуальных особенностях (дети с заболеваниями: пищевая аллергия, диатезы), а также проводятся консультации по вопросу воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

Таким образом, можно отметить, что работа по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам столового этикета ведется своевременно, с учетом запросов родителей.

Вывод:

Воспитатели постоянно следят за выполнением правил приёма пищи, ведут работу с родителями по организации детского питания дома, через беседы, консультации.

1. Воспитателям всех возрастных групп продолжить работу по формированию навыков приема пищи, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей, согласно возрастных особенностей своей группы.

2. Воспитателям всех возрастных групп усилить работу по формированию навыков поведения за столом, продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами.

3. Продолжать вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников по данному вопросу.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Дата проверки: 12.12.2017 г.

Тема: «Контроль музыкального развлечения (досуга, развлечения)»

Цель контроля: определить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами музыки, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.

Состав комиссии :

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

1.Деятельность детей.

2.Деятельность музыкального руководителя.

3.Создание условий для проведения развлечения.

Результаты проверки:

12.12.17г., проведён оперативный контроль наблюдения в старших группах, за деятельностью музыкального руководителя во время музыкального развлечения(досуга). Во время посещения было отмечено, что это не только весёлое время провождение детей, но и возможность создавать благоприятные условия для их развития. Развлечение (досуг) соответствует теме, сезону и условиям проведения и возрасту детей. Педагогом используются наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО. Галина Владимировна умело использовала методику проведения мероприятия: организация детей в начале развлечения, использование разных видов музыкальной деятельности, приёмы активизации внимания детей, создание для них возможности проявить инициативу, самостоятельность. Используя игровые приёмы, музыкальный руководитель способствует сохранению интереса детей. Специально подобранный музыкальный репертуар позволял обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности , предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на мероприятии . Все развлечение строилось в форме сотрудничества , дети становились активными участниками музыкально - образовательного процесса.

Вывод:

мероприятие проводились согласно плану. Во время проведения и подготовки мероприятия активное участие принимали все педагоги. Музыкальный руководитель показала эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами музыки.

Привлекать детей и родителей к подготовке атрибутов и пособий для проведения праздников, развлечений, утренников.

Заведующий МБДОУ Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

Тема: «Анализ работы педагога-психолога»

Цель: Изучить состояния воспитательно-образовательной работы педагога психолога. Получить общее представление о работе, владение методическими знаниями, практическими умениями и навыками руководства детским коллективом, выявить уровень педагогического мастерства и стиль работы данного педагога.

Дата: с 06.11.2017г по 10.11.2017г

Состав комиссии:

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

1. Нормативно-правовые документы, используемые в работе педагогом психологом.

2. Ведение документации.

З. Оснащение педагогического процесса.

4. Воспитательно-образовательная работа с детьми.

5. Работа с педагогами.

6. Работа с родителями.

7. Консультационная и просветительская работа.

8. Участие в методической работе детского сада.

Результаты проверки:

Результаты проверки показали, что в своей работе Соколова Татьяна Владимировна руководствуется нормативными документами для организации и осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, использует современные психолого – педагогические технологии, знает новейшие достижения психологической и педагогической науки и практики. Документация ведется аккуратно, в соответствии с требованиями.

В кабинете психолога созданы оптимальные условия для более продуктивного коррекционного и развивающего воздействия. Кабинет оснащен дидактическим, раздаточным и наглядным материалом для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Для обследования педагог использует практический инструментарий для проведения психолого-педагогического обследования. В наличии имеется методическая литература, литература для работы с детьми, родителями и педагогами, просветительская литература для педагогов и родителей. Накоплен материал для развития познавательных процессов детей и эмоционально - волевой сферы. Разнообразные массажёры, мелкие детали, пуговицы, веревочки, игры-шнуровки для мелкой моторики рук. Раздаточный материал: игры, разрезные картинки, ребусы, карточки с заданиями, а также демонстрационный материал для коррекционно-развивающих занятий. Кабинет служит местом эмоциональной разгрузки, как для детей, так и для взрослых. Методическое оснащение кабинета постоянно пополняется.

Психологическая диагностика - это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего пребывания в детском саду, выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, определение причин нарушений в воспитании и обучении детей. В этом направлении Татьяна Владимировна в работе использует апробированные диагностические материалы.

Еще одним направление работы педагога-психолога является работа с детьми младшего дошкольного возраста. Педагог использует наблюдения и профилактическое обследование детей при поступлении в детский сад, с целью предупреждения и выявления на ранних этапах возможных отклонений и их коррекции. Проводит наблюдения на занятиях, в свободной деятельности за детьми всех возрастных групп с целью предупреждения психологической перегрузки и выявления на ранних стадиях возможных отклонений.

Татьяна Владимировна применяет следующие методы для решения поставленных задач: игровой, наглядный, практический. Выбранные приемы соответствуют возрасту детей. Структура занятия выдержанна. Объем речи педагога соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей. Речь педагога доступна, логична. Психологическая дистанция между педагогом- психологом и детьми «Рядом». Дети ощущали себя непринужденно на занятии. Использует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Занятие соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально- технических условий, использовано различное оборудование, наглядный, демонстрационный, раздаточный материал.

Педагог-психолог работает в тесном контакте с педагогами ДОУ. Очень важным аспектом работы является повышение уровня психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Педагоги обращаются к Татьяне Владимировне по причине трудностей в усвоении детьми программы обучения, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми.

Принимает активное участие в методической работе детского сада, использует различные формы психологического просвещения. Еще одним направлением работы педагога-психолога, является психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк). Задача психолога – помочь педагогам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявления его поведения, отношения со сверстниками и взрослыми. Вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Помочь понять и построить программу действий, направленную на развитие определённых качеств и на устранение выявленных проблем и недостатков.

Работа с родителями - одно из важных направлений деятельности психологов дошкольных образовательных учреждений. Педагог ведет работу с родителями в соответствии с годовым планом, в котором отражены цели и задачи на 2017- 2018 учебный год. В большинстве случаев родители обращаются по вопросам адаптации ребенка к детскому саду и готовности к школьному обучению.

Вывод : деятельность педагога-психолога Соколовой Татьяны Владимировны соответствует требованиям. Педагог владеет методическими умениями и практическими навыками в организации деятельности детского коллектива. Педагогом созданы условия способствующие охране жизни и здоровья детей. Рекомендации:

1. Продолжать работу с детьми по развитию познавательных процессов.

2. Вести работу по оснащению кабинета дидактическими играми и игрушками.

3. Создать картотеку методической литературы и дидактических игр.

Срок: до конца учебного года.

Ознакомлена педагог-психолог: Соколова Т.В.

Заместитель заведующего по ВМР Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам оперативного контроля

охраны жизни и здоровья детей
на сентябрь 2017-2018 учебного года.

Тема: "Охрана жизни и здоровья детей"

Дата : 05.09.2017года

Состав комиссии :

Заведующий МБДОУ – Харчикова Е.Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э.Я.

Старший воспитатель – Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Создание условий в группе и на территории детского сада для охраны жизни и здоровья детей.

Результаты проверки:

По результатам контроля было выявлено следующее:

Во всех группах ДОУ соблюдены меры безопасности пребывания детьми в ДОУ, выполнены гигиенические требования по санитарному состоянию, по размещению столовой мебели. Учитываются требования сервировки стола в зависимости от возраста детей, эстетика оформления, деятельность дежурных. Педагогами ДОУ используются различные навыки и приемы для воспитания культуры поведения за столом. Режим питания выполняется в соответствии с режимом дня в зависимости от возраста

Педагогами ДОУ планируются и проводятся: утренние гимнастики, физкультурные занятия, физкультминутки во время занятий, подвижные игры во время прогулки и в группе. Воспитателями групп проводятся закаливающие процедуры и оздоровительные гимнастики в соответствии с планом и рекомендациями медицинских работников, соблюдаются гигиенические требования к одежде и обуви, используется индивидуальный подход в работе с детьми. Режим дня соответствует сезону и возрасту детей.

Для обеспечения безопасности детей здание учреждения оборудовано системой охранно-пожарной сигнализации и кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт вневедомственной охраны г. Иланский, что позволяет своевременно и оперативно вызвать сотрудников полиции в случае чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого соответствующими организациями заключены договора на 2017 год. Ежемесячно проводятся обследование оборудование на работоспособность. Обеспечение условий безопасности в учреждении выполняется локальными нормативно-правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. В наличии имеются первичные средства пожаротушения (огнетушитель порошковый), планы эвакуации в соответствии с требованиями ППБ, назначены ответственные лица за безопасность, в каждом групповом, служебном, вспомогательном помещении, кабинетах.

Выводы и предложения:

1. Старшему воспитателю оказать: методическую и консультативную помощь молодым специалистам и педагогам по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

3. Педагогам подготовительных групп закрепить и формировать навыки пользования столовыми приборами. Обратить особое внимание на культуру поведения за столом.

4. Педагогам средней группы «Бабочки» формировать у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела.

8. Педагогам всех возрастных групп обратить внимание на маркировку мебели.

9. Продолжать обеспечивать условия для безопасности в учреждении.

Старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

1. Планирование прогулки.
2. Сформированности у детей навыков самообслуживания.
3. Наличие выносного материала по сезону.
4. Организация двигательного режима детей на прогулке.
5. Организация игровой деятельности.
6. Организация наблюдения за природой и состоянием погоды.
7. Организация трудовой деятельности детей на прогулке.

Результаты проверки:

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ в период с 01.12 по 08.12. 2017 г. был проведен оперативный контроль по организации и проведения прогулки.
В ходе проверки выявлено, что режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы и погодными условиями. Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке. Во всех группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе. У детей всех групп сформированы навыки самообслуживания соответственно возрасту. Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезонам. Педагоги организуют трудовую деятельность. В теплое время года уборка мусора на верандах, в зимнее время помощь воспитателю в уборке снега и постройке снежных городков.
На участках групп появились постройки из снега, ведется работа по оборудованию ледяных горок. Педагоги групп организуют подкормку зимующих птиц. Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Тем не менее, отмечено, что во второй младшей группе организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя. Требует особого внимания всех педагогов проведение дидактических игр и сюжетно-ролевых игр. Не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми. Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания родителей.
Недостатки в организации прогулок:
- нет системы в последовательности организации прогулки, не всегда соблюдается структура прогулки;
- длительность двигательной активности на свежем воздухе не соответствует нормам СанПин.

Вывод: частичное соблюдение воспитателями режима двигательной активности детей на свежем воздухе.

1. Воспитателям всех групп для обеспечения оптимальной двигательной активности детей на свежем воздухе в соответствии нормам СанПин, организовывать прогулки во второй половине дня.
2. Воспитателям всех возрастных групп проводить дидактические игры в соответствии с тематическим планированием.
3. Педагогам тщательнее организовывать трудовую деятельность детей на прогулке.
4. Всем педагогам уделять больше внимания формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлекать к этому вопросу внимания родителей.
5. Воспитателям второй младшей группы разнообразить двигательный режим на прогулке, проводить подвижные и малоподвижные игры исходя из возрастных особенностей детей.
6. Воспитателям всех возрастных групп руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке, организовывать сюжетно-ролевые игры, используя атрибуты и выносной материал.
Сроки: постоянно, в соответствии с погодными условиями.

Основные формы и методы контроля:

Анализ перспективного планирования музыкального руководителя.

Результаты проверки:

Музыкальным руководителем Чуркиной Галиной Владимировной составлено перспективное планирование по всем возрастным группам в соответствии с требованиями комплексной программы, имеется перспективное планирование по всем возрастным группам по парциальным программам, соответствующее требованиям данных программ и учебному плану учреждения. В перспективном плане музыкальный руководитель Чуркина Галина Владимировна ставит воспитательно - образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (слушание, пение, музыка и движение, игры, детское музыкальное творчество), определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями. Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. В перспективном планировании определены цели и задачи музыкального образования и воспитания детей с учётом возрастного развития детей дошкольного возраста. Особое внимание в обучении детей отдается формированию певческих, ритмических и творческих способностей. Также в планировании музыкального руководителя используются речевые, театрализованные игры, музыкальные сказки. Это способствует развитию и интонационного слуха, творчества.

Вывод: воспитательно-образовательная работа с детьми по музыкальному воспитанию, соответствует программе.

Предложения и рекомендации: музыкальному руководителю продолжать работу по использованию в музыкальном воспитании и образовании детей дошкольного возраста современных, инновационных технологий; больше предоставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности - пение, танец, ритмические движения и пр.).

Члены комиссии:

заведующий МБДОУ: _____________

зам. заведующего по ВМР: _____________

старший воспитатель: _____________

Ознакомлена:

музыкальный руководитель: _____________


КОНТРОЛЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка — одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно — образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что помо жет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.

Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

· развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

· внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составитьплан ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой

· определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

· состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

· анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого карт ина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно — образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого — показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия

Цель их проведения — оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав то лько номер карто чки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ дет ских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием кон кретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили про граммное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач — изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, — например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, ан ализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К учас тию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета .

· если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

· при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

· недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

· при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

· если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ (СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ)
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект.

Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.

5. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.

6. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опёку и выводит подчинённых на самоконтроль.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обучености)

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ

1. Определить и сформулировать тему контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить объект и субъект контроля.

4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7. Зарегистрировать все результаты контроля.

8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9. При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

  • выполнение образовательной программы
  • степень личностно – ориентированного взаимодействия
  • уровень знаний, умений, навыков детей
  • продуктивность деятельности педагога
  • организация индивидуальной работы
  • степень участия родителей в образовательном процессе
  • здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
  • степень активности и самостоятельности детей
  • развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

  • диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
  • планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
  • работа над передовым педагогическим опытом
  • повышение квалификации (самообразование и др.)
  • методический уровень каждого педагога.

3. Инновационная деятельность.

  • соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
  • степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
  • результативность нововведения (должны быть определены результаты);
  • спланировать (поэтапное планирование).

4. Психологическое состояние коллектива.

  • степень психологического комфорта педагога;
  • степень психологического комфорта детей
  • психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
  • Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».

5. Условия реализации образовательного процесса.

  • охрана труда;
  • санитарно-гигиеническое состояние;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • обеспеченность дидактическими пособиями;
  • обеспеченность ТСО.

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ:

Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.

Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.

Правила этики поведения инспектирующего:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

Оперативный контроль устраняет незначительные сбои в работе, регулирует деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяют предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностику и др. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчётного периода (полугодие, год).Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного учреждения.

Контроль профессиональной деятельности педагогов

Нет никакого сомнения в том, что существует связь между профессиональной компетентностью педагога и уровнем усвоения программного материала; более того, это, от части, самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что педагоги и ДОУ являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависит степень усвоения детьми образовательной программы. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля его профессиональных качеств важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на образовательные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности воспитанника (задатки, мотивация и пр.)

Перечень вопросов оперативного контроля

1.Контроль качества оформления документации

2.Контроль организации работы по ПДД.

3.Контроль организации работы по ОБЖ

4. Контроль организации двигательной активности детей

5.Контроль праздника (досуга, развлечения)

6.Контроль организации, проведения, эффективности

утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

7.Контроль физкультурного занятия

8.Контроль организации и проведения прогулки

9. Проверка плана воспитательно- образовательной деятельности в группах

10.Анализ плана работы музыкального руководителя

11. Анализ предметно –развивающей среды в группах

по конструктивной деятельности.

12. Контроль организации питания детей.

13. Анализ организации экспериментальной деятельности

14. Контроль игровой деятельности детей.

15. Контроль организации режима дня.

16. Контроль организации кружковой работы.

17. Контроль организации наблюдений в природе.

18. Контроль организации и проведения сна.

19. Анализ профессионального мастерства педагогов

20. Контроль подготовки воспитателя к НОД.

21.Анализ самообразования педагогов

22.Анализ непосредственно образовательной деятельности

Вопросы на контроле.

Группа, месяц

Младшая

Средняя

Подготовительная

План и результаты оперативного контроля по месяцам.

Оценка: О – отлично

Х – хорошо

У – удовлетворительно

П – плохо

Основные формы и методы проверки

1. Просмотр документации

2. Анализ документации, её соответствие ФГОС.

3. Беседа с воспитателем.

4. Просмотр групповых помещений

5. Анализ календарного плана воспитателей.

6. Анализ детских рисунков.

7. Посещение занятий и других форм работы с детьми — нет (низкий)

БЗ – без замечаний

С-ПК – собеседование, повторный контроль

Используемая литература:

· О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» — М: «Издательство Скрипоторий 2003», 2009. – 160 с.

· Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001

· Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. _ М: — .: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000

· Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа. 1997.

· Поздняк Л.В.. Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 1999.