Меню
Бесплатно
Главная  /  Огород  /  Развитие римской философии. Презентация "Эллинистическо-римская философия" – проект, доклад Презентация на тему философия древнего рима

Развитие римской философии. Презентация "Эллинистическо-римская философия" – проект, доклад Презентация на тему философия древнего рима


План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик



РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. – 5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии соРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. –
5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой
эллинистич. философии собственно римской, связанной
с теми философами, к-рые имели специальное
отношение к самому Риму.

С чего же началось?

С начала III столетия до н. э. в регионе
Средиземного моря существенно усиливается
влияние Рима, который из городской республики
становится сильной державой. Во II в. до н. э. он
владеет уже большой частью древнего мира. Под его
экономическое и политическое влияние попадают и
города континентальной Греции. Тем самым в Рим
начинается проникновение греческой культуры,
составной частью которой была философия.

Особый вклад в Философию древнего Рима внесли следующие философы

Марк Аврелий, Авл Корнелий, Цельс Александр
Афродисийский, Александр Полигистор, Аполлоний
Тианский, Апулей Болос из Мендеса, Гай Марий Викторин,
Гай Музоний Руф, Диоген Лаэртский, Дион Хрисостом,
Калиетес, Квинт Луцилий Бальб, Квинт Юний Рустик,
Клавдий Максим, Клеанф (полуплатоник), Кресцент (киник),
Тит Лукреций Кар, Луций Анней Корнут, Марк Корнелий,
Фронтон, Марк Туллий Цицерон, Марциан Капелла, Плутарх,
Порфирий (философ), Присциан,
Публий Нигидий Фигул, Секст Эмпирик, Луций Анней
Сенека, Луций Тарутий Фирмиан, Фаворин
Филон Александрийский, Цельс, Эпиктет

Самые продвижники своих теорий были:

Сенека
Цельсий
Цицерон

Философия Древнего Рима

Особое место в культуре древних
римлян занимала философия. Важное
значение для римской философии
приобрели идеи морального
совершенствования человека и
мистические настроения, свойственные
времени.

Развитие философии в Древнем Риме

Среди философских
направлений наибольшее
распространение в
республиканском, а позже - в
императорском Риме получили
стоицизм и эпикуреизм.
Ярким представителем стоицизма
стал Сенека. Он вложил огромный
вклад в развитии философии
Древнего Рима, в том числе
придумал сентенции.

Сентенции

Древние Римляне внесли огромный вклад в развитие
современной речи. В том числе они придумали сентенции –
короткие, но точные высказывания по латыни.
Например:
Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения
из творчества Вергилия:
Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим
Из Ювенала:
Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю

Стоицизм

Основным принципом стоицизма
являлась идея об отречении от
материальных благ, жизни в согласии с
природой. Произведения стоицизма
отличались прекрасным живым языком,
здравым смыслом, жизнелюбием,
терпимостью.

Заключение

Итак, Древний Рим внес огромный вклад в развитие философии. Он навсегда
останется неисчерпаемой сокровищницей мысли, явившейся великим
античным наследием Древней Цивилизации. И в нашем бурном, кровавом,
полном страданий, но и великих побед двадцать первом веке, античность
продолжает жить в нас, питая современную науку и культуру.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН 1. Характерные черты и периодизация античной философии 2. Философские школы досократического периода 3. Философские взгляды классического периода 4. Философские школы эллинистическо-римского периода

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Возникновение античной философии VI век до н.э. – возникновение античной философии в городах-государствах Средиземноморья

5 слайд

Описание слайда:

* Карл Ясперс (1883-1969) Осевое время – VII-Vвв. до н.э. – эпоха становления философии в мире

6 слайд

Описание слайда:

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции - в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений. Особенности Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают два основных типа философского мировоззрения - материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два противоположных основных метода мышления - диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.

7 слайд

Описание слайда:

Этапы развития западной философии Античная философия (VIIв.до н.э.-Vв.н.э.) Средневековая философия (V-XIII вв.н.э.) Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.н.э.) Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.н.э.) Современная философия (XIX-XXI вв.н.э.)

8 слайд

Описание слайда:

Таблица «Периоды развития античной философии» Период ранней греческой философии VI век до н.э. Период расцвета античной философии V-IV вв. до н.э. Период заката античной философии Вторая половина IV в.до н.э. – I в.до н.э. Период упадка античной философии и зарождение христианской философии I – VI вв.

9 слайд

Описание слайда:

I период - досократический (VII-Vвв. до н.э.) II период - классический (сер.V- конец IV вв. до н.э.) III период - эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.) IV период - римский (I в. до н.э.-V в.н.э.)

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Демократические философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах Философские школы Философия натуралистической ориентации Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) Пифагорейская школа (Пифагор, Архит Тарентский) Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) Атомистика (Левкипп, Демокрит) Иные философы (Эмпедокл, .Анаксагор) Философия гуманистической ориентации Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики природы и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Софисты - это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы.

12 слайд

Описание слайда:

Философские школы античности Милетская школа Пифагорейский союз Учение Гераклита Учение Демокрита

13 слайд

Описание слайда:

Школы досократического / натурфилософского периода Основная проблема - первоначало

14 слайд

Описание слайда:

Милетская школа Фалес Милетский 640/624-548/545 до н.э. Анаксимандр 610-547/540 до н.э. Анаксимен 585-525 до н.э.

15 слайд

Описание слайда:

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V ни. до н.э. в Милете – крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии Характерные черты Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала - субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с прак­ тической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоз­ зрение это в своей сущности натуралистическое. Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).

16 слайд

Описание слайда:

Центральный вопрос Милетской школы Что есть начало всех вещей? Вода (Фалес) Апейрон (Анаксимандр) Воздух (Анаксимен)

17 слайд

Описание слайда:

Анаксимандр (610-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего - «апейрон» - вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множе­ство, и они-то циклически возникают и гибнут. Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса. Центр Вселенной - Земля, представляющая собой срез цилиндра, который па­рит в воздухе.

18 слайд

Описание слайда:

Фалес (625-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего - вода - «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом. Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). Центр Вселенной - Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. Вселенная полна богов.

19 слайд

Описание слайда:

Анаксимен (585-525 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего - воздух, ко­торый проходит в сво­ем изменении ряд эта­пов: огонь - воздух - ветры-облака - земля - камни. Воздух, входя­щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух - источник жизни и психических явлений. Земля - плоский диск, парящий в воз­духе. Боги отождествля­ются с Природой.

20 слайд

Описание слайда:

ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V ни. до п.».), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз

21 слайд

Описание слайда:

Пифагор Самосский 570-490 до н.э. Числа – основа и начало всякой вещи Суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде

22 слайд

Описание слайда:

Характерные черты пифагорейской школы Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось. Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную организацию аристократии.

23 слайд

Описание слайда:

Основные положения философии пифагорейцев Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора - это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. Первопричина всего сущего - число. Все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность - это значит познать управляющие им числа. Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически понятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее). Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропонимания, что целиком связано с их пониманием числа. Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.

24 слайд

Описание слайда:

Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530-470 до н.э.). Гераклит - один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии

25 слайд

Описание слайда:

Гераклит Эфесский 544-483 до н.э. Первоначалом является огонь Всеобщее развитие и изменение вещей, их борьба и переход в свои противоположности Всё течёт, всё изменяется В одну реку нельзя войти дважды Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего

26 слайд

Описание слайда:

Школа атомистов Левкипп V в. до н.э. Демокрит 460-370 до н.э. Существуют два первоначала – бытие и небытие Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов Существует пустота как пространство, где атомы могут двигаться

27 слайд

Описание слайда:

Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500-440 до н.э.), учение которого продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистического направления).

28 слайд

Описание слайда:

Основные положения философии атомистов Мир состоит из пространства и наполняющей его материи, или из атомов и пустоты. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести. Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом - движущаяся материя. Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля - плоская. Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности - никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности - никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно. Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам. Жизнь и смерть организмов - это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается. Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники, эстетики, филологии, музыки.

29 слайд

Описание слайда:

Элейская школа Ксенофан 570-475 до н.э. Парменид 540-450 до н.э. Зенон Элейский 490-430 до н.э.

30 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕАТЫ - представители Элейской философской школы, существовавшей в VI-V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан Парменид Зенон

31 слайд

Описание слайда:

Центральный вопрос Элейской школы Что есть есть? Все вещи есть, все они обладают бытием В философию вводится понятие бытия, лежащего в основе всех вещей мира Бытие есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо

32 слайд

Описание слайда:

Основные положения философии элеатов Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая - исходный пункт Элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.

33 слайд

Описание слайда:

Период расцвета античной философии Софисты Учение Сократа Платонизм, или Академия Аристотелизм, или Ликей Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа»

34 слайд

Описание слайда:

Софисты Протагор 490-420 до н.э. Горгий 483-375 до н.э. Софисты впервые поставили вопрос о человеке «Человек есть мера всех вещей» Протагор

35 слайд

Описание слайда:

СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.) не представляла собой единого круга мыслителей. «Софисты» не есть название определенного философского направления или особой философской школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает особый тип философа-профессионала, учителя философии. Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Человек и сознание - основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм сознания. Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Исходный принцип софистов: « Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида - субъек­та познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание не­достижимо {скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм). Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Основные положения философии софистов

36 слайд

Описание слайда:

Сократический период (середина V - конец IV вв. до н.э.) Философские школы Философия Сократа Сократические школы: Мегарская школа (Евклид из Мегар, Евбулид, Стильпон, Диодор Крон) Элидо-эритрейская школа (Фе- лон, Менедем, Асклепиад) Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет) Киренская школа (Аристипп, Феодор, Гегезий, Анникерид) Философия Платона Философия Аристотеля Цель философии - проблема человека как морального существа; проблема, как следует жить (Сократ). Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя». Любое знание есть добро, а любое зло, порок соверша­ется от незнания - суть этического ра­ционализма Сократа. Предметом знания может быть только общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и по своей природе неизменно. Абстрактное высшее благо - Бог, разум, жизненная энергия (мегарцы). Мудрость - в познании блага посред­ством отрешения от всего, что делает че­ловека зависимым, отсюда идея свободы вне общества и проповедь безусловной естественности, безусловной личной сво­боды (киники). Предметом знания может быть прак­тически достижимое благо. Критерием блага является наслаждение или страда­ние. Цель жизни - в наслаждении насто­ящим. Средством к достижению счастья является свобода (киренаики). Построение метафизических систем и синтез основных философских проблем (Платон, Аристотель). Особенности

37 слайд

Описание слайда:

Сократ (ок.470-399 до н.э.) Древнегреческий философ, учитель Платона, воплощённый идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества «Я знаю, что ничего не знаю»

38 слайд

Описание слайда:

Вопрос для обсуждения Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли Вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

39 слайд

Описание слайда:

Жак-Луи Давид «Смерть Сократа» Основные идеи философии Сократа Внутренний мир человека важнее, чем природа. Познание начинается с самопознания. Девиз: «Познай самого себя»

40 слайд

Описание слайда:

Основные идеи философии Сократа Путь к самопознанию - разум Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика) Умение принимать истину Сократ называл майевтикой Сомнение – важный элемент философии

41 слайд

Описание слайда:

Основные положения философии Сократа Центральная проблема в философии - человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека - это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени. Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи­мую личность. Познание - главная цель и способность человека, ибо в про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к факту сознания. Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диалогос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов под­вести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Задача метода - найти «всеобщее» в нравственности посредством «индук­ции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений). Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.

42 слайд

Описание слайда:

Платон 427-347 до н.э. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель своей школы – Академии, просуществовавшей около 900 лет

43 слайд

Описание слайда:

* Платон (428 / 427- 348 / 347гг. до н.э.) Строение мира. 2. Учение о человеке. 3. Учение о познании. 4. Учение – утопия об идеальном государстве.

44 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика философии Платона Философская система Платона - первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир - несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей - «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра­ведливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государ­ственности и т.п.), свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект - обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).

45 слайд

Описание слайда:

Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве «Идеальное государство» (или при­ ближающееся к идеалу). Аристократия - справедливая власть меньшинства. Аристократическая республика. Аристократическая монархия. Нисходящая иерархия государствен­ ных форм. Тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Олигархия - несправедливая власть меньшинства. Демократия - справедливая власть большинства. Тирания - несправедливая власть одного человека. Классификация государственных форм по Платону План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть со­общество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.

46 слайд

Описание слайда:

Учение Платона Бытие Наш мир не является истинным – он только искажённая тень настоящего мира Истинное бытие Платон называет миром идей Наш мир – мир теней, - это лишь копии, несовершенные слепки с идей

47 слайд

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - античная философия периода эллинизма (3– 2 вв. до н. э. – 5– 6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии собственно римской, связанной с теми философами, которые имели специальное отношение к самому Риму.

С чего же началось? С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.

Философия Древнего Рима Особое место в культуре древних римлян занимала философия. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени.

Развитие философии в Древнем Риме Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм. Ярким представителем стоицизма стал Сенека. Он вложил огромный вклад в развитии философии Древнего Рима, в том числе придумал сентенции.

Сентенции Древние Римляне внесли огромный вклад в развитие современной речи. В том числе они придумали сентенции – короткие, но точные высказывания по латыни. Например: Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения из творчества Вергилия: Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим Из Ювенала: Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю

Стоицизм Основным принципом стоицизма являлась идея об отречении от материальных благ, жизни в согласии с природой. Произведения стоицизма отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Философия Греции досократовского периода. Натурфилософия. Классическая греческая философия. Философия эллинизма.

Слайд 2

Древнегреческая мифология (Гомер, Гесиод) утверждает, что сначала существовал Хаос (греч. «разверзаться») – бесформенная совокупность материи. Беспорядок. Безобразие. Боги из Хаоса создали Космос (греч. «мир, порядок») – мировой порядок. Эталон красоты и совершенства. 1 этап - Натурфилософия Космоцентризм: вопросы Космоса первичны. Космос отождествляется с природой (nature)

Слайд 3

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (VI в. до н.э.). Р одоначальница философии, астрономии, математики, физики и др. наук. Естествознание. Рационализм - стремление разумом и логикой объяснить мир. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Дискуссия о том, из какого правещества возник Космос? Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (огонь). Как устроен Космос? Космос ограничен в пространстве. Замкнутая сфера. Геоцентрическая модель Космоса. Аристарх Самосский в 3 в. до н.э. высказал идею гелиоцентризма, но она не распространилась. ШКОЛЫ НАТУРФИЛОСОФИИ

Слайд 4

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. ЭЛЕАТЫ (VI – V вв. до н.э.) – Впервые ввели понятие «БЫТИЕ» (от глагола «быть»). ПАРМЕНИД ЗЕНОН Основоположники онтологии. Бытие - единое, непрерывное, вечное, неделимое на части. Пустота не существует. Идея единства всего существующего максимально близка буддизму. Рационализм. Законы бытия познаются только разумом. Чувства фиксируют только отдельные взятые явления, но не их закономерности.

Слайд 5

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА (VI – IV вв. до н.э.) Пифагор (570 - 480 гг. до н.э.) 1. В основе мира ГАРМОНИЯ (греч. «соразмерность, пропорциональность»). 2. Гармонию существующего можно выразить с помощью чисел, числовых и геометрических закономерностей 3. Каждое число наделено определенным свойством – не только математическим, но и нравственным. 4. Учение о музыкальной гармонии. Из всех наук наиболее близки математика, астрономия и музыка. «Музыка небесных сфер»

Слайд 6

ФИЛОСОФЫ - ОДИНОЧКИ в Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.) Огонь – первоначало всего; 2. Периодически Космос уничтожается, чтобы возродиться снова; 3. Теория потока. Всеобщая изменчивость. Всё есть поток. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». 4. Единство противоположностей.

Слайд 7

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Бытие состоит из АТОМОВ; Атомы неделимы; 3. Атомы взаимодействуют хаотично как механические частицы; 4. Между атомами ПУСТОТА. Философия противоположная элеатам, доминировавшая до XX века.

Слайд 8

АНТИЧНАЯ КЛАССИКА (V – IV вв. до н. э.) в СОКРАТ Совершил поворот философии к человеку. ЧЕЛОВЕК – МИКРОКОСМОС «ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР и БОГОВ» Философ – практик. Подтверждал сказанное поступками. Поражал современников не только мудростью, но и силой воли, телесной выносливостью, развитой благодаря физическим упражнениям. Начал критику существующего общества, которое поклонялось несовершенным олимпийским богам. Предложил новый идеал - ВЫСШЕЕ БЛАГО.

Слайд 9

ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ Совершил поворот философии к человеку.

10

Слайд 10

ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОНТОЛОГИЯ. Космос представляется как совокупность двух миров МИР ИДЕЙ МИР ВЕЩЕЙ мир метафизический мир физический единый множественный совершенный несовершенный вечный изменчивый умопостигаемый Платон впервые поднял важную проблему: существует ли Единое Начало, ОБЩЕЕ для всех людей?

11

Слайд 11

Платоновская триада ЕДИНОЕ – УМ – ДУША Единое – выше всякого бытия, выше всякого мышления и ощущения. Первоначало, первопричина. УМ – происходит от Единого. Сущность всех вещей, множество всех идей МИР ИДЕЙ. Душа – связывает между собой все явления и вещи. Душа есть во всем. Душа мира, человека, вещи.

12

Слайд 12

2. ГНОСЕОЛОГИЯ. По мнению Платона, человек проникает в Мир Идей с помощью интуиции. По мнению Аристотеля, первичен разум. Утвердил РАЦИОНАЛИЗМ. Создал первую философскую систему, разработал основные философские понятия (КАТЕГОРИИ). Основоположник ЛОГИКИ. Сократ – основоположник ДИАЛЕКТИКИ как искусства ведения диалога, цель которого достижение истины. диалог = спор обличение майевтика

13

Слайд 13

3. АНТРОПОЛОГИЯ. Разработаны основные концепции человека. А) «человек – микрокосмос» (Сократ). Б) психика (душа) человека имеет 3 части (Платон): разум, сила воли (ярость), желание (страсть). В) в человеке объединяются 2 начала – биологическое и социальное. «Разумное животное» или «политическое животное» (Аристотель).

14

Слайд 14

Воплощение разумного начала в человеке – бог Аполлон, а биологического (инстинкты) – бог Дионисий. Боги антропоморфные, «человекоподобные». Боги как воплощение идеала физической красоты.

15

Слайд 15

Культ тела. Стремление к гармонии. Создание канонов прекрасного человеческого тела. Идея Платона, что «тело - темница души» не была распространена.

16

Слайд 16

4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Разработаны основные концепции государственного и общественного устройства. Положительные типы Отрицательные типы государственного устройства государственного устройства монархия («один во главе») тирания, деспотия для большого государства важен совещательный орган, демократия («власть народа») охлократия («власть толпы») важно качество народа необразованная масса аристократия («власть лучших») олигархия («власть немногих») плутократия («власть богатства»)

17

Слайд 17

НАУКА возникла в Древней Греции в 6 – 5 вв. до н.э. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОБЪЕКТИВНОЕ – общеобязательное для всех. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - от разрозненных наблюдений и рецептов произошел переход к согласованным и обоснованным системам знаний – теориям. 3. АБСТРАКТНОЕ (от греч. «отвлечение») – теории это «идеальный» мир. 4. КРИТИЧЕСКОЕ – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать. РАЦИОНАЛЬНОЕ - опора на авторитет разума и логики. НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания ИСТИНЫ

18

Слайд 18

Три научные программы Древней Греции МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (Пифагор, Платон). Пифагор: «Число есть сущность всех вещей». Математика – чистая абстракция, на языке которой можно выразить закономерности мирового устройства. Платон: Наука – единое целое, вершиной которого является философия, а корнями - математика и астрономия. Идеальное число – 1. Интуитивно открыл идеальные геометрические формы, лежащие в основе неживой материи - 5 « платоновых тел»

19

Слайд 19

2. АТОМИСТИЧЕСКАЯ (Демокрит, Эпикур). Все мировые процессы – результат взаимодействия атомов и пустоты. ЧАСТЬ важнее ЦЕЛОГО. Нет понимания целостности мира. Демокрит заложил основы научного метода исследования. Случайность – то, причину чего люди не знают. ПОИСК ПРИЧИН. 3. ФИЗИЧЕСКАЯ (Аристотель). Аристотель первым создал науку о природе – физику. Для физики Аристотеля важнейшее понятие – движение. Считал, что движение вечное и непрерывное. (-) ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНА МАТЕМАТИКЕ ПЛАТОНА. Физика атомистов в основном количественная, а физика Аристотеля основана на идее качественных превращений одних физических элементов в другие.

20

Слайд 20

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА (с IV вв. до н. э.) В эллинистической философии акцент переносится из сферы метафизики в сферу этики. Человек как микрокосмос. Этические проблемы по-разному решены в пяти направлениях Киники Эпикурейство Стоицизм Неоплатонизм Скептицизм

21

Слайд 21

ЭПИКУРЕЙСТВО ЭПИКУР (341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.. Последователь Демокрита. 1. Признание существования атомов, но отрицание их хаотического движения. 2. Ощущения первичны, а разум вторичен. Опровержение рационализма. 3. Душа умирает вместе с телом. 4. Идеал – жизнь мудреца. Блаженная и спокойная. Мудрец умеет наслаждаться жизнью и получать удовольствия. Однако не все удовольствия важны и полезны. Удовольствия естественные (природные). Удовольствия противоестественные – приводят к страданиям.

22

Слайд 22

5. Что людям мешает получать удовольствие? Во-первых, суеверия. Во-вторых, страх. Главный страх – страх смерти. Большинство страхов надуманно. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет. Когда наступает смерть, нас уже нет». 6. Советовал довольствоваться маленькими радостями жизни (вкусная еда, общение с интересными людьми) и не заниматься большой политикой. Эпикурейство в Древнем Риме - ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (99 – 55 гг. до н.э.). СКЕПТИЦИЗМ ПИРРОН (360 – 270 гг. до н.э.) Сомнение в возможности достижения истины. Ничего точно утверждать нельзя. Отрицание теорий. Говорили: «мне кажется…», «предполагаю…». Идеал мудреца – невозмутимость (атараксия).

23

Слайд 23

КИНИКИ Ученик Сократа – АНТИСФЕН (450 – 360 гг. до н.э.). Его ученик – ДИОГЕН (400-325 гг. до н.э.). Максимальное упрощение жизни. Крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием. Натурализм. Самый низший уровень потребностей. Мир – плохой. Следует научиться жить от него отдельно. Насмешка над всеми условностями. Максимальная независимость от общества. Внутренняя свобода. Борьба не с социальным злом, но с самим собой. Космополитизм Диогена. Отрицание всех границ, политических и пр. Атрибуты киника – сложенный вдвое плащ, посох и сума для подаяний. Манера поведения – эпатаж и маргинальность. Цель - привлечение внимания к своей философии в условиях кризиса античной культуры. От понятия «кинизм» произошло «цинизм»

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

26

Слайд 26

27

Слайд 27

СТОИЦИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) Ранняя Стоя – Зенон, Хрисипп. Поздняя Стоя - ПЛУТАРХ, ЦИЦЕРОН, СЕНЕКА (4 г. до н.э. – 65), МАРК АВРЕЛИЙ (121-180). ДУАЛИЗМ - признание и божественной и материальной реальности. 2. РАЦИОНАЛИЗМ– господство разума над чувствами. 3. Влияние Сократа. Твердость и мужество в жизненных испытаниях. 4. Развитие шести добродетелей: - внутренняя свобода, независимость от внешних обстоятельств; - совесть; - сила воли и внутренняя сила; - человеколюбие, толерантность; - чувство юмора; - умение применять эти знания на практике. Стоический идеал мудреца – невозмутимость, свобода от страстей. Худший вид рабства – рабство у своих страстей.

28

Слайд 28

29

Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ 3. Философия Древней Греции и Рима

НЕОПЛАТОНИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) ПЛОТИН (204 - 270) Синтез учений Платона, Аристотеля и восточных философий. 1. За основу берется триада Платона. Единое – Ум – Душа. Идея ступенчатого перехода от единого и всеобщего к множественной материи. Единое (Благо) - выше любого бытия. ЕДИНОЕ Ум – множество всех идей. Душа – множество всех существ, образующих УМ чувственный Космос. 2. Единое – познается мистически-интуитивно. Ум – познается логически. Здесь ДУША учение Аристотеля и Пифагора. 3. Учение об иерархическом строении бытия. КОСМОС Мир – ступени последовательно убывающего Совершенства. 4. Освобождение от плена материи материя путем аскетической практики.