Меню
Бесплатно
Главная  /  Огород  /  Петроглифы алтая. Искусство древних кочевников центральной азии в петроглифах алтая

Петроглифы алтая. Искусство древних кочевников центральной азии в петроглифах алтая

Алтай с его высокими хребтами, сетью трудно преодолеваемых рек и глухими урочищами - идеальное место для возникновения и развития историко-культурных зон. Обусловленные природными, ландшафтными и климатическими условиями, одинаковыми типами ведения хозяйства они на протяжении многих веков сохраняли традиционные черты материальной и духовной культуры. Это, с одной стороны, облегчает разработку хронологии древних памятников, имеющих эволюционно-поступательный характер, а с другой, затрудняет определение временных границ отдельных культур в силу их преемственности и традиционности.

В ряду древних культур скифского облика, распространенных в Центральной Азии, пазырыкская культура занимает особое место. Один из компонентов скифской триады - «звериный стиль» представлен в ней наиболее полно и ярко. Уникальные погребальные сооружения в урочище Пазырык, заполненные древним льдом, открыли миру все многообразие искусства древних кочевников. Оригинальность различных изображений животных, найденных в курганах Алтая, позволяет говорить об «алтайском зверином стиле». Видный исследователь алтайских древностей М.П.Грязнов считал, что «в процессе формирования культуры и искусства скифо-сибирского типа вклад саяно-алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов» (1980. С. 58).

К середине I тыс. до н.э. аристократическая прослойка древних кочевников Саяно-Алтая выделилась из основной массы рядового воинства. Имущественное и социальное неравенство в этот период нашло отражение в сооружении грандиозных погребальных усыпальниц для представителей кочевой знати. Десятки огромных каменных курганов Алтая и Тувы содержали богатейший погребальный инвентарь, тогда как в одновременных им погребениях рядовых общинников, под малыми и средними курганами археологи находят, несравненно, более скромный и ограниченный набор традиционных предметов. Образцы древнего искусства в них большая редкость.

Многие ученые единодушны в том, что «звериный стиль» вместе с другими регалиями и символами был призван выделить социальную элиту, подчеркнуть ее неограниченную власть. Поэтому несколько неожиданными оказались находки сакральных атрибутов в рядовых курганах Чуйской степи на Алтае. Выполненные в алтайском зверином стиле они в основных чертах совпадают с сакральной атрибутикой парадного одеяния вождей из больших курганов Алтая, Тувы, Казахстана и Афганистана. Это чрезвычайно любопытное явление ещё ждет объяснения.

Определенным этапом в изучении «звериного стиля» явилась интерпретация К.А.Акишевым (1984), Э.А.Новгородовой (1989), В.Д.Кубаревым (1991; 2006) и др. исследователями устойчивых образов искусства кочевников, представляющих своего рода идеограммы. Становление таких каноничных образов - процесс, обусловленный как архаическими явлениями, свойственными данной культуре (пережитки тотемизма, магия, культ животных), так и культурными контактами с соседями (в частности, для пазырыкского населения Алтая - возможность заимствования иранских и ассирийских образов, мидийское, бактрийское, скифское и хуннское влияние). Все сказанное характерно и для разновременных и разнокультурных рисунков, выбитых на скалах и отдельных камнях Алтая.

До настоящего времени в сибирской археологии одной из актуальных проблем остается определение даты многих памятников наскального искусства. Необходимо признать, что до сих пор одним из распространенных и надежных методов хронологических привязок остается метод сопоставления петроглифов с датированными предметными коллекциями из синхронных погребальных комплексов. При этом для полной достоверности и убедительности проводимых корреляций важно использовать те материалы, которые происходят из одного района или хотя бы из отдельной географической провинции. Сравнение этих данных с редкими изобразительными «текстами» из погребальных памятников ведет к еще большей информативности используемых источников. Такое исследование должно проводиться комплексно, т.е. наряду с изучением петроглифов в этом же районе обязательно проводятся раскопки разновременных погребальных и культовых сооружений.

Именно такого комплексного изучения разнообразных археологических памятников придерживались сотрудники Восточно-Алтайского отряда Северо-Азиатской экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН. При этом для нас особенно удачная ситуация сложилась при исследовании древностей двух районов республики Алтай: Кош-Агачского и Онгудайского. Здесь известны сотни археологических объектов, исследование которых началось почти два века назад российскими учеными и продолжается до сегодняшнего дня. Но особую известность в мире получили раскопки элитных курганов пазырыкской культуры, исследованных М.П.Грязновым и С.И.Руденко. Изучались и рядовые могильники ранних кочевников, расположенные в пограничной с Монголией и Тувой зоне.

Параллельно основным работам на Алтае проводился поиск новых местонахождений с наскальными рисунками. Сейчас только в российской части Алтая известно более 200 пунктов с петроглифами (Кубарев, Маточкин, 1992). Самые интересные в научном отношении памятники наскального искусства были опубликованы в России и в зарубежных странах. Логическим продолжением работ в этом направлении были исследования по международному проекту «Алтай» в Монголии. В его реализации принимали участие ученые из России, Монголии, США и Южной Кореи (Кубарев, Цэвээндорж, Якобсон, 2006).

За прошедшие 15 полевых сезонов обследованы и обработаны десятки уникальных памятников наскального искусства. Из них, пожалуй, самыми информативными оказались петроглифы, обнаруженные у горы Шивээт-Хаирхан (Jacobson-Tepfer, Kubarev , Tseveendorj, 2007). Сохранившийся до наших дней культ священных гор, зародившейся в глубине первобытных времён, дошел до нас и в грозном названии «Шивээт Хаирхан», буквально переводимом как «Крепость Владыки» - властелина жизни и смерти людей и животных. Скалы и отдельные глыбы у подножия этой горы покрыты тысячами древних рисунков.

Эпоха ранних кочевников отражена на этом уникальном памятнике рисунками оленей с S-видными рогами (типичными также для оленных камней Центральной Азии), всадников на конях, нередко в сценах загонной охоты, а также многочисленных персонажей «алтайского звериного стиля»: козлы, лошади, кабаны, кошачьи хищники, птицы и др. Рассмотрим их в порядке убывания по числу изображений, что позволит выявить наиболее популярных животных наскального искусства древних кочевников. Самое большое число изображений в алтайских горах принадлежит сибирскому козерогу и снежному барану, далее следуют образы космического оленя и небесного коня.

Определяющим признаком принадлежности некоторых наскальных рисунков ранним кочевникам является характерная поза зверей. Одни из них показаны с подогнутыми под брюхо ногами, другие - стоящими на кончиках копыт. Еще одной характерной особенностью в пазырыкских древностях является один из самых распространенных приемов моделировки тела копытных, то есть традиционное изображение животного с подогнутыми или прямыми ногами, головой вперед или назад и «перекрученным» на 180° туловищем. Идентичные изображения, конечно, более схематические, теперь известны и в петроглифах Монгольского Алтая (Кубарев, 1999). Позу, когда ноги животного распластаны по горизонтали как бы в полете, можно условно назвать летящей. Она типична для рисунков козлов и хищников в позднескифскую эпоху и хуннское время.

Рис. 1. Периодизация петроглифов Монгольского Алтая

Еще больше предметов с различными изобразительными мотивами появляется на завершающем этапе пазырыкской эпохи. Крайне интересна традиция нанесения или наклеивания различных фигур животных и зверей на погребальной посуде ранних кочевников (Руденко, 1953; Новгородова, 1989; Кубарев, 1992, 1987; Полосьмак, 1994; Деревянко, Молодин, Савинов и др., 1994). Эта традиция, возможно, зародилась в Центральной Азии уже в эпоху бронзы, судя по находке в могильнике Аймырлыг. На каменном сосуде из Тувы гравировкой нанесены две фигуры лошадей (Мандельштам, 1971; Чугунов, Стамбульник, 2006), по стилю и технике исполнения очень близкие многочисленным петроглифам, как на Алтае, так и в других регионах Южной Сибири. Рисунки и даже кожаные аппликации популярных персонажей звериного стиля на керамических сосудах из могильников Монголии и Алтая также можно сравнить с аналогичными изображениями в петроглифах этих же регионов. По этим аналогиям они и датируются скифской эпохой.

По значимости образ коня, несомненно, стоял в одном ряду с солнечным оленем, уступая однако ему по количеству рисунков в алтайских петроглифах. Очень любопытное изображение коня было обнаружено на плоскости (20х10 м), на которой было нанесено около 800 отдельных рисунков. С этой скалы, расположенной у восточного подножия Шивээт-Хаирхана, открывается удивительно живописная панорама, а слегка наклонная поверхность скального останца очень удобна для выполнения рисунков. В южной части каменной плоскости контурным желобком выбито большое и изящное изображение коня. Его поза (выброшенные вперед прямые ноги на кончиках копыт, большая голова с открытой пастью) создает иллюзию стремительного полета и одновременно передает момент внезапной остановки. Конь, судя по его большой голове, очевидно, показан в рогатой маске, как, например, кони в масках с рогами козерога и оленя в больших курганах пазырыкской культуры Алтая и Казахстана. Золотыми рогами козла украшена деревянная конская протома из известного кургана Иссык и многочисленные скульптурные изображения коней из курганов Чуйской степи и плато Укок.

При дальнейшем изучении петроглифов Алтая, имеющих широкий хронологический диапазон, необходимо более широкое привлечение археологических материалов. Создание периодизации (рис. 1), выявление датирующих блоков петроглифов позволят выяснить назначение многих наскальных композиций, происхождение и смысл которых, к сожалению, пока остается для нас загадочным.

В.Д.Кубарев , Новосибирск, Россия

Литература

  1. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
  2. Грязнов М.П. Аржан. Царский курган скифского времени. Л., 1980.
  3. Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. и др. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994.
  4. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. - Новосибирск, 1987.
  5. Кубарев В.Д. Датировка петроглифов по находкам из погребальных памятников Алтая // Современные проблемы изучения петроглифов. 1993.
  6. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991.
  7. Кубарев В.Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 84-92.
  8. Кубарев В.Д. Мифы и ритуалы, запечатленные в петроглифах Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3.
  9. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992.
  10. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск, 2005.
  11. Мандельштам А.М. Могильник Аймырлыг //Учен. Зап. ТНИИИЯЛИ. Вып.15. Кызыл, 1971. В.Д.Кубарев
  12. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М. 1989.
  13. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М-Л., 1953.
  14. Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (Ак-алахинские курганы). - Новосибирск, 1994.
  15. Стамбульник Э.У., Чугунов К.В. Погребения эпохи бронзы на могильном поле Аймырлыг // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб. 2006.
  16. Jacobson-Tepfer E., Kubarev V.D. , Tseveendorj D. Repertoire des petroglyphes d"Asie centrale, fascicule N°7. Mongolie du nord-ouest: Haut Tsagaan Gol. Memoires de la Mission Archeologique Francaise en Asie Centrale. - Paris, Diff usion de Boccard, 2006.- Vol. 2. - Texte et fi gures 444 p., 1303 pictogrammes, Planches 380 p., 12 cartes, 706 photo.

Материалы Международной конференции «Культура номадов Центральной Азии».

18 июля-10 августа 2015 г. прошла полевая научно-исследовательская экспедиция по изучению и копированию наскальных рисунков Монгольского Алтая.

Задачи экспедиции: -
- продолжение работы археологов и культурологов России, Монголии, Казахстана, Китая и других стран по созданию единой информационной базы петроглифов эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского времени трансграничного Алтая,
- обозначение сосредоточений петроглифических комплексов на всей географической территории четырех стран, объединяющих историческую и культурную составляющую единой истории народов, населявших данный регион в древности.

Цели экспедиции:
- донесение и пропаганда наскального искусства уникальных древних культур Большого Алтая до современных потомков и жителей нашей страны,
- продолжение разработки способов и методов защиты природно-культурных памятников Алтайской горной страны,
- пополнение фондов музея эстампажными копиями наскальных рисунков Монгольского Алтая.

В экспедиции приняли участие: научный сотрудник Национального музея имени А. В. Анохина С. М. Киреев, Автономная некоммерческая организация «Соломенная капитель» (г. Барнаул): Е. Ю. Назаренко, Л. Р. Прутян. 23-31 июля в экспедиции участвовал менеджер краеведческого музея Баян-Ульгийского аймака Монголии Хуренморон Мажек.

Проект осуществлялся на средства гранта Фонда «Глобал грингрантс» (договор № 58-294 от 15.04.2015 г.), полученного АНО «Соломенная капитель». Автотранспорт выделен министерством культуры Республики Алтай.

Маршрут экспедиции пролегал по пяти административным районам – сомонам Баян-Ульгийского аймака: Улаанхус, Цэнгэл, Сагсай, Бугат, Толбо. Баян-Ульгийский аймак расположен в западной Монголии, гранича на севере с Кош-Агачским районом Республики Алтай Российской Федерации, на западе – с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (Восточный Туркестан) Китайской Народной Республики.

Обследованные памятники: петроглифы массива Шивээт-Хайрхан, местонахождений Харсалаа, Цагансалаа, курганы, керексуры, ритуальные сооружения сомонов Улаанхус и Цэнгэл. Кроме этого произведены этнографические наблюдения.

Итоги работы экспедиции:
- в течение данного времени подробно обследованы наскальные рисунки указанных пунктов, их состояние и сохранность, произведена фотофиксация как цельных композиций петроглифов, так и отдельных образов,
- для Национального музея им. А.В. Анохина выполнено более 60 эстампажных копий наиболее характерных и выразительных сюжетов эпохи бронзы и раннего железного века,
- произведен первичный анализ и сопоставление обследованных петроглифов Российского и Монгольского Алтая,
- произведены этнографические наблюдения за устройством и функционированием зимних стоянок современных скотоводов - казахов и тувинцев изучаемого района аймака,
- оказана помощь краеведческому музею Баян-Ульгийского аймака по выявлению, обследованию и фотофиксации памятников археологии: курганов, керексуров, культовых объектов, обучению сотрудника методике копирования наскальных рисунков,
- установлены тесные контакты с руководством и сотрудниками Баян-Ульгийского аймачного краеведческого музея, намечены перспективы и направления дальнейшего сотрудничества между двумя музеями, выработаны предложения о взаимовыгодном сотрудничестве.

Комплекс петроглифов в монгольском Алтае (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн цогцолбор) — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Северной Монголии, на реке Чулуут. “Чулуут” означает “скалистый”. Комплекс расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и тянется по скалам и горам более чем на 40 километров. Преобладают изображения оленей, запряженных в колесницы. Рисунки настолько четкие, что можно пересчитать спицы на колесах колесниц, а ведь сделаны были эти “картины” 4000 — 3000 лет до нашей эры.

В настоящее время известно 22 изображения колесниц в горах Монгольского и Гобийского Алтая (юг и юго-запад страны) и 20 — по берегам среднего течения р. Чулуут (Северная Монголия).

Неоднократно были зафиксированы рисунки колес, рассеченных на секторы и круги, а также фигуры, отдаленно напоминающие по структуре двухколесные повозки.

Здесь были созданы во времена неолита (III тысячелетие до н. э.) тысячи наскальных рисунков, объявленных сейчас Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Многочисленные наскальные рисунки и погребальные памятники, найденные на территории трех объектов, свидетельствуют о развитии культуры в Монголии на протяжении 12000 лет.

Самые ранние из них относятся к периоду 11000-6000 годов до н.э., когда эта территория была частично покрыта лесом, что позволяло местным племенам охотиться на крупную дичь.

Более поздние изображения относятся к тем временам, когда алтайский пейзаж приобрел свой нынешний характер гористой степи, и отражают переход к скотоводству, ставшему основным занятием людей.

В эту эпоху важное место в наскальных изображениях занимала лошадь. Наскальные изображения Алтая являются ценным источником сведений, необходимых для понимания уклада жизни доисторических общин в северной части Азии. Всего в долине реки Чулуут в разное время рисунками было покрыто более 25 квадратных километров скал. Чаще всего встречаются изображения оленей, запряженных в колесницы.

Наиболее древние из них появились 5000 лет назад, а самым «молодым» - около 3000 лет.

Так как кочевые народы (предки современных монголов) занимались преимущественно охотой и собирательством, очень многие из рисунков посвящены охоте. Охотники изображены с луком и стрелами.

Также присутствуют изображения драконов, рыб и змей. Предполагается, что изображения оленей были созданы в карасукскую эпоху. Самыми ближайшими параллелями монгольским рисункам являются изображения колесниц из высокогорной Чуйской котловины российской части Алтая.

В 1995—2001 годах ученые исследовали пещеры Цагаан-Агуй и Чигээн-Агуй. Были проведены разведывательные работы в районе Гобийского Алтая и обнаружены стоянки древних людей.

Причем стоянка Цахиуртын-Хөндий (Кремневая долина) занимает площадь 25 квадратных километров. В 1994—2005 годах экспедиция обследовала петроглифы Монгольского Алтая и обнаружила ряд памятников, в том числе Цаган Салаа и Бага Ойгоры, насчитывающих более 10 тысяч сцен.

В 2005 году обнаружена могила гуннской знати, найдены серебряные пряжки с изображением однорогого козла и округлая пряжка с античными сюжетами.

Также известна пещера Бичигт Хад, где обнаружены рисунки бронзового века. Белая пещера считается самым древним местом обитания человека на территории Монголии, тут люди жили еще 700 000 лет назад. Об археологическом богатстве свидетельствуют и окаменелости, найденные по всей территории аймака Ховд.

Пещера Хойд-Цэнхэр с живописью эпохи палеолита (монг. Хойд Цэнхэрийн агуй) располагается на реке Хойд-Цэнхэр (монг. Хойд Цэнхэрийн гол).

Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс петроглифов в Монгольском Алтае (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн цогцолбор ) - объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Северной Монголии, на реке Чулут.

Она расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и сплошь тянется по скалам и горам более чем на 40 километров. Среди изображений преобладают изображения оленей, запряженные в колесницы.Даже спицы на колесах колесниц можно пересчитать, а сделаны были эти «картины» 4000 - 3000 лет до нашей эры.

Здесь были созданы во времена неолита (III тысячелетие до н. э.) тысячи наскальных рисунков, объявленных сейчас Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Всего в долине реки Чулут было создано в разное время рисунки на площади более 25 квадратных километров на скалах. В основном, это изображения изображения оленей, запряженные в колесницы. Наиболее древние из них появились 5000 лет назад, а последние около 3000.

Так как кочевые народы (предки современных монголов) занимались преимущественно охотой и собирательством, очень многие из рисунков посвящены охоте. Охотники изображены с луком и стрелами. Также присутствуют изображения драконов, рыб и змей. Предполагается, что изображения оленей были созданы в карасукскую эпоху. Самыми ближайшими параллелями монгольским рисункам являются изображения колесниц из высокогорной Чуйской котловины российской части Алтая.

Обнаружены были петроглифы в 1963 году. Существование древних цивилизаций на территории современной Монголии не предполагалось. Однако уже в период каменного века в Монголии были одомашненные животные и «транспорт» для передвижения (перекочевок с места на место). Оказывается, степная цивилизация зародилась гораздо более давно, чем предполагали ученые. После обнаружения этих изображений на некоторое время ученые полагали, что жизнь зародилась именно на территории современной Монгольской Республики. Позже это утверждение было опровергнуто.

В 1995-2001 годах ученые исследовали пещеры Цаган-ахуй и Чигэн агуй. Были проведены разведывательные работы в районе Алтайского Гоби и обнаружены стоянки древних людей. Причем стоянка Цахуиртын хундин (Кремневая долина) занимает площадь 25 квадратных километров. В 1994-2005 годах экспедиция обследовала петроглифы Монгольского Алтая и обнаружила ряд памятников, в том числе Цаган Салаа и Бага Ойгоры - более 10 000 сцен.

В 2005 году обнаружена могила хуннской знати, найдены серебряные пряжки с изображением однорогого козла и округлая пряжка с античными сюжетами.

Также недалеко от галереи в горах Алтая найдены наскальные знаки возрастом около 5000 лет. В результате исследования обнаружилось, что эти петроглифы сходны (практически идентичны) с рунами древней Исландии. Российский ученый В. Щербаков сообщает: «В 1963 году на Алтае нашли знаки (их возраст около 3000 лет), схожие с рунами Исландии

Сообщалось также о нахождении в этих местах захоронений древних людей ростом более 2 метров (2,5 м) и их изображений. Возраст находок около 6000 лет, и они обладают европеоидными чертами лица. Однако эти данные не были подтверждены.