Меню
Бесплатно
Главная  /  Утки  /  Обычаи и традиции древнего народа. Еврейские похороны и траур. Обычаи и традиции древнего народа "Его именем назовут школы, улицы, самолеты"

Обычаи и традиции древнего народа. Еврейские похороны и траур. Обычаи и традиции древнего народа "Его именем назовут школы, улицы, самолеты"

В России, независимо от того, какую веру исповедовал человек, после его смерти обращаются в ритуальное агентство. Но только не евреи. Еврейские похороны организуют не обычные ритуальные службы, а специальные организации - Хевра Кадиша. Быть работником Хевра Кадиша - большая честь, потому что без профессиональной помощи похоронить родственника по иудейским обычаям и традициям просто невозможно.

Еврейские похороны и траур: обычай и традиции древнего народа

Еврейские похороны начинаются с прощания, а вернее, с прощения. Многим знакома картина, когда вокруг умирающего еврея собирается вся семья. И между прочим, это не формальность, а одна из важнейших и обязательных традиций. Перед смертью умирающий должен попросить у родных прощения и за все простить их. Те, кто присутствовал во время кончины, остаются в помещении, пока тело не вынесут, в знак своего уважения и поддержки близкому.

По традиции тело сперва тщательно омывают, окутывают в белый льняной отрез. Этим занимаются работники Хевра Кадиша, освобождая родных от всех хлопот.

Потом покойного кладут в деревянный гроб. Гроб не совсем обычный: внизу обязательно должно быть отверстие, чтобы тело не отделялось от земли.

Еврейские обряды на похоронах принято проводить вдумчиво и серьезно. Это делается из уважения к покойному и боязни его оскорбить. Поэтому гроб сразу закрывают, чтобы не выставлять тело напоказ, на него ничего не кладут, даже цветы.

Похороны проводятся как можно скорее. Считается, что задержка хоть на один день - мучение для души. Не хоронят только в субботу и на большие праздники. Гроб опускают в могилу, каждый бросает на него по горсти земли.

При выходе с кладбища совершается еще один ритуал - обряд почтения и сочувствия. Все присутствующие становятся в два ряда, между ними проходят родственники, которых утешают благословениями и добрыми словами.

После кладбища нужно обязательно трижды вымыть руки, но не вытирать их. Потом срывают несколько травинок и кидают через плечо.

Поминки и траур

После еврейских похорон нет обычая проводить поминки.

Но проводится так называемая трапеза сочувствия. Близкие родственники покойного ничего не едят, пока не пройдут похороны, а по приезде домой их встречают соседи. Так как скорбящие родные освобождаются от всех хлопот, трапезу организуют именно соседи.

Кстати, традиционные блюда на таких трапезах очень простые и обязательно имеют круглую форму. Обычно это вареные яйца, круглый хлеб, чечевица, горох.

Следуя еврейским похоронным традициям, родственники умершего принимают на себя долгий траур.

Первый ритуал - криа. Его совершают сразу, только узнав о смерти родственника или во время похорон. В нужный момент (на похоронах этот момент подсказывают работники Хевра Кадиша) скорбящие рвут на себе одежду, кроме куртки и исподнего. Дети покойного рвут слева от сердца и носят такую одежду 7 дней. Остальные делают надрыв справа и носят только до тех пор, пока не переоденутся.

Этот разрыв - “печать горя”, выход невыносимой боли, вызванной потерей близкого. Когда траур заканчивается одежду либо грубо сшивают, либо просто закалывают булавками. Такой неаккуратный шов похож на шрам, он символизирует глубокую сердечную травму.

7 дней после похорон - шив-а. В это время скорбящие не выходят из дома, не занимаются хозяйством, не читают ежедневные молитвы. Запрещено мыться (только лицо и руки в прохладной воде), бриться, чему-либо радоваться, сидеть на высоких стульях, менять простыни, есть мясо, пить вино. Одним словом, запрещено делать то, что может доставить удовольствие.

Что же делают родные все это время, если ничего нельзя? Читают некоторые молитвы, но самое главное, стараются сплотиться, поддержать и утешить друг друга, чтобы вместе пережить утрату.

8-30 дни - шлошим. Из дома уже можно выходить, но по-прежнему запрещается бриться, стричься, носить чистую, отутюженную одежду. Мыться можно, но лишь для очищения тела, наслаждаться купанием запрещено. Нельзя посещать торжества, запрещается даже произносить традиционное приветствие “шолом”.

Но есть в еврейских традициях одна особенность - субботний отдых. В субботу и в дни больших иудейских праздников этот народ отдыхает даже от траура. Можно есть мясо и пить вино, а во время соблюдения шив-а разрешается выходить из дома.

12 месяцев. После 30 дней все родственники, кроме взрослых детей умершего, освобождаются от траура - они выполнили свой долг. Дети покойного по обычаям соблюдают траур целый год после похорон, но запретов уже гораздо меньше. Главное, читать определенные молитвы, не участвовать в весельях, вести себя скромно и сдержано.

Уважаемый Л.!

Обязанность поминать усопшего лежит в первую очередь на его ближайших родственниках, если таковые имеются. Родственники, которые обязаны соблюдать законы траура — это родители, дети, братья, сёстры и вдова покойного. У других людей такой обязанности нет. (В отличие от обязанности похоронить и проводить умершего, которая распространяется на всех). Тем не менее, любой человек, который участвует в поминовении еврея, особенно, если у покойного есть заслуги перед общиной и, особенно, если у него нет достойных потомков, которые могли бы скорбеть о нем по закону, выполняет большую мицву — заповедь.

В тридцатый день после похорон принято идти на могилу покойного и читать там следующие главы Тэилим (псалмы):33, 16, 17, 72, 91, 104, 130. Затем читают части из главы 119. Дело в том, что псалом 119 разделён на 22 части, соответствующие 22 буквам еврейского алфавита. Все стихи каждой из частей начинаются с соответствующей буквы. Читают отрывки, соответствующие буквам имени покойного, а затем — отрывки, соответствующие буквам нун -шин -мэм -hэй , т.е. слову нэшомо , что означает «душа». Поскольку покойного звали Меир, следует прочесть такие стихи из главы 119:

После этого, читают молитву Ана . Если на могилу пришло десять мужчин (миньян), то нужно сказать Кадиш Йатом . Если есть родственники, то Кадиш должны говорить именно они. Если родственников нет, то Кадиш может сказать любой человек, у которого нет хотя бы одного из родителей. Есть традиция класть небольшие камни на могилу.

Описанное выше — это идеальный вариант. Если нет возможности собрать миньян, можно произносить главы из Тэилим и без миньяна. Если есть возможность собрать миньян, но люди не хотят ехать на кладбище, можно произнести Кадиш в синагоге или там, где собирается Ваша община.

На тридцатый день после похорон заслуженного человека принято собирать общину и говорить о заслугах покойного, произносить речи, которые помогут членам общины усовершенствоваться в исполнении заповедей. Если люди примут на себя исполнение каких-то новых обязанностей или пожертвуют деньги на благотворительность в результате такого собрания, это, несомненно, будет источником большой радости для души усопшего. Вы говорите, что община многим обязана покойному Реб Меиру. Если — благодаря ему и в память о нём — кто-то из членов общины примет на себя новые обязанности по соблюдению заповедей, это будет настоящим подарком для его души. Теперь это единственный способ выразить ему свою признательность.

С уважением, Берл Набутовский

ВОРОНЕЖ, 8 фев — РИА Новости. Более тридцати тысяч воронежцев пришли в четверг проводить в последний путь геройски погибшего в бою в Сирии летчика Романа Филипова.

Российский штурмовик Су-25 под управлением майора Филипова был сбит террористами из ПЗРК 3 февраля при совершении облета зоны деэскалации "Идлиб". Летчик до последнего пытался держать самолет в воздухе и успел доложить командованию об атаке ракетой. Приземлившись после катапультирования в районе подконтрольного боевикам населенного пункта Телль-Дебес, Филипов до последних минут жизни вел неравный бой из штатного оружия, не подпуская боевиков. После окружения террористами, когда расстояние до боевиков сократилось до нескольких десятков метров, тяжелораненый Филипов подорвал себя гранатой. У летчика остались жена и четырехлетняя дочь.

Панихида по летчику и похороны прошли в четверг, 8 февраля, в Воронеже — городе, где Филипов родился в 1984 году и окончил школу.

Люди пришли на панихиду за несколько часов

К дому офицеров военного городка в Северном микрорайоне Воронежа, где проходила панихида, люди стали приходить за несколько часов до начала траурной церемонии. Военнослужащие, школьники, работники предприятий, депутаты, чиновники, мамы с маленькими детьми, пенсионеры, домохозяйки, представители духовенства — у многих из них в руках были гвоздики.

"Мы думаем, что он герой. Приехали почтить память, отдать дань уважения", — сказал спортсмен-паралимпиец Игорь Рогов.

Он вместе с другим спортсменом-колясочником Михаилом Хлебниковым прибыл сюда вместе со своими тренерами.

"Это тот момент, который должен сплотить общество как никогда. Сейчас в обществе разновекторные направления, а такие события сплачивают", — сказал тренер паралимпийцев Олег Костюченко.

Домохозяйка Елена Предтеченская, как и многие, пришла к Дому офицеров с букетом гвоздик.

"Пришла почтить память погибшего летчика. Такая смерть за нас, отстаивал честь страны. Лично не знала его, но тронуло как за близкого и родного", — сказала РИА Новости Предтеченская.

Навечно в списках школы

Комиссия по культурному наследию Воронежа присвоила 6 февраля городской школе №85 имя Романа Филипова. Накануне в актовом зале учебного заведения прошел общешкольный классный час, посвященный подвигу летчика. В школе также появился уголок памяти героя.

В день панихиды проститься с Филиповым пришли ученики 10 и 11 классов, а также их педагоги.

"Роман был учеником нашей школы. Нужно отдать дань уважения, проводить его в последний путь. Хоть мы и не знали его лично, но его подвиг научил нас, что такое мужество и чувство долга", — рассказал РИА Новости Дмитрий Малюгин, ученик 11 класса.

Гордость за земляка

Панихида по Филипову началась в 12.00. В Воронеже было сыро и туманно, шел небольшой снег, но люди, переминаясь с ноги на ноги, терпеливо ждали своей очереди проститься. К дверям Дома офицеров их пропускали через металлодетекторы.

"Мы пришли сюда, чтобы почтить память нашего земляка, который геройски погиб для того, чтобы мы жили мирно и спокойно. Я очень горжусь, что у нас есть такие люди, как Роман Филипов. Многие будут равняться на них", — сказала корреспонденту РИА Новости 16-летняя курсант военно-патриотического клуба "Вымпел" Наталия Волобуева.

У десятимесячного Тимофея, тихо сидевшего в коляске, оба дедушки — ветераны Афганистана. Мама малыша, Неля Белоус, стояла вместе со всеми в ожидании своей очереди.

"Из новостей узнали, что случилось. Мы соседи, оказалось, что наши дома находятся друг от друга через школы. Мы не знали Романа Филипова лично, пришли почтить память", — сказала Неля Белоус.

Проститься с Филиповым пришли многие родственники военных, военные пенсионеры.

"Мой муж так же 20 лет назад погиб в Чечне. Он был полковник, замкомандира дивизии, входящей в состав 58-й армии во Владикавказе", — рассказывала, вытирая слезы, Тамара Еремеева. Проститься с ее мужем в Дом офицеров на проспекте Революции тогда пришло также много людей, а сейчас сама женщина решила отдать гражданский долг летчику Роману Филипову.

Спустя почти два часа после начала траурной церемонии очередь пришедших проститься с Героем России не уменьшилась. Многие люди еще стояли за оградой здания Дома офицеров. Жители близлежащих домов смотрели на поток желающих проститься из окон и с балконов.

Майор в отставке Александр Цигулев к 10 часам пришел к месту прощания и только через четыре с лишним часа он миновал ограду и ступил на территорию Дома офицеров, где проходила панихида.

"Я пришел проститься с человеком, с Героем России. Сам я бывший командир воинской части. Сейчас на пенсии. Печально, с одной стороны, человек погиб, а с другой стороны, испытываешь гордость за нашу страну. Только люди из нашей страны способны на такие подвиги", — сказал Цигулев.

Стоящий за ним рабочий Вадим Проскуряков ждал своей очереди с 11 утра. "Пришел проститься с настоящим героем, который доказал это своим поступком. Это настоящий подвиг", — сказал Проскуряков.

"Был добрым и честным человеком"

Роман Дудин был одноклассником Филипова с 1 по 9 классы, а потом они учились в параллельных классах.

"Роман был очень добрым, очень честным и обязательным человеком. Абсолютно независимым и очень справедливым", — рассказал РИА Новости Дудин.

По его словам, Роман Филипов очень гордился тем, что его отец — военный летчик.

"Когда отец Романа бывал в командировках, он очень переживал за него. Уже в старших классах Роман говорил, что станет летчиком", — сказал Дудин.

Когда пришло известие о смерти Романа Филипова, он сначала не поверил.

"А когда стало точно известно, осадок такой… Всегда тяжело терять людей, которых знаешь. Первая мысль была, как его семья? Как дети? А потом подумалось, почему должны гибнуть наши ребята в это мирное время?" — сказал Дудин.

"Его именем назовут школы, улицы, самолеты"

Главком Воздушно-космических сил России Сергей Суровикин на траурном митинге отметил, что Филипов "самоотверженно боролся с международным терроризмом, защищал покой мирных граждан, защищал от террористов свою страну, свой народ и свою семью".

"Твой подвиг навсегда останется в истории авиации России, Роман", — сказал Суровикин.

Также выступивший на митинге статс-секретарь — замминистра обороны России Николай Панков сказал, что "Роман был хорошим гражданином, человеком, хорошим летчиком с большими перспективами".

"Глубоко убежден, что его именем будут называть улицы, школы, самолеты. Он и его родные будут в нашей семье", — добавил Панков.

Сослуживец погибшего летчика заместитель командира 18-го гвардейского штурмового авиационного полка подполковника Максим Полторак заявил, что Филипов был "настоящим воздушным асом, примером для сослуживцев".

"Мы всегда радовались его успехам. Память о нашем друге сохранится в наших сердцах", — сказал он.

На митинге выступил временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Александр Гусев, который вручил директору школы №85, в которой учился Филипов, памятный знак, о том, что учебное заведение будет носить имя погибшего пилота.

Также в мероприятии принял участие председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. "Роман Филипов погиб, как настоящий герой, он до конца исполнил свой долг", — отметил он.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, сказал, что подвиг Филипова дает ответ на вопрос о цели и смысле жизни, о верности родине. "В далекой Сирии он до конца был верен своему долгу и пожертвовал своей жизнью ради родины", — отметил он, добавив, что патриарх Кирилл передает соболезнования семье пилота и будет молиться за Филипова.

Бывшая классный руководитель погибшего пилота Людмила Лазарева сообщила, что педагоги, которые преподавали у Филипова, вспоминают о нем, как о честном, порядочном и отзывчивом человеке, который был воспитан так, что "смог принять верное решение в нужный момент".

ВОПРОС:
Почему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

ОТВЕТ:
Таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.
Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.

Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Особое значение всегда имело евхаристическое поминовение усопших в годовщину смерти или в годовщину погребения. В то время как язычники праздновали день рождения усопшего (dies natalis), для христиан этим днем — dies natalis – было рождение во Христе, которое и отмечалось литургически. Об этом говорит Тертуллиан: “Oblationes pro defunctis, pro natalicis, annua die facimus». О том же свидетельствует святой Амвросий.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.
Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.
Что касается православного обычая поминать усопших в определенные дни, то, скорее всего, они имеют такое же происхождение, хотя, как мы видим, на Востоке традиция сложилась несколько иначе. Объясняя традицию девяти и сорока дней, православные священнослужители приводят откровение, данное святому Макарию Александрийскому. Согласно этому откровению, «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби». В этом свидетельстве подробно описывается состояние души в течение определенного числа дней после смерти. На девятый день, согласно этому откровению, душа после поклонения Богу и созерцания рая отправляется в ад, где ей показывают мучения, уготованные для нечестивых. Душа остается там еще тридцать дней, а на сороковой день Судия определяет ей соответствующее место. «Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших», — подводит итог святой Макарий Александрийский.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

Районный суд Кемерово арестовал на два месяца Надежду Судденок - гендиректора ООО, арендующего торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня» Фото: 360tv.ru

Новые подозреваемые

В пятницу число задержанных пополнила гендиректор Кемеровского кондитерского комбината Юлия Богданова. «В ходе следствия установлено, что Богданова, будучи ответственной за соблюдение пожарной безопасности, неоднократно уведомлялась своими подчиненными о недостатках системы противопожарной безопасности здания», - говорится в сообщении Следственного комитета.

Одновременно стало известно, что следственные действия проводятся в администрации Кемерово. Следователи проверяют людей, давших разрешение на ввод здания в эксплуатацию, которое было переделано из кондитерской фабрики в торговый центр.

Дело возбуждено по статьям 109, 219 и 238 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности», «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Кроме того, СК возбудил еще одно уголовное дело - по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Задержан первый кемеровский чиновник - начальник Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Танзиля Комкова По версии следствия, она не приняла мер «по пресечению эксплуатации самовольно возведенного здания ТРК «Зимняя вишня» без разрешения на строительство, что повлекло гибель посетителей торгового центра».

В общей сложности по делу о пожаре были задержаны и арестованы 7 человек.

Районный суд Кемерово арестовал на два месяца и отправил в СИЗО Надежду Судденок - гендиректора ООО, арендующего торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня». Ее обвиняют в оказании небезопасных услуг. На такой же срок суд отправил под стражу охранника ТРЦ Сергея Антюшина . По версии следствия, 25 марта он не включил находившуюся на ручном управлении пожарную сигнализацию в торговом центре. Свою вину охранник не признал. По его словам, кнопка включения сигнализации была неисправна, о чем он сообщал начальству.

Задержан первый кемеровский чиновник - начальник Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Танзиля Комкова По версии следствия, она не приняла мер «по пресечению эксплуатации самовольно возведенного здания ТРК «Зимняя вишня» без разрешения на строительство

Кроме того, арестован технический директор компании-собственника ТРЦ - Кемеровского кондитерского комбината - Георгий Соболев . Именно он отвечал за безопасность в торговом центре «Зимняя вишня». Были также взяты под стражу сотрудник и директор занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации компании «Системный интегратор» Александр Никитин и Игорь Полозиненко .

Кто поджег и кто запер


«Очаг первичного термического воздействия находился в скрытой полости между третьим и четвертым этажами ТРЦ в районе батутного центра», - рассказал источник в региональном МЧС. Там проходил силовой кабель.

На экспертизу отправлено около 100 предметов. В частности - остатки поролоновых шариков из детского бассейна, элементы утеплителя, фрагменты внутренней отделки. Есть основания полагать, что эти материалы не соответствуют утвержденным стандартам, утверждает источник РБК.

Следственный комитет рассматривает две версии причин трагедии: неисправность системы противопожарной безопасности и поджог. О поджоге, совершенном «группой подростков нерусской внешности», заявила Надежда Судденок в суде, где обсуждался вопрос о ее аресте.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и его заместители перечислили в фонд помощи семьям погибших при пожаре свой дневной заработок. Согласно декларации о доходах Тулеева за 2016 год, он заработал 2 млн руб. Таким образом, его однодневный заработок тогда составлял около $100

Игорь Востриков, который потерял в пожаре жену, сестру и трех дочерей, утверждает, что двери в кинозал, где в итоге оказалось большинство жертв, действительно были заперты, но сделал это один из находившихся в нем посетителей, надеясь таким образом предотвратить поступление угарного газа с лестницы и дождаться пожарных. По словам Вострикова, он получил доступ к записям камер видеонаблюдения.

Впрочем, есть и другие версии - Полозиненко заявил в суде, что дверь была заперта на ключ: «Насколько мне известно из моих источников, двери кинозалов были закрыты ключами. У прокатчиков есть правило - закрывать, чтобы не просочились «зайцы». Вот этот человек закрыл. И сбежал».

Почему не работала сигнализация

Версии о причинах, почему не сработала пожарная сигнализация, разнятся - все участники событий перекладывают вину друг на друга. Еще во время визита Путина в Кемерово глава СК Александр Бастрыкин сообщил ему, что сигнализация не работала с 19 марта, то есть почти неделю, а ее починкой никто не занимался. Охранник торгового комплекса, как только появился дым, не включил систему оповещения, которая работала, в отличие от сигнализации. «Мы не можем дать этому разумного объяснения, какой-то неподготовленный человек», - заявил Бастрыкин.

Все участники событий перекладывают вину за несработавшую сигнализацию друг на друга. По версии СК, она не работала неделю. По версии обслуживающей компании - ее выключили за 15 минут до пожара. Охранник говорит, что ничего не отключал

Сам охранник Сергей Антюшин, по словам его отца, сигнализацию не отключал, но докладывал начальству о том, что она не работает. «Сын жаловался, что сигнализация все время срабатывала ложно. Он об этом доложил начальству, и в итоге ее кто-то отключил. Это произошло еще 18 марта. При этом сам сын отключить ее не мог, поскольку даже не знал, как это делается. Когда он увидел на экране, что повалил дым, побежал на четвертый этаж. Добежал или нет, не знаю. Помимо него, в смене были еще двое сотрудников ЧОП. Для такой огромной площади это ничтожно мало. Они ничего и не смогли бы сделать», - рассказал Антюшин-старший .

В то же время глава компании-разработчика системы противопожарной безопасности в ТРЦ «Зимняя вишня» Игорь Полозиненко утверждает, что система была в исправном состоянии, но ее отключили за 15 минут до пожара. «На 25 марта 2018 года, на 15:55, система находилась в технически исправном состоянии. Насколько мне известно, система была отключена физически представителем охраны... Основная причина, почему она не сработала, - это человеческий фактор», - заявил он. Полозиненко также сообщил, что техник компании 20 марта планово проверял систему с фотофиксацией и она была исправна.

Компенсации от властей

По состоянию на 30 марта погибшими числятся 64 человека, из них 27 опознаны. 34 человека, по официальным данным, считаются пропавшими без вести. Хотя еще несколько дней назад родственники погибших говорили , что собрали информацию о 85 пропавших. 28 марта в Кемерово прошли первые похороны - 20 жертв трагедии, которых удалось опознать. Еще двое детей, брат и сестра, жившие в Томске, были похоронены на родине. Число пострадавших составило 79 человек.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и его заместители перечислили в фонд помощи семьям погибших при пожаре свой дневной заработок. Согласно декларации о доходах Тулеева за 2016 год, он заработал 2 млн руб. Таким образом, его однодневный заработок тогда составлял около $100. В то же время мэр Риги Нил Ушаков объявил о планах пожертвовать семьям погибших в Кемерово €50 тыс. (около 3,5 млн руб.).

Власти России назначили каждой семье, потерявшей на пожаре близкого человека, компенсацию в размере 1 млн рублей. Также по 1 млн выплатят родственникам власти Кемеровской области. Еще по 3 млн - один из собственников ТЦ. Таким образом, всего семьи жертв пожара должны получить по 5 млн рублей.

Выплаты родственникам погибших уже начались. 28 марта компенсации получили родственники 21 погибшего, родственникам еще 39 жертв их должны выплатить 29 марта, сообщила начальник департамента социальной защиты населения Кемеровской области Наталья Круглякова. Кроме того, решение о дополнительных выплатах принимают власти других регионов. Ведется сбор пожертвований. Параллельно к сбору пожертвований присоединились мошенники, которые притворяются пострадавшими и просят деньги в социальных сетях и мессенджерах.