Меню
Бесплатно
Главная  /  Породы  /  Разбойник кудеяр биография. Из истории земли Тульской. Разбойник Кудеяр. Собирательный образ разбойника

Разбойник кудеяр биография. Из истории земли Тульской. Разбойник Кудеяр. Собирательный образ разбойника

Довольно популярным персонажем в истории славянского фольклора был атаман Кудеяр. Легенды о нем известны во многих областях как центральной, так и южной России. В данной статье будут рассмотрены более детально некоторые довольно известные упоминания в истории, легендах и литературе этого атамана.

Происхождение имени Кудеяр

Точных дат жизни атамана Кудеяра никто не может назвать, но принято считать, что он жил в шестнадцатом веке. Бытует множество мнений касательно происхождения персидского имени Худояр, которое в переводе означает "Богом возлюбленный", или Кудеяр, чаще всего ему присваивают татарское происхождение. В западной и центральной России это имя имело другое значение - самый сильный волшебник.

Долгое время собственное имя Кудеяр встречалось во многих губерниях, таких как Воронежская, Харьковская, Тульская, Калужская и многие другие. Позднее стала набирать популярность фамилия Кудеяров.

Имя атамана Кудеяра встречается не только в легендах. Можно привести примеры упоминания его в истории:

  • В роду дворян Марковых, родом из Курска, был Кильдеяр Иванович, которого сокращенно именовали Кудеяром.
  • В некоторых исторических документах упоминается помещик родом из Арзамаса, который носил имя Кудеяр Чуфаров.
  • Известно имя московского казака Карачаева Кудеяра.
  • Часто в летописях упоминается Кудеяр Иванович.
  • Встречаются записи и о бежавшем в Крым, по имени Кудеяр Тишенков, родом из Белевских бояр. Многие ассоциируют именно этого исторического деятеля с образом атамана.

Отождествление атамана с царевичем Юрием

Существует несколько легенд, в которых проводится параллель между атаманом Кудеяром и Юрием Васильевичем, сыном Соломонии Сабуровой и Василия III. Можно выделить некоторые из них:

  1. Легенда родом из Саратова, которая повествует о том, что Иван Грозный, прежде чем отправиться на боевые действия в Казань, оставил Москву на попечительство Кудеяру. Позже было выяснено, что Казанский указ был ложным, сделан для того, чтобы во время отсутствия государя Кудеяр Васильевич, присвоив казну государства, скрылся от наказания.
  2. Симбирская легенда рассказывает, что Юрий Кудеяр был вызван в Казань для казни от руки Грозного. Однако, заранее узнав о намерениях царя, Юрий занял оборонительные позиции на Волге, у Кротковского города.
  3. Известна легенда, что царь Иван Грозный все-таки встретился с Юрием у осажденной Казани, а тот, в свою очередь, бежал от правителя на север страны.
  4. Курское сказание гласит, что Юрий оказался в плену у татар, которые хотели получить за него выкуп у государя. Когда попытка провалилась, пленника отправили вместе с войском на войну за царский трон. Однако и эта идея оказалась безрезультатной, после чего Юрий остался на русских землях, где и занялся разбоем.
  5. Суздальская легенда, напротив, рассказывает о заключении Кудеяром Васильевичем добровольного союза с татарами, целью которого было завоевание трона. Однако, увидев со стороны бесчинства, совершаемые татарами, он стал на защиту родной земли.

Все предания как об атамане, так и о Юрии Кудеяре указывают на его предательство Родины, которое проявляется в побеге либо в переходе на сторону врага.

Другие легенды о происхождении Кудеяра

Бытует множество историй о происхождении атамана Кудеяра:

  • По воронежским летописям, Кудеяр был сборщиком податей у хана. Однажды, разграбив российские поселения, он решил не возвращаться к правителю, поселился в Воронежских землях, собрал вокруг себя единомышленников и продолжил разбойничью жизнь. Вскоре он влюбился в славянскую девушку, похитил ее и сделал своей женой.

  • В селе Лох верят в легенду о том, что Кудеяр был не кем иным, как младшим братом Грозного. Государь решил убить его, поверив слухам, что когда он вырастет, то лишит его законного престола. Однако слуги ослушались приказания царя и сбежали с царевичем, который позже принял ислам и был назван Кудеяром.
  • Существует сказание, что Кудеяр являлся сыном Жигмонта Ботория, который родился еще до провозглашения его дяди королем польским. Он бежал на Днепр к казакам, позже поступил на службу к Ивану Грозному, однако после царской опалы сбежал и подался в разбойничью жизнь.
  • В Рязани бытует мнение, что Кудеяр был опричником, который не только грабил купцов из Москвы, но и присваивал себе скот местных жителей.
  • В атамана позиционировали как нечистого духа, который охраняет свои сокровища.

Учитывая огромное количества источников, отличных друг от друга, достаточно тяжело дать точную характеристику атамана Кудеяра.

Легенды о пещере Кудеяра

Долгое время многие искатели сокровищ пытались найти клады разбойника Кудеяра, о которых ходит множество легенд. Нно все было безрезультатно. Во многих старинных рукописях рассказывается о городах, где разбойники атамана Кудеяра прятали награбленное. Больше всего таких мест отмечено в Воронежской области. По некоторым рассказам, в лесах Брянска есть места, где спрятаны клады, и ночью из-под завалов камней виднеется свет, а иногда раздается детский плач.

Кудеярова пещера описывается как место, в котором не только хранилось награбленное, но и жил сам атаман в богато обустроенных покоях. Гора, в которой располагалась пещера, сплошь покрыта густыми зарослями. Рядом с ней расположена еще одна гора - Караульная, на которой были расставлены часовые разбойника. Вокруг этих мест был вырыт глубокий ров, защищающий убежище и его обитателей от незванных гостей. В то время когда Кудеяр покидал свое убежище в поисках новой наживы, он запирал все помещения, а вход в пещеру заваливал камнями. Считается, что дух атамана и по сей день сторожит свои несметные богатства от людей. Некоторые придерживаются мнения, что Кудеяр в силу своих магических способностей жив и сегодня.

Существует и другая версия легенды. По ней, все его клады были заколдованы от людских глаз на 200 лет. Срок этот давно вышел, и для поиска клада необходимо нечетное количество людей. После того как будет вырыт вход, для открытия замка следует воспользоваться золотым ключом, который хранится в Симовом роднике. Достать его не так просто, это может сделать только тот, кто вычерпает источник или сможет добыть воды из Ужиного озера, о местоположении которого никому не ведомо.

Собирательный образ разбойника

Образ царевича Юрия, которого многие считают разбойником Кудеяром, в истории является собирательным и состоит из биографических данных реальных, однако совершенно разных людей. По итогу имя Кудеяр в народе стало нарицательным. Оно характеризует всех существующих разбойников. Назвать данного персонажа достоверно историческим не представляется возможным, по причине отсутствия данных, подтверждающих его реальное существование.

По записям, сделанным в Кудеяр предстает татарином, который хорошо знает русский язык и отличается достаточно высоким ростом и звериной наружностью. Также многие легенды наделяют этого персонажа магическими способностями, которые помогали ему в грабежах, а также скрывали от преследователей.

В одних рукописях атаман описывается как чернокурый мужчина вспыльчивого и неукротимого нрава, который при этом был еще и своевольным казаком. В свою очередь, по некоторым народным сказаниям представляется иной образ - мужчина привлекательной внешности, богатырской стати, неглупый, имеющий слабость к молодым девушкам.

В целом можно выделить несколько образов Кудеяра, основанных на древних сказаниях. Некоторые приписывают ему жизнь жестокого разбойника, другие считают, что атаман Кудеяр был царских кровей и скрывался от праведного гнева царя. Также бытует мнение, что он был самозванцем, который выдавал себя за человека царских кровей.

Упоминание персонажа в произведении Некрасова

Атаман Кудеяр у Некрасова Николая Алексеевича, великого русского писателя, упоминается в "Кому на Руси жить хорошо", в одной из глав под названием "Пир на весь мир". Последние строки этой главы отличаются в зависимости от издания, поскольку известно несколько вариантов текста:

  • Рукопись 1876 года для журнала "Отечественные записки" и цензурный типографский оттиск, сделанный на основе данной рукописи. Еще одна урезанная публикация в этом журнале была отмечена в 1881 году.
  • В 1879 году было выпущено нелегальное издание Петербургской вольной типографии. Этот вариант включен в сборник сочинений автора.

В этом произведении персонаж атаман Кудеяр - легенда, которую рассказывает Ионушка. В его повествовании рассказывается о лютом разбойнике, который раскаялся в совершенных грехах и начал отшельническую жизнь. Однако он не находит себе места, и однажды ему является странник, который рассказывает, как разбойнику достичь успокоения. Для этого следует срезать вековой дуб тем самым оружием, которым были убиты невинные люди. На выполнение этого задания ушли годы, но рухнуло дерево только после убийства пана Глуховского.

Приближенных людей у атамана Кудеяра в "Кому на Руси жить хорошо" было немного. В произведении указывается их численность. В поэме об этом говорится: "Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман". Когда Кудеяр решил отмолить грехи и покаяться, он распустил свою свиту на вольные хлеба.

Упоминания в творчестве других авторов

Образ атамана Кудеяра присутствует не только в творчестве Некрасова. Упоминания о нем есть в романе Костомарова "Кудеяр", а также в "Последней любви Кудеяра", описанной Навроцким.

У Костомарова в произведении имеются отсылки к легенде о происхождении персонажа от первого брака Василия Третьего. Его жена после развода была отправлена в монастырь по причине бесплодия. Однако в стенах монастыря у нее рождается сын. Женщина отправляет его с преданными ей людьми на турецкую границу, где царевич попадает в плен. Немного позже, став более взрослым, он совершает побег на родную землю, где становится разбойником, носящим имя Кудеяр.

Упоминается данный персонаж и в советской литературе:

  • В рассказе Куприна "Груня" имеет место сравнение дяди главной героини с образом известного атамана.
  • История о Кудеяре была описана Бахревским в произведении "Клад атамана".
  • Ширяев упоминает атамана в "Кудеяровом дубе".
  • Александров описывает образ в "Кудеяровом стане".
  • Разбойник упоминается в цикле "Пелагея" писателя Акунина.

Песня Шаляпина

"Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман" - именно так начинается первый куплет песни "Легенда о двенадцати разбойниках" в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина по словам произведения Некрасова. По некоторым источникам, создание музыки приписывают Николаю Маныкину-Невструеву.

"Кудеяр-атаман" - песня про разбойника и его соратников - исполняется совместно с хором, который поет припев после каждого куплета: "Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим! Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим".

Данное творение хоть и основано на тексте из неоконченной поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", но, в свою очередь, имеет значительные смысловые различия. К примеру, в произведении поэта не было указано, что Кудеяр и Питирим - это один и тот же человек, в отличие от песни.

Кроме этого, во многих легендах и в тексте произведения Кудеяр описывается как некий мститель от народа, который прекращает жизнь разбойника, становится паломником и живет в уединении в лесной глуши, а Кудеяр-атаман в песне уходит в монастырь замаливать свои грехи.

Текст песни имеет несколько вариантов и исполнителей. Многие слышали это произведение в исполнении Евгения Дятлова. Сегодня оно входит в репертуар многих мужских церковных хоров.

Кудеярово городище

По некоторым преданиям, жил атаман Кудеяр вместе со своими разбойниками на берегу Сейма, в так называемом Кудеяровом городище. В этой легенде упоминается Екатерина Вторая, которая в то время совершала путешествие по югу России. В один из ее привалов недалеко от этого городища Кудеяр похитил золотую карету императрицы и закопал ее между тремя дубами.

Не менее известно Чертово городище, которое многие называют Шутовой горой, на дороге из Козельска в Лихвин. Данное место было очень удачно расположено, поскольку именно по этой дороге довольно часто проходили караваны с товарами, которые были прекрасной добычей для любого разбойника.

Многие верят, что здесь было расположено убежище Кудеяра, построенное для него нечистой силой. Считается, что именно эта сила и по сей день охраняет спрятанные сокровища разбойника, а по ночам в тех местах появляется призрак Любуши, дочери атамана, которая была проклята и заточена собственным отцом в этих землях.

Черный Яр

На самом деле известно большое количество Кудеяровых городов на территории южной России. В каждой губернии существуют свои истории и места, где запрятаны сокровища банды Кудеяра.

Большой популярностью пользуется гора которая находится в Липецкой области. Ее отличительная черта - лежащий на верхушке камень синеватого цвета, который считается окаменевшей лошадью атамана, получившей такой цвет, будучи опаленной огнем.

По многим легендам, именно здесь была расположена Кудеярова крепость. По преданиям, донские казаки, недовольные бесчинством Кудеяра и его разбойников, ополчились против них. Когда они добрались до крепости, то никак не могли ее захватить, поэтому обложили вокруг хворостом и подожгли.

Атаман запрятал все награбленное и оставил свою любимую лошадь в качестве охраны. А чтобы она не пострадала от огня, он превратил ее в камень.

Для большинства современников атаман Кудеяр - забытая история, однако не так давно этот персонаж был легендарным, можно сказать, полумифическим. И даже сегодня воспоминание о нем сохранилось в названиях гор, городов, яров, а само имя Кудеяр ассоциируется со зловещей, недюжинной силой.

Немало мест на Руси связано с легендарным разбойником Кудеяром. В книге «Приходы и церкви Тульской Епархии», изданной в Туле в 1895 г. мы находим следующие сведения, относящиеся к селу Страхово Алексинского уезда (ныне Заокского района): « С. Страхово лежит в лесистой местности при почтовой дороге из Тарусы (Калуж. губ.) на станцию Иваново Моск.–Кур. ж. д., на разстоянии 70-ти вёрст от Тулы и 30 от Алексина. Название села связано с именем московского изменника, белевскаго дворянина, разбойника Кудеяра. Поселившись в лесу со своею шайкою над Окою, вблизи нынешняго села Страхова, он наводил страх на жителей этой местности. Отсюда название с. Страхово».

В упомянутой книге есть сведения и о Чаплыгинском городище Чернского уезда, где якобы были скрыты сокровища разбойника, а Боянов овраг (в плане владений помещицы Маляревской он значится как Буянов), расположенный близ могильного поля, находящегося с западной стороны городища «может быть, и получил свое название от буйств, производимых разбойничьею шайкою Кудеяра».

Рассказывая о пребывании И.С. Тургенева на тульской земле, краевед Василий Анисимович Новиков, в своей книге «И.С. Тургенев в Тульском крае», отмечал, что писатель хорошо знал рассказы о разбойнике Кудеяре, которые местные крестьяне передавали из поколения в поколение. Василий Анисимович указывает и на размещённые в газете «Тульские губернские ведомости» (№ 2–6, 1850) народные предания, повествующие о разбойнике.

Легенды о нём были широко распространены и в других российских губерниях. Отсюда можно предположить, что именем разбойника, ставшим нарицательным, могли пользоваться атаманы разных разбойничьих шаек.

Доподлинно же известно, что в правление Царя Иоанна IV Васильевича Грозного, действительно жил боярский сын Кудеяр Тишенков, родом из города Белёва (ныне Тульской области). Он был в числе изменников, которые без особых препятствий провели крымского хана Девлет-Гирея к Москве в мае 1571 года. Столица тогда была сожжена.

Доктор исторических наук Борис Николаевич Флоря, в своей работе «Иван Грозный», указывает, что сведения о перебежчиках Царю доставил Севрюк Клавшов, посланный гонцом в конце лета 1571 года в Крым к Девлет-Гирею. “Дети боярские белевцы Кудеяр Тишенков дa Окул Семенов дa кaлужaне Ждaн дa Ивaн Вaсильевы дети Юдинковы, дa коширяне Сидор Лихaрев, a прозвище Сотник, дa серпуховитин Русин, a с ним десять человек их людей”. Этот список из «Крымских дел», хранящихся Центральном государственном архиве древних актов приводит в своём труде «Опричнина» историк Александр Александрович Зимин. Из документа следует, что самым активным был именно Кудеяр Тишенков, он упорно настаивал на походе на Москву: “И ты-де, госудaрь, поди прямо к Москве, a вождь-де, государь, тебе через Оку и до Москвы яз”.

Своим предложением, Кудеяр и другие изменники нарушали планы Девлет-Гирея, целью которого был набег на район Козельска. Походу на Москву противились и крымские военачальники. Но заверения в отсутствии, каких либо серьёзных препятствий убедили хана, и он направился к столице Руси. В порыве преданности Тишенков заявил, что готов сесть на кол, если завоеватель не одержит победу: “Толко-де ти приход к Москве не учинишь, и ты-де меня нa кол посaди у Москвы. Стоять ден противу тебя некому”

Стараниями Кудеяра, вероятно, и были найдены броды через реку Оку, благодаря чему орда крымского хана миновала русское войско занявшее оборону на берегу.

Позднее, получив от Севрюка Клавшова сведения об изменниках, Царь Иоанн Васильевич полагал, что в силу своего не столь знатного положения они являлись лишь орудием в руках высокопоставленных бояр. В разговоре с послом крымского хана Государь отметил: “Брат наш Девлет-Гирей, сослався с нашими изменники з бояры, да пошел на нашю землю, а бояре наши еще на поле прислали к нему с вестью встречю разбойника Кудеяра Тишенкова”.

Тишенков покинул Московское государство вместе с ханским войском и поселился в Крыму. О нём, в своих письмах Царю Иоанну Васильевичу из крымского плена, упоминал думный дворянин Василий Грязной. Из них следует, что Кудеяр пребывал в милости у хана и занимал важное положение. Но в 1578 году, уже сам Тишенков вступает с Царём в переписку, испрашивая прощение за измену и изъявляя желание вернуться на Родину. Иоанн Васильевич был благосклонен и дал своё согласие: “и будет на наше имя ехати похочешь, и ты бы свои вины покрыл правдою, на наше имя ехал, а мы тебя пожалуем, вины твои тебе отдадим и сумнения бы еси себе не держал”. Далее, следы боярского сына из Белёва теряются. Сведений же о том, что он и разбойник Кудеяр один и тот же человек – не имеется, хотя и упоминается, что разбойник был родом из Белёва.

Истории о Кудеяре, о его многочисленных набегах и грабежах, вселявших в сознание народа страх и ужас, породили множество легенд, а они, в свою очередь, послужили источником для создания художественных произведений. В репертуар Фёдора Ивановича Шаляпина, входила песня «Сказание о двенадцати разбойниках», в основу которой легло предание «О двух великих грешниках» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», где воспевался раскаявшийся в своих злодеяниях разбойник Кудеяр.

Протоиерей Александр Рудниченко настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волковичи.

Источники:

1. Приходы и церкви Тульской Епархии. Тула, 1895.

2. Новиков В.А. И.С. Тургенев в Тульском крае. Тула, 1990.

3. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., Мол. гвардия, 1999.

4. Зимин А.А. Опричнина. М., Территория, 2001.

5. Шокарев С.Ю. Переписка Ивана IV Грозного с Василием Грязным и русско-крымские взаимоотношения второй четверти XVI в. // Историко-публицистический альманах «Москва-Крым» №1, М., 2000.

Клады разбойника Кудеяра

Один из самых популярных и загадочных персонажей русского разбойничьего фольклора – знаменитый Кудеяр. Историки так и не могут толком ответить на вопрос – реальное ли он лицо или собирательный образ народных преданий. Единственное, что установлено более-менее точно: легенды о Кудеяре относятся к XVI веку. Так, в 1640 году в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

Некоторые историки считают его татарином, так как имя его тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» – «бог» и «яр» – «любимый», то есть «любимый богом». Причем в те времена имя Кудеяр было довольно распространенным. У Карамзина, например, упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». Согласно другой версии, Кудеяр служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.

Следует упомянуть и о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове. боярском сыне из города Белева, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея. Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.

Одна из самых распространенных версий связана с Иваном Грозным, которому Кудеяр якобы приходился старшим братом по отцу, князю Василию III. Как вы помните, княгиню Соломонию Сабурову Василий сослал в монастырь по причине бездетности, а сам вторично женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.

Соломония же в обитель попала уже «в положении» и вскоре тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. По преданию, Соломония спрятала сына: по совету ведуньи объявила его умершим и даже инсценировала похороны, уложив в гроб деревянную куклу. Княгиня погибла от рук наемных убийц, проклиная род Глинских, а законный наследник Василия выжил.

Дальнейшая судьба ребенка описывается в преданиях по-разному. По одной из версий, Георгия тайно переправили в Крымское ханство. В Крыму мальчик получил новое имя – Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

В другом варианте развития событий мальчика тайно воспитала все та же ведунья в лесной избушке под Волоколамском. Когда же царский сын вырос и стал разбойничать, он взял себе прозвище Кудеяр (здесь «кудь» означает жестокую расправу, а «яр» – крутой берег, обрыв).

Поговаривали, что отец и царственный брат знали о своем тайном родиче и даже виделись с ним. Несколько раз Василий III будто бы останавливал погони за Кудеяром: только выйдут его люди на след ватаги, приказывал поворачивать коней. Может, жаль было родную кровь, а может, и без колдовства не обходилось.

Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. По преданиям, записанным этнографами в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином богатырского сложения, хорошо знавшим русский язык. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о злобном разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить, и людям не было от него пощады. Народ его осуждал и боялся, его именем пугали непослушных детей. А сказы о богатейших кладах Кудеяра живут до сих пор.

Зарывал клады с награбленным Кудеяр, согласно былинам, там, где и лиходействовал. При этом золото разбойник не просто прятал, а проклинал и заговаривал, чтобы никто не мог его найти. О колдовских умениях Кудеяра народных баек ходило не меньше, чем о лихих его делах и тайных кладах.

«А то еще был Кудеяр, – говорится в одном из преданий. – Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске – везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, переплывет на другой берег, накренит лодку – в руках полушубок. Встряхнет его, и поминай как звали».

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. И всякий уважающий себя регион имеет свои кудеяровы места. Одних только Кудеяровых городков по центру России разбросано более сотни. Встречаются и Кудеяровы леса и Кудеяровы пещеры. По дороге на Липецк есть Кудеяров лог. На Волге, в Жигулевских горах – Кудеярова гора, Молодецкий курган, Воеводино урочище. Воровское городище. В Нижегородской области – село Кудеярово и деревня Кудеяровка. Есть еще Кудеяров притон, Кудеярова крепость. В Шатурской Мещере, богатой лесами, реками, озерами и болотами, это – Воруй-городок.

Надо сказать, и по природным чудесам, и по различным аномальным явлениям Шатурский край явно выделяется среди остальных лесных регионов средней полосы. Окрестности озер Карасево, Долгое и Великое – место и само по себе загадочное, обжитое древними колдунами из племени, жившего в этих краях еще до появления славян. Непосвященные не могут попасть в заколдованный Воруй-городок, так как его окружают непроходимые для чужаков болотные топи, летом окутывает туман, а зимой вокруг гуляют свирепые вьюги. Однако Кудеяр нашел туда путь благодаря магическим знаниям, которые получил от крестной матери – волоколамской ведуньи. И ватагу свою сюда приводил, и награбленные сокровища тоже здесь прятал.

То, что в этих местах действительно происходит что-то непонятное, подтвердит любой искатель разбойничьих кладов, сумевший достаточно близко подобраться к таинственным местам. Кажется, тропка найдена, стоит только свернуть на нее – и откроется Воруй-городок. Но тут же незваный гость шатурских болот сбивается с пути, а то и вообще начинает вести себя странно, в беспамятстве бродя по берегам трех озер.

Согласно легендам, Кудеяр с товарищами орудовал одновременно во многих местах, причем на чрезвычайно обширной территории. Это наталкивает на мысль о том, что, прикрываясь именем легендарного атамана, разбойничали немало разных банд. Но нельзя исключать и то, что все их главари действительно подчинялись одному «криминальному авторитету» – реально существовавшему Кудеяру.

В любом случае награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки. Таких городков, а значит, и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад – задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах – золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях – и о попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел некий монах Оптиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку.

В качестве одного из мест, где зарыты заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след дьявольской лапы. Рассказывают, что в городище скрыты великие сокровища – только в Кудеяровом колодезе укрыты двенадцать бочек золота, но нечистая сила тщательно их оберегает.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра – Любаши, которая была за что-то проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» Чтобы избавиться от нечистой силы, оптинские монахи, чья обитель расположена рядом с той дорогой и километрах в двадцати от проклятого места, дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают покрытые лесом возвышенности. Одна из них – Кудеярова гора – знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его разбойники. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Легенда описывала подземные апартаменты разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода, но забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из двенадцати ведер старинных монет, но тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски сокровищ, надеясь на удачу. Но заклятия жестокого разбойника надежно хранят награбленные богатства.

О последних годах жизни знаменитого Кудеяра у народной молвы версии тоже разные. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов:

Денно и нощно Всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!

Ходили даже слухи, что на склоне дней Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра, принял монашеский постриг и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому не известно.

Согласно другим легендам, Кудеяр утратил на старости лет память и, позабыв, где прятал сокровища, до самой кончины бродил в одежде странника по России и искал зарытые клады. Рассказывают, что и по сей день на шатурских болотах можно увидеть старика в лохмотьях, который обращается к каждому встречному со словами: «А скажи-ка, мил человек, где мой Воруй-городок?»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этика Михаила Булгакова автора Мирер Александр Исаакович

18. Третий Мефистофель. Клады Заметнейший член компании Воланда, его фактотум, «длинный клетчатый» с глумливой рожей, отзывающийся на имя Коровьев и на кличку Фагот – «шут, забавник», – и на феодальный титул «рыцарь»; он не черт, как Азазелло, а человек, как Гелла; он –

Из книги В конце концов автора Полевой Борис

13. Нож разбойника Югославские друзья деятельно готовятся к каникулярному путешествию.До войны жил я в своем городе Калинине, ездил мало, даже в Москву выбирался редко и с туристскими путешествиями по Европе вовсе не знаком. Но югославские коллеги выросли в иных условиях.

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Клады - От Красной Пожни пойдешь на зимний восход, будет тебе могилка-бугор. От бугра на левую руку иди до Ржавого ручья, а по ручью до серого камня. На камне конский след стесан. Как камень минуешь, так и иди до малой мшаги, а туда пять стволов золота Литвой опущено.В

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Заговоренные клады Панов На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и

Из книги автора

Заколдованные клады Степана Разина Легендарный атаман, ставший персонажем фольклора и героем художественных произведений, родился в зажиточной казачьей семье около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Его отец – старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и

Из книги автора

Клады гетмана Мазепы Гетман Иван Мазепа – один из наиболее загадочных и противоречивых деятелей украинской истории. Полководец, дипломат, полиглот, поэт, музыкант, человек, влюбленный в искусство и большой любитель женщин, он стал символом стремления к свободе для одних

Москва принимала патриарха великого града Антиохии и стран Киликии, Иверии, Сирии, Аравии и всего Востока кира Макария.

Первым из антиохийских патриархов, посетивших Россию в 1586 году, был кир Иоаким.

Он приехал в страну, на которой все еще лежала тень грозного царя Иоанна Васильевича. Принимали патриарха, как принял бы сам Грозный. Святейшего осыпали подарками, льстили, задавали в его честь пиры, потрясали великолепием церковных служб. А всего желания, тайного и явного, - пусть помолится за почившего царя, пусть возлюбит Россию душой и, воротясь в свои восточные страны, подвигнет вселенских патриархов на учреждение Московского патриархата.

Об усердном заступничестве Иоакима и через семьдесят лет помнили благодарно. Время его приезда у потомков сливалось со временами царя Ивана. Велика была страшная, лучезарно сияющая, убогая в нищенской святой смиренности, в гордыне, низвергающая и попирающая, багряная и голубая, черная и белая слава прадеда. А потому царь всея Руси Алексей Михайлович приказал воздать почести патриарху киру Макарию вдвойне против тех, какие оказаны были патриарху киру Иоакиму.

Гостю объявили: государь по приезде его примет не через неделю, как принимает самых высоких, царскому сердцу приятных особ, а на третий день.

День этот совпал с благодатным и торжественным праздником рождения Алексея Алексеевича, радостного сына счастливого отца и царя.

Начались для арабских монахов хлопоты, сердцебиения и боязни.

К патриарху и его людям приставили драгоманов - знатоков иноземных языков - обучать русским мудроватым правилам, как царю кланяться и как ему говорить, где тихо, где громко.

Архидиакону Павлу Алеппскому, сыну патриарха Макария, достался драгоман Георгий, русый красивый муж, с умными скорыми глазами. Лицо у него было бы совсем ангельское, да сжатый властно рот, да взгляд, который все ласкает, ласкает, а потом как замрет, как просверлит, до всего дознаваясь и безмерно печалуясь всему… Павлу Алеппскому шепнули: драгоман этот лучший. Полгода не прошло, как приняли в Посольский приказ, а уже все начальство приметило его и приветило. Языков он знает множество: татарский, польский, немецкий, английский, валашский, греческий, шведский и латынь. Сам он человек русский, а жил все время на чужбине. Бывал в Аравии, поклонялся в Иерусалиме Гробу Господню, возможно, и в Алеппо был, но арабского языка не знает. У московского царя семьдесят переводчиков, а такого, чтоб знал арабский язык, не было и нет.

После урока Павел Алеппский, ища дружбы, сказал драгоману:

Какой удивительный, благочестивый у вас государь! Как любит и почитает его народ! Мы проехали многие страны, но такого не видали нигде.

Наш государь молод, - ответил драгоман, глядя в глаза архидиакону, - с годами благочестие его усилится, благодеяния возрастут. Наш государь любит раздавать бесчисленным нашим нищим щедрую свою милостыню, и слава его будет велика среди тех, кто любит Бога, и особенно среди тех, кто служит ему.

Архидиакона смутили слова драгомана. Они были хвалебны, правильны, но они пугали.

Патриарх Макарий молится за Россию, - сказал архидиакон. - Ваше государство постигло большое несчастье: чума унесла много людей…

Государь плакал, въезжая в Москву. Сам он прятался от моровой язвы в городе Вязьме. А Москва тем временем помирала, но, слава богу, вся не вымерла.

Голова ближайшего советника антиохийского патриарха, сочинителя описаний его дел и дорог, заболела от напряжения. Кто он, этот драгоман? Почему он говорит так смело? Искуситель, выведывающий настроения и думы иноземцев, или просто умный, превелико образованный человек?

Так как же быть с тобою, драгоман? Оттолкнуть тебя или расположить? Доносчиков вокруг много, а друзей нет. Чтобы узнать чужую страну, чтобы понять, как она живет, нужны друзья.

За твои труды, Георгий, я хочу сделать тебе подарок, - сказал архидиакон драгоману. - Возьми себе эту шкатулку из драгоценной слоновой кости. В ней алеппское мыло.

Спасибо, - Георгий поклонился, - это действительно драгоценный подарок. Я не заслужил его. Если святому отцу хочется сделать приятное своему покорному слуге, одари меня знаком солнца. Я невзначай увидел его на твоем столе - диск с пылающей короной вокруг.

Но это же не золото! Диск только слегка позлащен. Он из бронзы. А письмена на нем бессмысленные. Это языческий талисман. Я купил его в Стамбуле.

Люблю ненужные, загадочные вещи. Такого талисмана я еще не видел. И он велик. Я пришью его на рубашку, и он будет защищать мое сердце от коварного удара.

Не расскажешь ли ты мне, Георгий, подробно о въезде государя в Москву? Мы видели процессию из окна. Это было красиво и величественно, но я хочу знать подробности. Я поведаю об этом великом событии всему миру.

Я согласен, - ответил драгоман.

Они разговаривали на греческом языке.

Торжественно и скорбно вступил государь в стольный свой град.

Въезд, как и все другие российские дела, был совершен с промедлениями, с раздумьями, с опаской, но основательно и наверняка. В субботу третьего февраля прибыл в Москву патриарх Никон. Он вместе с царицей, царевнами и младенцем-царевичем спасался от чумы в лесах, потом приехал к Алексею Михайловичу в Вязьму укрепить в себе молодого государя, молитвами отвести беду от Московского царства. Измученный страхами, всегда благодарный наперед, готовый награждать за любую, самую ничтожную помощь, царь повеличал собинного своего друга титулом, который носил и сам.

Великий государь отныне, патриарх Московский и всея Руси Никон из осторожности не писался пока государем, но все, кто обращался к нему с грамотками, не забывали про новый титул патриарха. Впрочем - только может ли быть такое? - челобитчики не подластивались, писали патриарха государем ошибочно, по старинке: патриарх Филарет носил этот высокий титул. Правда, он был отцом царя Михаила…

Великий государь и патриарх прибыл в Москву первым, дабы придать Алексею Михайловичу твердости, убедить примером, что жуткая опасность миновала.

Февраля на девятый день пожаловала в кремлевский дворец царица Мария Ильинична.

Царь ехал с нею, но потом решил помолиться в монастыре Андрея Стратилата. Монастырь был всего в пяти верстах от Москвы, и на следующий день все московские храмы ударили радостно в колокола, возвещая народу, что государь едет занять престол, беда миновала тех, кто не помер, жизнь продолжается.

Попы и бояре встретили царя у Земляного вала. Под звон через поредевшую толпу двинулся царский поезд на Красную площадь.

Впереди несли знамя Успения Владычицы, потом нерукотворный образ в честь Хитона Господня, сберегаемого в Москве. Далее по порядку несли знамена с образами Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Михаила Архангела. Чуть возвышаясь над знаменами, будто осеняя процессию крыльями, плыл царский герб - двуглавый орел. Герб охраняла конница. За конницей священство с крестами. Далее ратники в честь Троицы тремя рядами. Одеты в цвета полковых знамен.

Возле церквей войско и встречающие государя молились. Церквей по дороге было множество.

Алексей Михайлович так и шел всю дорогу пешком, сняв шапку и плача. Пустовата была Москва после моровой язвы.

Стоило появиться царскому поезду на Красной площади, как вышли стрельцы с метлами и усердно размели путь.

Вошли в Кремль. И снова царь плакал.

Плакал, поворотившись к безобразной Спасской башне. На Рождество сгорели деревянные брусья внутри часов. Башня рухнула, раздавила два кирпичных свода. Сверзлись и побились статуи, пал наземь колокол большой, замолк соловушка медноголосый, а слыхать его было на десять верст.

Несметные клады разбойника Кудеяра

В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.
Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.
В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да… Вот, извольте взглянуть.
Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.
— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.
— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра…
Золото Кудеяра… Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?
Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.
Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища… И — клады.
Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля…
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:
«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»
Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.
Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.» О чем говорят предания…
Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.
У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.
Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.
В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.
В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.
Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.
Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.
Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия).
Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре… тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.
Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.
Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.
На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.
В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.
Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.
Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.
На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.
Кудеярово Городище
В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.
Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).
В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.
…На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».
По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд… Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.
Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.
А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы…
Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».
Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество…
Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.
С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.
А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.
Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?
Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров…»