Меню
Бесплатно
Главная  /  Вишня  /  Православная скульптура. Храмы в Кхаджурахо – красота тела и духа. Апостолы Петр и Павел на Камчатке

Православная скульптура. Храмы в Кхаджурахо – красота тела и духа. Апостолы Петр и Павел на Камчатке

Если точнее - рельефов, поскольку помимо собственно скульптуры здесь есть много разных видов рельефа - горельефы и барельефы, отличающиеся глубиной изображения. Но о скульптуре и рельефах как раз мало кто пишет, поэтому постараюсь восполнить этот пробел и классифицировать изображения, которые характерны и для других храмов Индии.

Известно, что в Каджурахо много изображений человеческого тела в различных чувственных позах, но это далеко не все, что можно там увидеть.
Скульптуры и рельефы в храмах можно разделить на восемь категорий, кстати, большая часть нижеперечисленного будет относится и к других индуистским и джайнским храмам Индии.

1. Культовые изображения богов, собственно они для храмов самые важные.
Установленные в гарбхагриха (алтарь) и около него такие скульптуры и рельефы канонические, как в прочем и в любых других храмах Индии, вырезанные в соответствии с правилами установленными Шильпашастрой. Каноном также устанавливается соответствие и пропорция изображений относительно друг друга, своебразная иерархия размеров, где наиболее важные пурсонажи - Махадевы (верховные божества индуизма) и тиртханкары (джайнские святые) превосходят прочих величиной, такие фигуры всегда пребывают в статичных позах.

2. Статичное окружение Богов .
Второстепенная ритуальная скульптура - это обязательные в любом храме Дварапала - хранители ворот, стоящие перед входом по сторонам двери. Дварапала отличаются традицией храма и соответствует храмовому божеству и его атрибутам, например, в шиваитском храме дварапала будет вооружен тришулой, а в вайшнавском булавой, как Шива и соответственно.
В углах двора, самого храма или на его внешних стенах вы можете увидеть фигуры Дикапала - индуистских хранителей сторон света, таких фигур 8 и они часто просматриваются из центра храма. Дикапала также вооружены, у них длинные волосы и головные уборы, специальный знак шриватса на груди, а также ваханы у их ног.

3. Второстепенные небожители
Помимо основных божеств на небесах Индии обитают различные существа, составляющие их свиты - ганы и видьядхары. Они оживляют небеса и изображаются обычно в динамике, соответствующей их видам деятельности. Летающие видьядхары держат над божествами гирлянды. Игривые ганы сидят у подножия шиваиских изображений или корчат рожицы с колонн.

4. Тематические сюжеты
Это изображения королевской охоты, суда, марширующие , битвы, учителя и ученики, шествия, прочие бытовые сцены занимают платформы и фризы храмов и опоясывают их.

5. Скульптуры животных
В храмах Индии вообще много мифические и настоящих реальных животных и чудовищ. И примечательно, что многие индийские правители выбирали некое как своей царства.


Мифические яли - это существа с львиным телом и головами различных существ, таких как попугай, слон, кабан и другие. Встречаются и экзотические животные с головой слона и хвостом рыбы например. Яли вообще типичный мотив средневекового искусства.

Помимо мифических в храмах живут самые настоящие звери. Популярный сюжет слонов обычно изображается как ряд на фундаменте или на фризе храма. Большие изображены также отдельно например у входа в храм Вишванатха. Кроме слонов есть изображения птиц, львов, лошадей и верблюдов.

Бытовая сцена с верблюдами, рельеф фриза храма Лакшмана

Особое место в индуизме занимают ваханы - ездовые животные Богов. - бык Шивы всегда лежит перед входом в шиваитские храмы, и часто для него стоят даже отдельный небольшой открытый храм - мандапу напратив главного входа в основной храм, как в Вишванатхе, например.

6. Женщины в скульптуре Индии
В храмах Каджурахо довольно много тем, связанных с женщинами, олицетворением которых являются прекрасные небожительницы апсары, дакини и акшини, поэтому они занимают значительное место в скульптуре, вы можете видеть их на стенах, колоннах и другие архитектурных частях. Апсары изображаются занятыми различными повседневными занятиями женщин: с ребенком на руках, нанесения макияжа, удаление шипа из ноги, завязывание пояса на талии, мытье волос, аспасы также пишут письма, играет в мяч, и конечно танцуют и соблазняют. Средневековые тексты описывает 16 типов женских фигур в различных позах, с 15-го века подробные описания даны уже по тридцати позам женских фигур.

Скульптура Женщина играет в мяч, западная группа

Женские фигуры рассматриваются в индийской архитектуре как непременный благоприятный мотив, происхождение которого очевидно идет от богинь и духов плодородия доиндуистского периода. Многие скульптуры изображены почти или полностью раздетыми, ибо женская нагота и ее идеальные пропорции обладают не только красотой и притягательностью, но и является показателем фертильности - что имеет в индийском обществе очень большую ценность.

7. Скульптура Майтхун
Майтхуны или митхуны - это то, за чем в Каджурахо приезжает большая часть туристов - романтические пары влюбленных и эротические группы.


Майтхуны представляют хотя и не последовательно все цепочку отношений между мужчинами и женщинами, приводящих их к сексу.
Эротические рельефы Каджурахо в некоторых храмах, например, в Лашмане, разделяются по значимости, так например, женщины в соблазняющих позах и мужчины, полные желания, пристающие к своим подругам размещены на наружных и внутренних углах храма, в то время как многие собственно сексуальные сцены более крупные по размеру занимают отдельные панели на боковых поверхностях храмов.


Однако в других храмах эротические и порнографические рельефы, которым не придается особого значения, могут занимать и фризы, перемежаясь с другими бытовыми сценами. Возможно, что последнее и относится к обычной жизни людей, в то время как на верхних частях храма изображены небожители. У исследователей индийского искусства и толкователей на счет места эротики в храмах Каджурахо существует много предположений, дублировать их на индонете не вижу смысла, при желании вы сможете прочесть об этих теориях в интернете.

8. Геометрические и флоральные мотивы
Геометрические и растительные орнаменты не являются скульптурными, обычно это барельефы, которые высечены на потолках, на границах панелей и стен, на столбах и в других местах. Самым популярным, впрочем, как и вообще в индийском искусстве, орнаментом является изображение лотоса, вариации которого украшаю и пьедесталы богов и проходят отдельным фризом вокруг некоторых храмов.

Achadidi специально для сайт, собственные записи и фото

(8 голосов : 4.3 из 5 )

Ирина Языкова

Является ли скульптура моленным образом, или это просто памятный знак, свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице?

Вопрос о скульптуре в Православной Церкви непростой. Развитие церковного искусства на Востоке имело свою определенную логику. Оно выросло на почве античной культуры, в которой статуи были чрезвычайно широко распространены, потому что красота человеческого тела считалась эталоном совершенства и верхом природной красоты.

«Человек - мера всех вещей», - провозглашали античные философы, понимая под этим не только разум и душу человека, но и его тело. Кредо античного человека: «В здоровом теле - здоровый дух». Правда, другие философы утверждали, что тело - это темница для души, и душа рвется из тела, как птица из клетки. Но обойдя обе эти позиции, одинаково далекие от библейского Откровения, христианство провозгласило человека как единство духа, души и тела.

Согласно апостолу Павлу, тело есть храм духа («Разве вы не знаете, что вы - храмы, живущего в вас духа», ). Но храмом тело становится только благодаря Богу, Который и вдыхает в человека дух. И потому пишет апостол: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (). Конечно, физическое тело тленно, оно рано или поздно должно уступить место телу духовному: «сеется тело душевное. Восстает тело духовное» (). Не прославляя тело, как это делала античность, христианство не отказывается от телесности: «Душе грешно без тела, как телу без сорочки…», писал Арсений Тарковский. Но христианству чужда плотскость.

На этом основании уже в христианском искусстве происходит отказ от круглой скульптуры, остается лишь плоский рельеф, но главным жанром становится икона. Иконописное изображение сформировалась на основе античного портрета, из которого постепенно изгонялась иллюзорность и натурализм, а предпочтение отдавалось символическому изображению. Стремление к плоскостности, и в пластике, и в живописи происходило ради передачи, прежде всего, внутреннего содержание человека - духа и души.

В раннем христианстве, правда, были почитаемые скульптурные изображения. Так, например, (IV в.) упоминает о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. ). Сохранились упоминания о скульптурах апостолов Петра и Павла. В катакомбах встречается скульптурное изображение Христа – Доброго пастыря с овечкой на плечах.

Но все же скульптура для христиан ассоциировалась с идолопоклонством, и потому была под подозрением. Постепенно, по мере того, как уточняла догматические позиции, оформляя свою веру словесно, происходил и строгий отбор изобразительных средств, и, в конце концов, христианское искусство на Востоке отказалось от скульптуры в пользу иконописного образа.

Русь крестилась в Х веке, восприняв от Византии вместе с верой богатейшее наследие христианской культуры. Для русских, как когда-то и для первых христиан, скульптуры воспринимались как языческие идолы. «Повесть временных лет» описывает, как в Киеве, только что принявшие крещение горожане скидывали изваяние Перуна в Днепр. Было бы странно, если бы свергнув Перуна, на его месте они стали воздвигать другие изваяния, хотя бы и дав им имя Христа. Все силы своей молодой души вновь просвещенный светом Христовым народ отдал иконе. И в первом же поколении принявшая христианство Русь переживает величайший взлет иконописи, мозаичного и фрескового искусства.

Тем не менее, в Киеве, на берегу Днепра, на том самом месте, где когда-то князь Владимир крестил киевлян, стоит памятник - великолепное каменное изваяние Крестителя Руси.

За сто лет все привыкли к нему, а его возведение было связано чуть не со скандалом. Когда киевский генерал-губернатор кн. Илларион Илларионович Васильчиков пригласил митрополита Киевского освятить памятник, тот наотрез отказался, сказав: «негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы».

Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, такие изображения мы видим не только на площадях городов, но и возле монастырей: преп. Сергия у Троице-Сергиевой Лавры, преп. Саввы Сторожевского рядом с его обителью в Звенигороде, преп. у стен Волоколамского монастыря. В Ярославле памятник свв. Петру и Февронии, в том же городе поставлено скульптурное изваяние Св. Троице (!!!) Примеры можно множить.


Памятник Св. Петру и Февронии,
г. Екатеринбург

Но неизбежно встает вопрос: как относиться к скульптурному изображению святого? Можно ли его почитать наравне с иконой? Является ли скульптура моленным образом? Или это просто памятный знак: свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице?

Прежде чем ответить на эти вопросы, посмотрим, сначала, каковы истоки скульптуры. Традиция круглой скульптуры пришла в Россию из Европы. Христианство на Западе развивалось иначе, чем на Востоке.

В V -VI вв. на Римскую империю обрушились варвары - гунны, готы, аланы, германцы, они разрушили античную культуру, а когда обосновались на новых территориях и стали строить свою культуру, за образец они взяли именно античность, Рим.

И потому Римская от скульптуры не только не отказалась, но, напротив, активно развивала, чтобы именно через телесность свидетельствовать о подлинности Боговоплощения и реальности страданий Спасителя. Это хорошо видно в средневековых Распятиях, в готических порталах, в статуях святых. Уже в каролингский (VIII -IX вв.) и романский периоды (X -XI вв.) в западных храмах появляются статуи святых, к которым верующие относятся как к моленному образу.

В готический период (XII -XIV вв.) искусство скульптуры достигает невероятного мастерства и совершенства, вместе с тем телесная красота не всегда здесь превозносится, порой готические мастера гипертрофируют человеческое тело, чтобы показать, например, страдания Господа или сверхусилия мучеников и аскетов, молитвенную жизнь подвижников. Но при всем натурализме, видно, что художники руководствуются глубокими богословским идеями, стремятся передать дух и учение Церкви.

На Востоке никогда к таким средствам не прибегали, напротив, здесь всегда стремились уйти от аффектации, возбужденного воображения, страстности. Восточные люди, в том числе и славяне, и так достаточно чувствительны и возбуждаемы, образ должен их умиротворять и гармонизировать. На средневековом Западе люди были грубы и просты, им нужно было потрясение, чтобы они поняли, что претерпел Господь за каждого из нас. Не случайно по улицам средневековых городов ходили флагелланты, бичевавшие себя во исполнение обета покаяния и приобщения к страданиям Господа.

Западное искусство во многом ориентировано на воображение человека: готические распятия с нарисованными красной краской кровавыми ранами Христа должны были потрясти молящегося, чтобы его сердце сокрушилось и покаялось, а изображенный молящихся святых должны вознести душу созерцающего к небесному престолу. Постепенно Европы перестала быть варварской, стала утонченной, рафинированной, интеллектуальной. Но стремление к визуальной доказательности, к наглядной убедительности остается (это видно даже на современной рекламе).

В эпоху Возрождения в европейском искусстве происходит отход от каноничности и символизма в искусстве, художники стремятся в живописи передать красоту окружающего мира, а в скульптуре - красоту человеческого тела, героизм, пафос, величие. Искусство теряет связь с богословием, но не перестает быть декларацией идей. Но так любимое бывшими варварами античное наследие все более выявляло противоречия между христианским и языческим, что, в конце концов, привели к взрыву - к Реформации.

В XVI в. европейский мир раскололся на Север и Юг - на протестантов и католиков. Протестанты с иконоборческим пафосом выбрасывали из церквей иконы, картины, скульптуры, вдохновляясь Лютеровским лозунгом «Soli Scriptura!» - «Только Писание!». Они отказывались от визуального искусства, от чувственных образов, от всего, что может поколебать душу.

В католических же странах, напротив, лозунгом становится «Soli Gloria Dei!» - «Все для славы Божьей!». И как стиль контрреформации на сцену выходит барокко (от слова «причудливый, изощренный»), стиль предельной визуализации, непредсказуемой фантазии и невероятной энергетики. Барокко вновь обратило человека от земли к небу. Многочисленные статуи наполняют католические храмы, они пытаются передать духовное состояние человека, причем в момент молитвенного экстаза, когда душа соприкасается с божественной реальностью и восхищается в иной мир.

Складки одежд святых развиваются словно от ветра, жестикуляция энергична, позы и ракурсы самые неожиданные, глаза возведены к небесам, губы, кажется, шепчут слова молитв. Это уже не наивная попытка достучаться до грубого сердца, а активное вовлечение зрителя в экстатическое состояние, психическая атака на него.


Дж. Л. Бернини. Трон Петра в Соборе
Святого Петра, г. Рим

Нет ничего более далекого от православного понимания образа, чем барочная скульптура, в которой нет места тишине, бесстрастию, безмолвию, той исихии, о которой говорили св. отцы как идеале предстояния перед Богом. Тем не менее, в кон. XVIII - нач.XVIII вв. в русских храмах появляются скульптурные изображения. Так, например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (строился с 1818 по 1858 г.) украшают снаружи и внутри скульптуры Христа, апостолов, святых.

Скульптуры - деревянные, бронзовые, каменные - наполняют не только столичные храмы, но и провинциальные.


Ангелы Исаакиевского собора в
Санкт-Петербурге. Скульптор И. Герман

Это, прежде всего, Распятие с предстоящими, где мы видим натуралистическое изображение мук Спасителя, гримасы боли на Его лике, капли крови стекающие из-под тернового венца. Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов изображаются порой в театральных позах, с воздетыми к Кресту руками, с возведенными к небу глазами, складки их одежд развиваются. В это же время получает распространение образ «Христос в темнице» («Полуночный Спас»), изображающий сидящего Спасителя в терновом венце с рукой у щеки в знак страдания. Считается, что это традиция северная, обычно ее выводят из Перми. Возможно это и так, можно предположить, что древние, еще дохристианские традиции Пермского края повлияли на появление такой скульптуры. Но тогда еще сильнее звучит вопрос: нет ли в этих скульптурах отголосков язычества?

Появление скульптуры «Христос в темнице» имеет и другое объяснение. По историческим источникам известно, что такие скульптуры Петр I привозил из-за границы. Одну такую статую он подарил, например, в Рязань.

Размышляя о традициях скульптуры, нельзя не вспомнить и древнерусские образы свт. Николая Мирликийского, известные с в изводах «Никола Зарайский» и «Никола Можайский» (первый изображается с Евангелием, второй - с мечом и храмом), образы св. Параскевы Пятницы, Св. Георгия и др. Такие изображения известны на Руси с XV в., а может и ранее. Известно даже имя прославленного мастера таких резных образов - Ермолин, его образы украшали Спасскую башню Московского Кремля. Но это не круглая скульптура, а плоский деревянный рельеф, как правило, раскрашенный, что приближает такие изображения к иконе. Можно сказать, что это резная икона. Традиция резных икон хорошо была известна еще в Византии. Известны, например, рельефные иконы Влахернской Божьей Матери.

Но и тут есть западные истоки: образ свт. Николая Можайского восходит к скульптурному образу свт. Николая Барийского (Бари - город в Италии, где покоятся мощи св. Николая). Связи Руси с Италией активизируются во второй половине XV в., особенно после хождения русских на Флорентийский собор (1438-1439 гг.). Итальянские зодчие приезжают работать в Россию, они отстраивают Московский Кремль и его соборы, а русские люди посещают святые места в Италии, в том числе и Бари. И поскольку любовь православных велика к свт. Николаю, то копии статуи в Барии появляются и в России, конечно, не в виде круглой скульптуры, а в виде рельефа.

В Древней Руси были распространены не только резаные из дерева образы, но и резные каменные иконки, резьба по кости, литые образки и складни.


В XVIII -XIX вв. популярность приобрели резные фигуры св. Нила Столобенского. Но все эти скульптурные произведения стремились к иконной плоскости, не подчеркивали телесность человека, выявляя через пластику духовное содержание образа. Доля таких изображений в общей массе священных образов была невелика, более привычной для русского православного человека оставалась писанная икона. Так было вплоть до XX в. Даже в Синодальный период, когда западные художественные стили господствовали в церковном искусстве, скульптура имела очень ограниченное распространение.

В постсоветский период церковная культура интенсивно возрождается, восстанавливаются храмы, возвращаются святыни, причисляются к лику святых новые мученики и подвижники. И на этой волне мы видим распространение традиции, которую все же нельзя назвать исконной, это скульптурные изображения святых.

Одним из инициаторов этого процесса еще в поздние советские годы стал скульптор Вячеслав Клыков. Его работы - свв. Кирилл и Мефодий на Славянской площади в Москве, св. вмч. Елизавета Федоровна в Марфо-Мариинской обители, памятник преп. Сергию Радонежскому в Радонеже, памятник княгине Ольге в Пскове и др.


в Марфо-Мариинской Обители милосердия,
г. Москва. Фото Е. Степановой

Убежденный националист и защитник всего русского и славянского, Клыков в своем искусстве оказался проводником западной католической традиции, не отдавая себе отчет в этом.

Можно вспомнить более ранний пример: памятник Андрею Рублеву скульптора O.K. Комова, установленный в 1985 г. в сквере перед воротами Спасо-Андроникова монастыря (Музея им. Андрея Рублева).

Правда, здесь подчеркивается образ Рублева, прежде всего, как иконописца, и не возникает вопроса об отношении к нему как образу преподобного, прославленного Церковью. Тогда как у Клыкова скульптурное изображение мыслится не столько как памятник, сколько как образ для почитания.

Совсем недавно в Манеже проходил конкурс проектов памятника патриарху Гермогену. Памятник будет установлен в Александровскому саду. Как будут воспринимать его москвичи и гости столицы: как памятник или как сакральное изображение, ведь изображается-то святой, мученик?

Памятник Андрею Рублеву перед
входом в московский Спасо-Андроников
монастырь. Скульптор Олег Комов

Сама по себе традиция ставить памятники великим людям, конечно, неплоха. Еще в древнем Риме ставили статуи императорам-победителям, были статуи философов. В России эту традицию активно внедряла Екатерина II , поставив памятник Петру - знаменитый медный всадник. В Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому, созданный скульптором И. Мартосом. Можно вспомнить памятник тысячелетия России в Новгороде и памятники Пушкину, Гоголю, Достоевскому в Москве и других городах. Это знаки исторической памяти, и они напоминают потомкам о славе и величии предков.

Но как быть со святыми? Нуждаются ли они в таком прославлении? Безусловно, святые тоже были историческими личностями, и в этом смысле очень важно, чтобы память о них выходила за церковную ограду. Памятник святому, стоящий на площади города или в центре парка, может быть, привлечет к себе внимание и напомнит «Иванам, непомнящим родства», кто мы. Но здесь важно не переборщить, не сделать из святого наглядную агитацию. Известно, что в первые годы советской власти по приказу вождя пролетариата был разработан «План монументальной пропаганды», к которому привлекались художники, а особенно скульпторы. По этому плану во всех городах на улицах и площадях следовало ставить памятники вождям революции: Марксу, Энгельсу, Робеспьеру, Дантону, Герцену, местным героям. В первое десятилетие после революции страну просто наводнили такими памятниками. Хорошо, что время было бедное, нормальных материалов не хватало, скульпторам приходилось работать не с камнем, а с гипсом. И гипсовые изваяния через несколько лет под дождем и снегом просто разрушились. Зато из прочных материалов ваяли памятники Ленину и Сталину, и от этих изваяний мы не можем освободиться по сей день.

Когда беспристрастно смотришь на наше время, то видно, что активность по насаждению православных памятников весьма напоминает ленинский «План монументальной пропаганды». Безусловно: воспитательное значение искусства велико. Скульптура, как вид искусства наиболее телесно осязаемый, иллюзорный, как правило, возникал именно там, где нечто декларировалось, где нужно было обозначить незыблемость принципов: варварам показать наглядно раны Христа, а рациональному уму явить чудо.

Наша страна находится в состоянии близком к варварскому, и чтобы пробиться к закрытому и черствому сердцу, к непросвещенному верой разуму, возможно, и нужны сильнодействующие средства - наглядность и доходчивость образа, сходство его с окружающей действительностью, внешняя красота, возвышенный пафос.

Но все нужно делать с умом. В православном храме скульптура вряд ли уместна, она чужда ему по духу, а вот рельефные иконы вполне могут быть там. Напротив, в городской среде круглая скульптура воспринимается нормально, она работает в пространстве, а икона или плоский рельеф потеряются, ибо они «не от мира сего». Все попытки вывешивать баннеры с иконными образами на фасады домов доказали, что моленный образ сразу воспринимается как реклама, а это граничит с кощунством.

Скульптура хорошо себя ощущает в выставочном зале, поэтому мелкая пластика, даже круглая, на христианские темы на выставке более чем уместна. Но в любом случае, художникам, работающим с церковными темами и образами, нужно быть предельно осторожными: образ должен соответствовать месту и времени, своему назначению и раскрывать большую реальность, чем он сам.

И последнее: очень странно видеть, как памятники святым освящают. Словно, этим действием можно придать скульптуре благодать и святость большую, чем том, чей образ она представляет. Ничто не мешает скульптору выразить свою веру, свой творческий импульс или богословскую мысль в круглой скульптуре, но надо помнить, что язык должен быть адекватен теме и образу. Святые ждут молитвенной памяти, а не площадной славы. А новые традиции следует вводить очень осторожно.

Кхаджурахо — так называется небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии . Здесь сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева, внешние и внутренние стены которого обрамлены 646 скульптурами. Все строения были возведены в 9-12 вв. н.э.

Во всем мире «Кхаджурахо» ассоциируется прежде всего с эротической скульптурой.

Подробное описание

Комплекса Кхаджурахо представляет собой уникальное художественное творчество, как много для его очень оригинальной архитектурой, как и для декора скульптурными удивительного качества, сделанные из мифологического репертуара многочисленные сцены забав, которые не являются наименее известных сценах, восприимчивы к различным интерпретаций, священные или осквернить.

Кхаджурахо является одной из столиц Чанделла правителей, династии раджпутов происхождения, которые пришли к власти в начале 10-го века и достигла своего апогея между 950 и 1050. Из 85 храмов, которые были построены в Кхаджурахо в период Чанделла (и которые по-прежнему блистательный: когда великий путешественник Ибн Баттута отметить их в 1335), 22 все еще ​​существуют, распространяются в рамках площадью около 6 км 2.

Как, памятники из двух различных религий, брахманизма и джайнизма, храмы Кхаджурахо, тем не менее отличался общей типологии: они содержат повышенные основание, над которым возвышается тело богато украшенное здание, "jangha, покрытый несколькими регистрами скульптурных панелей, на который ажурных галерей открыты. Это венчает серию комплекте с башнями криволинейных контуров, Sikharas.

Самый высокий находятся на святилище божества. Каждая из этих башен, что характерно для храмов в стиле Nagera, символизирует «космической горы", гора Kailasha. Типичный план включает в себя вход, большая гипостильного зал(мандапы), Dark Sanctuary и, наконец, различные приложения.

Наиболее важные группы памятников массируется в западной зоне, недалеко от археологического музея, в том числе храм Вараха, Лакшмана, Matangeshwara, Kandariya, Махадева Читрагупты, Chopra танк, Парвати, Vishwanatha и Нанди. Но на востоке и юго группы также включают Примечательно комплексов (храмы Ghantai, Parshvanath, Adinath, Shantinath, Dulhadeo, Chaturbhuja).

Яшоварман (AD 954) построил храм Вишну, теперь известный как храм Лакшмана, это богато и развивались примеру своего времени провозглашения престиж Chandellas. Вишванатха, Parsvanatha и Vaidyanatha храмы относятся ко времени царя Dhanga, преемник Яшоварман.

Jagadambi, Читрагупты, заслуживают внимания, среди западных групп королевских храмов Кхаджурахо. Самый большой и величайший храм Кхаджурахо является бессмертным Махадева Kandariya что связано с королем Ganda (1017-29).

Большое влияние на школы Тантрический мысли, Chandela королей способствовали различные доктрины Тантрический через памятников королевские, в том числе храмов. Скульпторы Кхаджурахо изображены все аспекты жизни. Общества того времени верили в дело честно и открыто со всеми аспектами жизни, включая секс. Секс важно, потому что тантрический космос делится на мужской и женский принцип. Мужской принцип имеет вид и потенциал, женщина обладает энергией. Согласно индуистской философии и тантрической, никто не может ничего добиться без друга, так как они проявляют себя во всех аспектах Вселенной. Ничто не может существовать без их сотрудничества и сосуществования. В соответствии с древним договорам по архитектуре, эротические изображения были зарезервированы для отдельных частей храма только. Остальная часть храма была обильно покрыты другими аспектами жизни, светской и духовной.

Legend/легенда

Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов.

Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра - бог луны, залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь.

Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями.

Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра. И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины.

Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо.


History/история

В IX-XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны - из Раджастана и Гуджарата.Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев - прирожденных царей и воинов.

раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов.представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование - Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой.

К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925-950),он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана.

Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха. Новые храмы воздвигались и в XI веке при царе Видхьядхаре (Vidhyadhara Deva, годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба. Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.

Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.
Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света.

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии.

храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки - строители величественных и совершенных храмов.

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX столетия. Сейчас Кхаджурахо - это небольшое местечко с населением около десяти тысяч человек. Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре.
В марте здесь проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца .

остальные фото статуй смотрите -


Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Привет, дорогие читатели! В своих путешествиях вы, наверняка, не упускаете возможность заглянуть в именитый собор или заглянуть в приглянувшуюся церквушку. А случалось ли вам бывать в деревне, состоящей исключительно из таких построек? Скажете, такой не бывает? И ошибётесь. Храмы в Кхаджурахо (Khajuraho) занесены в список ЮНЕСКО и представляют кульурную ценность для всего человечества. Они, как раз, построены в одной деревне, причем светских построек на ее территории не сохранилось. Об этих уникальных строениях мы и расскажем сегодня.

Кхаджурахо – это небольшая индийская деревня с хорошо развитой инфраструктурой, построенная вокруг храмового комплекса. Расположена она в центральной части страны, штат Мадхья-Прадеш.

Название места — не оригинальное, т.е. в древности храмовый комплекс так не назывался. Так мы называем его сейчас. И связано оно с финиковыми пальмами — каджур. Художественно название можно перевести как «Затерянный в зарослях финиковых пальм».

Ежедневно сюда приезжают сотни туристов. Такой дикой популярностью местечко пользуется ещё и потому, что здесь находятся известные эротические скульптуры — иллюстрации камасутры.

Вообще, всё что связано с храмовым комплексом начинается со слова «очень» — очень красиво, очень интересно, очень популярно. Даже знакомство европейцев с этим местом началось с очень большого скандала.

О деревушке до 1838 года никто и не знал. После того, как в появились мусульмане, многие храмы и даже города подверглись разрушениям или были оставлены жителями. Учёные предполагают, что храмовый комплекс в Кхаджурахо был покинут именно по этой причине. Постепенно джунгли поглотили и надёжно укрыли город. Возможно, по этой причине многие здания уцелели. Веками они ждали своего часа.

И вот британский военный инженер Д.С. Барт, служивший в 1838 году в Индии, решил сократить свой обычный путь и пойти через джунгли. Прорубая себе дорогу через заросли финиковых пальм, он случайно наткнулся на древние строения. Каково же было его негодование и возмущение, когда он в подробностях разглядел скульптуры храма любви.

Представьте себе размеры скандала в скромную викторианскую эпоху.

До наших дней там из 85 (!) храмов сохранилось 22 сакральных сооружения. Светских зданий не осталось совсем. Все храмы Кхаджурахо построены в стиле нагара около IX-XII столетий нашей эры.

На территории комплекса продолжаются раскопки.

История храмов

Их возникновение ученые связывают с возрождением индуизма, выпавшим как раз на этот исторический период. Тогда город Кхаджурахо был культурной столицей династии Чандела. Помимо восьмидесяти пяти храмов, там было множество других построек, которые, к сожалению, мы уже никогда не увидим.

Весь храмовый комплекс делится на три части.

  • В западной части, наряду с другими, находятся самый известный и старейший храм Лакшмана и самый большой — Кандарья Махадева.
  • В восточной части одно из самых примечательных зданий — храм Брахма, посвященный Вишну.
  • Южная группа известна единственным храмом без эротических скульптур и храмом, славящим лингам Шивы.

Особенности строения и архитектуры зданий

Храмовый комплекс Кхаджурахо – яркий пример средневековой архитектуры севера Индии. Все древние постройки деревни посвящены вишнуизму, шиваизму, джайнизму. Все они имеют много схожего.

Размеры и форма

Все строения Кхаджурахо довольно компактны, вытянуты вверх. Они не обнесены стенами, их заменяет открытая галерея. Все они богато украшены скульптурами. Каждое такое здание состоит из нескольких важных элементов.

Вход в каждый храм выполнен как павильон. Внутри помещения есть место для молящихся, которое называется «мандалам», центральный зал, святилище или «санктум».

Конечно, нельзя сказать, что все здания выглядят абсолютно одинаково. Друг от друга их отличает множество деталей. Например, самым оригинальным считается храм Парвати, имеющий три разных купола: мечети, индуистского храма и буддийского.

Самая существенная отличительная черта этих сооружений – материал, из которого они построены. Три храма в Кхаджурахо созданы из гранита, они были построены раньше других.

Их названия: Чаусатх-Ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви.

Все остальные построены из песчаника.

Но вернемся к сходству построек.

Внешний облик

У всех храмов Кхаджурахо высокое основание, которое называется платформа-терраса. Ее периметр, как правило, украшен всевозможными орнаментами, барельефами, иллюстрирующими жизнь династии Чандела.

Главное украшение стен храмов – скульптуры – это, пожалуй, одна из самых притягательных особенностей деревни. Они изящны, стройны, грациозны, совершенны.

Внутри храмов

Войти внутрь можно через продолговатый вход, богато украшенный резными камнями. На них — традиционные индийские орнаменты, с изображенными на них диковинными животными, цветами и, не встречающиеся больше нигде, эротические скульптуы.

Интерьер построек, так же как их внешний вид, изобилует скульптурами и другими украшениями. Потолки разрисованы различными геометрическими фигурами. Ключевым же элементом интерьера считаются фигуры апсар или нимф.

Скульптуры Кхаджурахо

Вообще скульптурам здесь, как вы уже, наверное, поняли, отведено одно из ключевых мест. Всего внутри храмового комплекса представлено пять категорий скульптур.

  • Первая из них – религиозные скульптуры. Они украшают фасады зданий, расположены по строго установленному порядку.
  • Вторая – боги со своим окружением. Встречаются также на фасадах и внутри ниш на стенах. Часть из них выполнена в строгом соответствии с канонами, другая – более свободно.
  • Третья, самая обширная категория скульптур – апсары и сура–сундарис.

Сура–сундарис – прекрасная нимфа, которая занимается обычными делами: умывается, зевает, играет с ребенком, пишет письмо, играет на музыкальном инструменте и так далее.

Апсара – тоже нимфа, но она изображается танцующей.

  • Четвертая группа скульптур – правители, танцоры, музыканты, учителя, влюбленные пары в эротических позах. Все это относится к светской скульптуре.
  • Последняя же категория – животные, среди которых часто встречаются мифические.

Естественно, отдельное внимание туристов привлекает эротическая скульптура, которая даже считается символом Кхаджурахо.

Такие скульптуры можно увидеть на платформах зданий, на фасадах, а также там, где соединяются два архитектурных элемента.

Почему здесь так много эротических скульптур и какое значение они имели, до конца не ясно. Насчет этого существует несколько мнений. Некоторые ученые утверждают, что тема секса была общедоступной.

По другой распространенной версии, статуи являются иллюстрациями Камасутры. Они соединяют йогу, — духовную составляющую, с бхогой, — физическим удовольствием.

Такое соединение некоторые секты Индии считали путем к освобождению. По еще одной версии, расположение таких скульптур внизу зданий показывало место половых отношений в иерархии ценностей того времени.

Время работы

Храмовый комплекс открыт с 9.00 до 17.00.

Сколько стоит

Цены во многих из них тоже туристические, но разнообразие подобных мест дает возможность каждому выбрать то, что подходит именно ему.

Вход внутрь храмов стоит $5

Внимание! По билету из Тадж-Махала можно войти бесплатно.

Полезная информация

Рядом с храмовым комплексом находится Археологический музей. Войти туда можно по билету западной группы храмов, но только в тот же день, когда вы купили билет.

А если вы приедете сюда в марте вы попадете на фестиваль танца.

Как добраться до Каджурахо

  • В Каджурахо есть небольшой аэропорт. Самолеты летают из Дели, Варанаси и Мумбая. Цены недешевые, ориентированны на туристов.
  • Из Дели до Каджурахо ходят прямые поезда. Время в пути 11 часов.

Поезд №2448. Название поезда +U P SMPRK KRNTI. Из Дели отправляется с вокзала H NIZAMUDDIN примерно в 21.00 (время отправления периодически изменяется).

Обратный поезд из Каджурахо в Дели: № 2447A. Название поезда +KURJ NZM EXP. Время отправления в 18.15.

Стоимость билетов на поезд: 200-700 рупий. Цена зависит от класса вагона. Про них прочитайте . Купить билет онлайн можно тут .

  • Из Джанси, Агры и Гвалиор можно доехать на регулярном автобусе.
  • На такси будет быстрее. Правда, нужно учесть, что качество дорог здесь довольно низкое.

В Каджурахо все сделано так, чтобы туристам было удобно — множество отелей и ресторанов.

Каджурахо на карте Индии

На сегодня — всё. Подписывайтесь на наш блог и делитесь информацией с друзьями. До свидания.