Меню
Бесплатно
Главная  /  Вишня  /  Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Конспект урока по географии на тему "литосфера и человек" Влияние человека на литосферу география

Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Конспект урока по географии на тему "литосфера и человек" Влияние человека на литосферу география

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— показать значение литосферы для человека;

— показать влияние человека на литосферу;

— раскрыть значение охраны литосферы.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России; слайды.

Когнитивный компонент урока: значение литосферы для человека; способы воздействия человека на литосферу.

Деятельностный компонент урока: определять значение литосферы для человека; выявлять способы воздействия человека на литосферу; выявлять характер изменения литосферы в результате хозяйственной деятельности человека.

Эмоционально-ценностный компонент урока: значение литосферы для жизни человека; ответственное отношение человека к результатам своей деятельности; охрана литосферы — гражданский долг россиянина.

Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками и заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Изучение нового материала

В начале урока учащиеся изучают текст «Что значит литосфера для человека?». После обсуждения данного фрагмента они в тетрадях пишут эссе на тему «Как я связан с литосферой». Задача учащихся — показать в эссе своё отношение к объекту (литосфере). Ценность эссе в том, что кратко (7-10 предложений) они высказывают не только научное, но и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому.

На уроке учащиеся могут выступать с сообщениями о том, как влияет литосфера на жизнь растений и животных; на формирование ведения хозяйства; на традиции и обычаи народов, народные промыслы и др. С этой целью они готовят опережающее сообщение «Полезные ископаемые моего края».

Другим вариантом заключительной части урока является обсуждение стоп-кадра «Разрушительные землетрясения на Земле» (с. 91, 92) и выполнение задания 6.

Домашнее задание

  1. Изучить § 28.
  2. Ответить на вопросы 1-5.
  3. Выполнить задания 6, 7.

Обобщение по теме

Экспресс-контроль

  • 1. Литосфера включает:

    а) земную кору и верхнюю мантию;

    б) земную кору и мантию;

    в) земную кору и ядро.

  • 2. Самую высокую температуру имеет:

    а) земная кора;

    в) мантия.

  • 3. Самые высокие горы на Земле:

    а) Уральские;

    б) Гималаи;

    в) Карпаты.

  • 4. Самые протяжённые горы на Земле:

    а) Уральские;

    б) Скандинавские;

  • Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют:

    а) метаморфическими;

    б) магматическими;

    в) осадочными.

  • 6. Выберите верное утверждение:

    1) Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием выветривания.

    2) Равнины разрушаются постоянно и быстро.

    3 Перепад температур, действие воды, ветра разрушают горные породы.

  • 7. Дополните определения.

    Горные породы — это … .

    Полезные ископаемые — это … .

    Месторождения — это … .

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Какой вывод вы сделаете на основе сравнения?

    Что сравнивается

    Кавказские горы

    Уральские горы

    Местонахождение

    Направление и протяжённость хребтов

    Преобладающие высоты

    Высочайшая вершина (название, высота)

    Координаты наивысшей точки

    С какими равнинами граничит

    Какие полезные ископаемые содержат недра

  • 9. Составьте характеристику рельефа своей местности по плану:

    а) преобладающие формы рельефа; б) средние высоты местности, максимальная абсолютная высота; в) породы, слагающие местность; г) полезные ископаемые.

  • 10. Подберите из научной, художественной литературы описания равнин. Какие особенности равнин в описаниях указаны?
  • 11. Выявите, как изменяются глубины океанов вдоль одной из параллелей (по выбору).
  • 12. На земном шаре насчитывается более 800 действующих вулканов, ежегодно происходит извержение 20-30 из них. Назовите географические последствия вулканической деятельности. Свои доводы аргументируйте примерами.
  • 13. Как вы считаете, какой могла бы быть природа Земли, если бы на ней были только горы?
  • 14. Подсчитайте, какие слова из темы «Литосфера» имелись в вашем словарном запасе, а какие термины стали для вас новыми.

>>Человек и литосфера

§ 16. Человек и литосфера

Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Безусловно! В земных недрах размещаются разнообразные полезные ископаемые (рис. 26).

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве.

По карте атласа найдите крупнейшие угольные бассейны России, месторождения нефти и газа.

Полезные ископаемые размещаются в земной коре неравномерно, но в их распределении есть определенные закономерности. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые. В фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Таким образом, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а большие по площади скопления - бассейны.

Таблица 6

Виды полезных ископаемых

Таблица 7

Приведите другие причины расселения людей преимущественно на равнинах.

Поверхность земной коры - это место для населения человека и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение и жизнь людей влияют абсолютные высоты (табл. 7).

Жизнь и хозяйствование на равнинах. Исторически население всегда тяготело к равнинам. Это вполне объяснимо. Здесь проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги.

Многие равнины почти полностью распаханы

Сложнее оценить влияние рельеф а на быт и традиции людей, их историю. Тем не менее такие попытки предпринимались. Например, в работах известного русского историка С. М. Соловьева можно найти рассуждения, позволяющие выстроить следующую схему.

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.

Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы .

Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.

Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Например, трасса одной из крупнейших железных дорог России - Байкало-Амурской магистрали пересекает 7 высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для их преодоления хребты были «пронизаны» туннелями.

Из-за сложных природных условий с экономической точки зрения горы не могут конкурировать с равнинами. Поэтому в горных регионах число видов хозяйственной деятельности ограничено. Преимущественно в них используются особые ресурсы, связанные с горным положением: минеральные, рекреационные, гидроэнергетические, иногда редкие горные растения.

В Кавказских горах построен Тырныаузский металлургический комбинат. Здесь ведется добыча молибдена и вольфрама. Руда добывается с помощью подземных взрывов. Затем она спускается по пробитым в скалах туннелям на специальную площадку. Здесь ее измельчают в порошок и по трубам подают на обогатительную фабрику. Пустую породу из-за ограниченности площадей размещают на склонах гор. Это создает опасность обвалов, осыпей, камнепадов, а при сильных дождях - и селевых потоков.

Но горы постепенно приобретают все новые функции: производственные, спортивные, оздоровительные . Даже большие абсолютные высоты привлекательны для любителей альпинизма, горно- лыжного спорта, приключенческого туризма.

Хозяйственная деятельность в горах связана высотной поясностью и разнообразием ландшафтов. Например, из-за суровых природных условий в горных районах азиатской части России сельское хозяйство ограничено сезонными миграциями животных.

Кроме того, горы - это многонациональные регионы. Из-за относительной недоступности горы служили убежищем для населения, вынужденного в силу различных обстоятельств (политических, экономических и др.)менять место жительства.


В крупных горных районах с высокими хребтами население селилось в глубоких и узких межгорных долинах. Контакты между соседями были затруднены. Поэтому горы, как правило, отличаются большим этническим разнообразием. В них проживают малочисленные народы со специфической культурой, бытом и особенностями хозяйства. Па Северном Кавказе проживает более 40 национальностей. Например, в Республике Дагестан только официальных языков - 12, а число языковых диалектов исчисляется десятками.

Важная социальная проблема развития горных районов заключается в том, что основные потребители их ресурсов находятся на равнинах, т, е. значительном расстоянии от гор. Осваивая горы, нужно помнить и о негативных сторонах этого процесса - деградации природы, разрушении культурно-этнических традиций и др.

Однако не только литосфера оказывает свое влияние на человека. Человек также воздействует на нее. И это воздействие многопланово. Современные технические возможности человечества стали настолько грандиозными, что, как подметил великий русский ученый В. И. Вернадский, "человек стал крупной геологической силой".

Нарушения литосферы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, весьма разнообразны. Во-первых , изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве карьеров, шахт, тоннелей, других подземных коммуникаций, проведении подземных ядерных взрывов.

Каждый год из земных недр извлекаются сотни миллионов тонн разнообразных полезных ископаемых. При этом только отходы горнопромышленного производства превышают 3 млрд т в год. На месте извлеченных горных пород в литосфере образуются пустоты. Только часть из них засыпается или закладывается, поэтому общий объем подобных пустот постоянно растет. Их наличие приводит к провалу грунтов, нарушению нормального движения подземных вод. Нарушает литосферу и бурение скважин, которое приняло огромный размах. Только в Западной Сибири их пробурено около 3 млн. Откачка нефти и газа из земных глубин увеличивает подвижность земных слоев и ведет к возникновению многочисленных антропогенных землетрясений! Так, в районе крупнейших нефтяных месторождений Поволжья только за 15 последних лет зафиксировано более 200 подобных землетрясений.

Во-вторых , изменяется поверхность литосферы. Она выравнивается, в ней создаются мелкие и крупные углубления (каналы, канавы, котлованы) или насыпи (отвалы горных пород, террасы на горных склонах).

Таким образом, теперь рельеф формируется не только внешними и внутренними силами природы, но и человеком (рис. 27).

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

В-третьих , в ходе своей хозяйственной деятельности человек создает искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты. Они так же, как и природные формы рельефа, изменяют поверхность литосферы, влияют на движение и температуру воздуха, сток поверхностных вод и пр.



Рис. 27. Виды антропогенного рельефа

Расскажите о воздействии искусственных <|юрм рельефа на различные природные процессы.

Это воздействие постоянно растет, поскольку искусственных форм рельефа становится все больше и больше (табл. 8). Особенно значительно их влияние в крупнейших городах. Например, летние температуры в крупнейших городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде) такие же, как на территориях, расположенных на 200-300 км южнее. Например, в Москве, при ее площади в 1000 км 2 , общая площадь искусственных форм рельефа составляет 300 км 2 . В городе уже практически не осталось крупных участков эстественной земной поверхности.

Таблица 8

Рост поверхности искусственных форм рельефа

Во многих странах мира, в том числе и в России, сформировались огромные зоны практически сплошной застройки, протягивающиеся на сотни километров.

Вопросы и задания

1. Перечислите особенности хозяйственной деятельности в горах.
2. Приведите примеры антропогенного рельефа в своей местности.


Итоговые задания по теме

1. От чего зависит размещение полезных ископаемых? Назовите и покажите по карте основные бассейны и месторождения.
2. Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Приведите примеры влияния человека на литосферу в нашей стране.
3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
4. Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

1) где расположена территория;
2) к какой тектонической структуре приурочена;
3) породы какого возраста слагают территорию;
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории;
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;
6) какие формы рельефа созданы тем или иным процессом, их размещение;
7) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
6. Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).
7. Дайте оценку минерально-сырьевой базы России.
8. Докажите справедливость утверждения В. И. Вернадского: «Человек стал крупной геологической силой».

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по географии, задания по географии 8 класса

В настоящее время приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры.
В данной работе, будут рассмотрены основные составляющие литосферы, а так же виды воздействия человека на нее и их последствия.

Введение
Строение литосферы
Литосферные плиты
Воздействия человека на литосферу
Основные загрязнители и деградация почвы
Химическое загрязнение
Радиоактивное загрязнение
Деградация почв

Опустынивание земель
Заключение

Файлы: 1 файл

ПО ГЕОГРАФИИ

«Человек и литосфера»

Введение

Строение литосферы

Литосферные плиты

Воздействия человека на литосферу

Химическое загрязнение

Радиоактивное загрязнение

Деградация почв

Эрозия почв и меры по предотвращению

Опустынивание земель

Заключение

Введение

Состояние литосферы имеет большое значение для всего человечества.

Литосфера является базовой подсистемой биосферы. Служит поставщиком минерально-сырьевых, а так же энергетических ресурсов. Большая часть данных ресурсов относятся к невозобновимым.

Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию.

В настоящее время воздействия человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры.

В данной работе, будут рассмотрены основные составляющие литосферы, а так же виды воздействия человека на нее и их последствия.

Строение литосферы

В строении Земли выделяют три основных слоя: земная кора, мантия, ядро.

Литосфе́ра (от греческого: камень и шар, сфера) - твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы.

Рисунок 1

Строение Земли

Земная кора представляет собой континентальную и океаническую кору.

Континентальная кора имеет трёхслойное строение. Верхний осадочный слой, средний гранитный, нижний базальтовый.

Слой осадочных пород развит широко, но редко имеет большую мощность.

Большая часть коры сложена гранитным слоем, из гранитов и гнейсов. Этот слой обладает низкой плотностью. Исследования показывают, что большая часть этих пород образовалась около 3 миллиардов лет назад.

Поверхность раздела между "гранитным" и "базальтовым" слоями материковой земной коры называется поверхность Конрада.

Океаническая кора состоит главным образом из базальтов.Океаническая кора относительно молодая, она непрерывно образуется в срединно-океанических хребтах, расходится от них и поглощается в мантию в зонах субдукции.

Толщина океанической коры практически не меняется со временем, в разных географических областях толщина океанической коры колеблется в пределах 5-7 километров.

Литосферные плиты

Литосфера делится на 7-8 крупных плит, десятки средних плит множество мелких. Мелкие плиты расположены в поясах между крупными плитами. Блоки литосферы двигаются по относительно пластичной астеносфере.

Более 90 % поверхности Земли покрыто 7-8 крупнейшими литосферными плитами:

  1. Антарктическая плита
  2. Африканская плита
  3. Евразийская плита
  4. Индостанская плита
  5. Австралийская плита
  6. Тихоокеанская плита
  7. Северо-Американская плита
  8. Южно-Американская плита

Среди плит среднего размера можно выделить Аравийскую, Карибскую, Наска, Филлипинскую, Скотия, плиты Кокос и Хуан де Фука и др.

Некоторые литосферные плиты сложены исключительно океанической корой (пример - крупнейшая тихоокеанская плита), другие состоят из блока континентальной коры, впаянного в кору океаническую.

Рисунок 2

Литосферные плиты Земли

Воздействия человека на литосферу

Антропогенное воздействие на почву представляет собой:

  1. Эрозия
  2. Загрязнение литосферы и почвы
  3. Вторичное отчуждение земель, заболачивание и засоление почв
  4. Опустынивание
  5. Отчуждение земель

Основные загрязнители и деградация почвы

В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:

Минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;

Детрит - отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;

Множество живых организмов, разлагающих детрит до гумуса.

Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов, изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы - разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Подсчитано, что только за последнее столетие в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

Химическое загрязнение

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве. К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и различные ее соединения.

Еще более массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Известно, что при выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается его до 25 кг. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.

Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

Радиоактивное загрязнение

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии.

Особую опасность представляют стойкие органические соединения, применяемые в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Но самое главное - они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.

Деградация почв

Деградация почв - это совокупность процессов, которые приводят к изменению функций почвы, количественному и качественному ухудшению её свойств, постепенному ухудшению и утрате плодородия.

Выделяются следующие наиболее существенные типы деградации почв: технологическая (в результате долгого использования), эрозия почвы, засоление, заболачивание.

Крайней степенью деградации почв является уничтожение почвенного покрова.

Эрозия почв и меры по предотвращению

Эрозия - естественный геологический процесс, который нередко усугубляется неосмотрительной хозяйственной деятельностью

В зависимости от факторов, обусловливающих развитие эрозии, выделяют два основных ее типа - водную и ветровую. В свою очередь, водная эрозия подразделяется на поверхностную (плоскостную) и линейную (овражную) - размыв почвы и подпочвы.

Причиной снижения биопродуктивности почв сельхозугодий является уменьшение запасов гумуса. Ежегодные его потери составляют в среднем 0,62 т/га.

Важнейшую роль в борьбе с эрозией почв играют почвозащитные севообороты, агротехнические и лесомелиоративные мероприятия, строительство гидротехнических сооружений.

По назначению гидротехнические сооружения подразделяются на три группы: задерживающие стекающие в овраг стоковые воды на приовражной полосе; осуществляющие безопасный сброс поверхностных вод в овраги; укрепляющие дно и откосы оврага от дальнейшего размыва и разрушения.

Опустынивание земель

Степень проявления и скорость протекания различных процессов опустынивания преимущественно обусловлены неправильной хозяйственной деятельность человека, не учитывающей внешние и внутренние взаимосвязи природных компонентов, регулирующих баланс вещества и энергии в ландшафтах и, в конечном счёте, биологическую продуктивность земель.

Районом катастрофических экологических нарушений является огромный район Аральского моря. В результате зарегулирования питающих море рек Амударьи и Сырдарьи и интенсивного использования их вод для орошения, уровень Арала резко снизился и обнажилось дно моря на больших площадях, где сейчас свирепствуют процессы опустынивания.

Заключение

Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете.

Это связано с развитием промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и других видов деятельности человека без учета возможностей биосферы Земли.

Уже сейчас перед человечеством встали серьезные экологические проблемы, требующие незамедлительного решения.

Последствия вмешательства человека во все сферы природы игнорировать больше нельзя. Без решительного поворота будущее человечества непредсказуемо.


Мы рассмотрим влияние литосферы и земной коры на человека, узнаем, какое воздействие человек оказывает на литосферу, познакомимся с процессами, происходящими в твердой оболочке Земли.

Бюджет многих стран состоит из добычи полезных ископаемых, которые находятся на их территории (рис. 2).

Рис. 2. Добыча золота и нефти

Некоторые страны, такие как Саудовская Аравия, Ирак, Нигерия, в основном живут за счет добычи нефти. Богатство недр Земли и размещение полезных ископаемых мы можем увидеть на карте полезных ископаемых, которая покажет нам, что Чили и Перу богаты медью, а территории Ирана и России богаты природным газом (рис. 3).

Рис. 3. Размещение залежей меди и природного газа

Для человека играет большую роль не только рельеф земной поверхности, но и характер горных пород. К примеру, рыхлые и мягкие горные породы непригодны для размещения на них строительства, их используют в других сферах деятельности человека (Рис. 4).

Рис. 4. Использование глины и песка

В литосфере происходят различные стихийные явления, осложняющие жизнь человека, такие как землетрясения, извержение вулкана, оползни, камнепады. Так, землетрясение на острове Гаити (рис. 5) принесло гибель двумстам двадцати тысячам человек, триста тысяч были ранены, и более миллиона людей остались без крова, материальный ущерб составил около четырнадцати миллиардов долларов.

Рис. 5. Землетрясение на Гаити

В районах, которые подвержены землетрясениям, строятся сейсмостойкие дома, а в районах, которые подвержены оползням, следят за размыванием мягких горных пород. Для ликвидации стихийных бедствий созданы специальные службы - спасатели, в России это МЧС (рис. 6).

Рис. 6. Спасатели МЧС России

Благодаря развитию науки и техники человек оказывает существенное влияние на земную кору: выравнивание территории, изменение ландшафта и литосферы в целом. Для добычи полезных ископаемых роются шахты, карьеры, взрываются горные пласты, бурятся скважины (рис. 7).

Рис. 7. Изменение литосферы

При этом происходит существенное изменение литосферы, истощение природных ресурсов, нарушение экологии. После вмешательства человека остаются пустоты в недрах Земли, провалы, терриконы и так далее. Эти нарушения необходимо преобразовывать, для этого проводят рекультивацию. Рекультивация - комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель, территорий. На месте котлованов делают пруды, озера, на отвалах и оврагах высаживают деревья и кустарники, корни которых удерживают грунт и не дают развиваться оврагу дальше (рис. 8).

Рис. 8. Рекультивация котлованов, отвалов, оврагов

Литосфера является местом жительства для человека и оказывает существенное влияние на него, является источником полезных ископаемых, а человек влияет на нижнюю твердую оболочку нашей планеты.

Землетрясения всегда были большой проблемой с начала существования человека, особенно те, которые отличались огромной силой:

Великое китайское землетрясение произошло в городе Сиань 23 января 1556 года. Оно унесло жизни около 830 000 человек. Это самое большое землетрясение в истории человечества.

Землетрясение в Калькутте 1737 года унесло 300 000 человеческих жизней (рис. 9).

Рис. 9. Землетрясение в Калькутте 1737 года

Землетрясение в Индийском океане 2004 года, погибло около 200 000 человек, волна цунами прошла практически через весь океан, затронув территории, находившиеся от эпицентра на несколько тысяч километров (рис. 10).

Рис. 10. Последствия землетрясения в Индийском океане 2004 года

Землетрясение 2011 года в Японии, при котором погибло более 13 000 человек, 15 000 людей пропали без вести, больше 100 000 остались без имущества (рис. 11). Землетрясение вызвало аварию на атомной электростанции Фукусима, уровень радиации превысил норму более чем в 50 раз.

Рис. 11. Землетрясение в Японии 2011 года

Террикон - отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых, насыпь из отходов или шлаков от различных производств и сжигания твердого топлива (Рис. 12).

Рис. 12. Терриконы

Известны случаи взрывов терриконов, ведь они содержат пустую горную породу отработанных шахт - некоторое количество угля и другие горючие породы. Терриконы находятся в местах добычи угля и других твердых полезных ископаемых, они имеют значительные размеры, представляя собой небольшие горы. К примеру, высота терриконов вблизи Донецка достигает порядка 110-150 метров (для сравнения высота пирамиды Хеопса - 138,75 метра (рис. 13)).

Рис. 13. Пирамида Хеоса

Для облагораживания территории терриконов проводят озеленение и облесение, рассаживая деревья на терриконах в большом количестве с целью остановить воздействие от разрушения под факторами погодных условий (рис. 14), создают пастбища и горнолыжные спуски.

Рис. 14. Озеленение терриконов

Список литературы

1. Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Клюева. - 10-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. Алексеев Л.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География, 5-6 классы, учебник для общеобразовательных организаций. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2015. - 191 с.

3. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с.

3. Интернет-сайт polnaja-jenciklopedija.ru ()

Домашнее задание

1. Что такое литосфера и какова ее роль в жизни человека?

2. Что такое рекультивация и ее назначение?

3. Что такое террикон и как он образуется, каковы его методы облагораживания?

Тема: «Человек и литосфера» (обобщающий урок).

Цели урока:

  • Развить кругозор учащихся.
  • Закрепить полученные знаний и необходимые навыки.
  • Привить интерес к предмету через новые информационные технологии.

Техническое обеспечение: мультимедийный диск «География 8 класс», Характеристика природы (Рельеф и геологическое строение, Человек и литосфера, Стихийные бедствия, практика № 1, № 2 по теме «Рельеф», тест № 1 по теме «Рельеф»), раздаточный материал – схема «Взаимодействие человека и литосферы», проекты по защите окружающей среды были приготовлены на уроках географии, экологии и информационных технологий.

Эпиграфы урока:

«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»

Ф.И. Тютчев , русский поэт

«Человек – величайшая геологическая сила»

В.И. Вернадский , русский учёный

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу нам она мстит»

Ф. Энгельс , экономист, философ

ХОД УРОКА

Сформулировать цель урока ученику, используя эпиграфы (влияние человека на литосферу, а также влияние литосферы на человека)

План урока

  1. Природные ландшафты России
  2. Антропогенные ландшафты.
  3. Минеральные ресурсы.
  4. Рельеф и хозяйство.
  5. Воздействие на верхнюю часть литосферы.
  6. Искусственные грунты.
  7. Стихийные бедствия.

В конце урока ученики должны сделать вывод и заполнить схему «Взаимодействие человека и литосферы» (см. Приложение 1 )

Выполнение практики задания № 1 (на карту рельефа перенести крупные формы рельефа) задание № 2 (на карту строения земной коры перенести элементы). Первый ученик, который выполнил задание, разбирает географическую почту по терминам на тему «Рельеф».

По фрагментам описания, определить о каких территориях идёт речь.

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на побережье Днепра в его среднем течении.

(Русская (Восточно-Европейская) равнина)

Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибрскую.

(Уральские горы)

Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы.

(Северный Кавказ)

Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем на молодой плите. Много озёр и болот.

(Западно-Сибирская низменность)

Домашнее задание

Загадки о рельефе:

Что сперва в воде родится
А потом воды боится. (Соль)

Черён как ворон,
А греет, как солнце. (Уголь)

Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)

Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год. (Овраг)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали. (Уголь)

Выполнение теста № 1 (см. Приложение 1 ) по теме «Рельеф» на оценку (первый освободившийся учащийся переписывает оценки с мониторов детей)

«Минеральные ресурсы»

Рассмотреть по карте размещение месторождений. Назовите, где они находятся. Как они располагаются?

Телетайпное сообщение учащегося: «Полезные ископаемые и добыча минерального сырья».

Минеральными ресурсами называют совокупность разнообразных полезных ископаемых в недрах в недрах определённой территории, пригодных для промышленного использования на современном этапе развития науки и техники.
Жизнь человека немыслима без широкого использования полезных ископаемых, т.к. это – и источники энергии (нефть, газ, уголь), и строительные материалы (песок, глина, известняк и др.), и агрономические руды (фосфорит, апатит, известковый туф и др.), и руды чёрных цветных металлов, и ещё очень многие, столь необходимые нам минеральные соединения.
Добыча минерального сырья ведётся различными способами. В одном случае – это открытый способ, когда месторождение как бы раскапывается и экскаваторы выбирают породу или руду, погружая их в мощные самосвалы. Так, например, ведётся разработка руды Курской магнитной аномалии, многочисленных песчаных и гравийных карьеров. Широко используется шахтный способ добычи полезных ископаемых (каменный уголь, многие руды цветных металлов). В этом случае на поверхность земли извлекается огромная масса породы, вокруг шахт появляются высокие сопки – терриконы, под которыми на долгие десятилетия оказываются погребёнными значительные площади плодородной земли. Под действием ветра и воды эти терриконы загрязняют окружающую территорию и воздух. Сильно загрязняется природная среда и при разведке нефтяных месторождений.
Дать определение «Рациональное использование полезных ископаемых и земельных ресурсов»
Привести примеры рекультивации Ярославских земель.
Итак, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий.

«Рельеф и хозяйство»

Проанализируйте график и сделайте вывод, как рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.

«Воздействие на верхнюю часть литосферы»

Хозяйственная деятельность человека изменяется строение верхней части литосферы до глубин нескольких км.
Проанализируйте схему, обратите внимание, сколько поступает в море рыхлого материала.
Телетайпное сообщение
Хозяйственная деятельность человека изменяет строение верхней части литосферы до глубины нескольких км. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и т.д. Количество извлекаемых горных пород составляет около 100 млрд. тонн в год. На месте извлечённых горных пород образуются крупные пустоты, только часть их засыпается, и поэтому общий объём подобных пустот растёт. Их наличие нарушает нормальное движение подземных вод. Откачка нефти, газа, взрывные работы в шахтах приводят к увеличению подвижности земных слоёв, а это приводит к искусственным землетрясениям.
Смыв почвы на полях Курской и Орловских областях при сильных ливнях может достигнуть 350 тонн с гектара. При этом поверхность почвы снижается на 2,5 см. При уборке картофеля и корнеплодов с полей выносится почва, масса которой составляет 5-10%. По данной причине поверхность пашни за 10 лет снижается на 1,5-3 см. в среднем.

«Искусственные грунты»

Проанализируйте карту и условные обозначения и сделайте вывод о том, какая территория России наиболее изменена и почему? Соотнесите свои знания с информацией. О чём не было сказано, дополните.
Хозяйственная деятельность изменяет облик поверхности литосферы т.е. её рельефа. Рельеф создаваемый в процессе хозяйственной деятельности, называется антропогенным. Извлечение из земной коры и перемещённые или переработанные горные породы слагают искусственные грунты. Они уже покрывают более 55% площади суши. Распространение искусственных грунтов неравномерно. В густонаселённых районов с большим количеством городов они покрывают почти всю территорию, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Особенно интенсивно образование искусственных грунтов идёт в европейской части России, на Урале и на юге Сибири. Многие грунты образованы из различных отходов, экологически опасных.
Перечислите виды антропогенных ландшафтов.
Вспомним эпиграф урока, слова Ф. Энгельса «За каждую такую победу нам она мстит» Воздействие литосферы на человека может быть очень сильным, например, стихийные бедствия.
(Просмотр слайдов и видео роликов на экране)
Это последняя информация, которую учащиеся могут занести в схему. Делают вывод.
22 апреля – день Земли, день объединения жителей планеты в деле защиты окружающей среды.

Стихотворение Р.И. Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах.
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!

Список литературы:

  1. Атлас мира
  2. География России. Природа. И.И. Баринова М. «Дрофа» 2007 г.
  3. География: природа России Э.М. Раковская М. «Просвещение» 2007 г.
  4. География в школе № 3 2002 г
  5. Универсальная энциклопедия для юношества «Страны и народы»
    «Педагогика-пресс» М. 2006 г.
  6. «Экология. Ярославской области» учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство 2006 г.
  7. Энциклопедия для детей т. 3 География «Аванта+» М. 2008 г.