Меню
Бесплатно
Главная  /  Деревья  /  Сложносочиненные предложения с соединительным типом отношений. Сложносочиненное предложение. Разряды сложносочиненных предложений. Выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы характеристики типов сложносочиненных предложений в структурно

Сложносочиненные предложения с соединительным типом отношений. Сложносочиненное предложение. Разряды сложносочиненных предложений. Выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы характеристики типов сложносочиненных предложений в структурно

1. Понятие ССП. Классификация ССП по потенциальному количественному составу: сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (В.А. Белошапкова).

2. Традиционная классификация ССП в соответствии с семантическими группами союзов.

2.1. ССП с соединительными союзами открытой и закрытой структуры.

2.2. СПП с разделительными союзами.

2.3. СПП с противительными союзами.

2.4. СПП с присоединительными союзами.

2.5. СПП с пояснительными союзами.

2.6. Градационные ССП.

3. Знаки препинания в ССП.

Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы не входят ни в одно из них, не являются членами предложения.

Классификация сложносочиненных предложений в русском языкознании существенно не менялась. Начиная с грамматики Н.И. Греча все описания ССП строились по одному принципу: по характеру смысловых отношений между компонентами и в соответствии с семантическими группами союзов выделялись соединительные, разделительные и противительные предложения. Менялось, становилось более подробным лишь описание семантических групп внутри этих классов.
Кроме того, к традиционно выделяемым трем классам сложносочиненных предложений в 50-е годы 20 века были прибавлены еще два: пояснительные предложения, в которых части связаны отношениями пояснения или уточнения (специфическими выразителями этих отношений являются союзы то есть, а именно и функционально близкие им другие союзные средства), и присоединительные предложения, в которых вторая часть содержит «дополнительное сообщение» по поводу содержания первой части.



Наиболее последовательную и непротиворечивую классификацию ССП, основанную на структурно-семантических признаках, дала Вера Арсеньевна Белошапкова. Основным структурным признаком ССП она считает потенциальный количественный состав.

Все ССП делятся ею на два типа: открытой и закрытой структуры .

Части сложносочиненных предложений открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены. Средства связи – собственно-соединительные и разделительные союзы, которые могут быть повторяющимися. Такие предложения могут иметь неограниченное число частей и их всегда можно продолжить. Например: да где-то вскрикивала ночная птица… Попробуем продолжить это предложение. Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица, да в кустах шевелилось что-то белое (Короленко). В ССП открытой структуры может быть более двух предикативных единиц (ПЕ): То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок… (П.).

В предложениях закрытой структуры части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Вторая часть в них замыкает ряд и не предполагает наличия третьей. Например: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет ; Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). Средства связи – неповторяющиеся союзы: но, а, однако, да и; не только…, но и и др.

По союзам и по значению сложносочинённые предложенияделятся на шесть групп.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Список соединительных союзов (одиночных и повторяющихся): и, да, тоже, также, а также; как… так и, да... да, и…и.

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами могут иметь открытую и закрытую структуру. Они называются собственно-соединительными и несобственно-соединительными ССП (по другой терминологии: однородного состава и неоднородного состава).

2.1.1. ССП открытой структуры (собственно-соединительные; однородного состава)

Подобные ССП отражают разные смысловые отношения между ПЕ. Союзы И (И…И), НИ…НИ, ДА (ДА…ДА).

В подобных ССП предикативные части выражают соединительно-перечислительные отношения; в них сообщается об:

а) одновременности событий и явлений: Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев); И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам ]... (А. Блок). [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов). Как правило, в этом случае отношения между частями ССП автосемантичны, т.е. они могут выступать как самостоятельные простые предложения: (см. первое предложение) Калина не растет меж ними. Трава не зеленеет.

б) об их следовании друг за другом, последовательности: [Упалидве-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ] (И. Гончаров [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показалсягражданин ] (М. Булгаков). Это значение может конкретизироваться словами потом, затем, вслед .

Соединительные ССП открытой структуры (однородного состава) могут состоять из двух, трех и более ПЕ.

У подобных ССП может быть общий второстепенный член предложения или общая придаточная часть (в таком случае запятая между частями ССП не ставится):

Вдали темно и рощи строги (И. Бунин): союзом И соединены безличная односоставная ПЕ Темно и двусоставная Рощи строги. Детерминант (общий член ССП) вдали ясно показывает, что перечисляются однородные факты.

(Когда взошло солнце) , [роса высохла] и [трава зазеленела]. Придаточное предложение Когда взошло солнце относится сразу к обеим ПЕ, связанным соединительными отношениями, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

Одновременность и последовательность перечисляемых фактов часто подчеркивается с помощью соответствия видо-временных форм сказуемых в разных ПЕ (как правило, сказуемые выражаются глаголами одного вида): В ту же минуту [над сопкой взлетели сразу десятки ракет] и [бешеной скороговоркой залились пулемёты] (Седых). В обеих частях ССП глаголы-сказуемые совершенного вида. Общий член предложения (обстоятельство времени) в ту же минуту подчеркивает отношения одновременности и препятствует постановке запятой между ПЕ.

2.1.2. ССП закрытой структуры (несобственно-соединительные; неоднородного состава)..

Предикативные части соединяются здесь неповторяющимися союзами И, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, которые сопровождаются словами-конкретизаторами значений. Они состоят только из двух ПЕ. Отношения между частями ССП синсемантичные, т.е. одно предложение по смыслу связано с другим, особенно если есть слова-конкретизаторы.

Выделяется шесть типов несобственно-соединительных ССП.

1. Предложения со значением следствия – вывода, условия-следствия, результата, быстрой смены событий . В них нередко употребляются слова-конкретизаторы значения поэтому, потому, оттого, следовательно, значит (конкретизаторы – слова и словосочетания, которые подключаются к союзу и уточняют его значение). Вторая часть сообщает о результате, следствии, выводе, вытекающем из содержания первой части: Мы голодали, и [поэтому] мать решила наконец отправить меня и сестру в деревню (В. Каверин). Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и следовательно , вам в одном доме жить нельзя (А. Островский). Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растениям (условно-следственные отношения: Если сумеете создать условия, то удлините…). Артист поднял смычок – и всё мгновенно смолкло.

2. ССП с распространительным значением: вторая часть имеет характер добавления к тому, о чем говорится в первой части. Во второй части нередко используются слова-конкретизаторы – анафорические местоимения и наречия (стоят в начале 2 ПЕ), указывающие на лицо, признак, предмет, ситуацию, о которых говорится в первой части ССП: Теперь на улице совсем стемнело, иэто было прекрасно (В. Каверин). В начале 2 ПЕ могут также находиться синонимы или повтор того же слова, что и в 1 части ССП: Ввели новые графики, и это нововведение значительно повысило производительность труда.

3. ССП с соединительно-противительным значением с союзомИ : части противоречат друг другу по реальному содержанию. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, все равно , несмотря на это, тем не менее и пр.: а) Немцы до Москвы дошли, и все-таки их отогнали (В. Некрасов). б) Я пробовал вылепить ее, и ничего не вышло .

4. ССП с отождествительным значением (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ), части которых сообщают о двух сходных, тождественных событиях, происходящих одновременно: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня (Тургенев).

5. СПП с соединительно-дополнительным значением (союзыДА, И): вторая часть содержит добавочные сведения. В роли слов-конкретизаторов выступают вдобавок, еще, кроме того, притом, к тому же и под.: Сравняют вас с мужиками, да еще и старые обиды припомнят (Шолохов).

6. СПП с соединительно-ограничительным значением . Событие второй части ограничивает полноту проявления события, названного в первой части. Слова-конкретизаторы лишь, только и под.: Всё тот же двор, всё тот же смех, и лишь тебя не хватает чуть-чуть (Л. Ошанин). На теле его не было видимых повреждений, и только небольшая царапина на виске (А.Н. Толстой). Слова только, лишь могут выполнять функцию союзов.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Список разделительных союзов: или, либо, а то, не то, а не то; или… или, либо... либо; ли... ли, ли... или, хоть... хоть, что... что, будь то... или; а то и, не... так, если (и) не... то; не то... не то, то ли... то ли; то... то; аналоги союзов : а может (быть), а может (быть) и; может (быть)... может (быть), может (быть)... :

Это предложения открытой структуры. Основные отношения между ПЕ в ССП с разделительными союзами – это отношения взаимоисключения и чередования:

1. Отношения взаимоисключения: союзыили, либо, не то…не то; то ли…то ли : Либо пан, либо пропал. То ли зима, то ли весна, то ли осень (К. Симонов). Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (А. Пушкин). К тебе я больше не вернусь, а может, я с тобой останусь (Город 312).

2. В разделительных ССП со значением чередования сообщается о последовательности сменяющих друг друга событий, не совмещающихся во времени: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов).

Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям открытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Либо ты глуп, либо ты меня обманываешь. Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ Ты глуп и 2 ПЕ Ты обманываешь. Формальное средство связи – повторяющийся разделительный союз либо – либо. Между частями ССП отношения взаимоисключения.

1. За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и туман начал рассеиваться.

2. Пусть или он уйдет, или мы уйдем.

3. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве.

4. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву (Булг.)

Задание 2. Охарактеризуйте ССП с союзом И, указав структурный тип (открытой или закрытой структуры), структурно-семантический разряд (отношения между частями ССП) и оттенки значения (семантические разновидности). Например: Снаряды гремели, и пули свистели, / И громко строчил пулемет, / И девушка Маша в промерзшей шинели / Бойцов всех в атаку ведет. Это ССП открытой структуры, так как здесь более 2 ПЕ и можно добавить другие. Структурно-семантический разряд: СПП с собственно-соединительными отношениями. Оттенок значения ‑ значение одновременности.

1. Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости (Лерм.).

2. Ночь была ветреная, дождливая, и это способствовало успеху.

3. Кругом царила тишина, и только вверху на перекатах глухо шумела вода.

4. Один прыжок – и лев уже на голове буйвола.

5. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой.

6. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей (А.П. Чехов)

7. У меня жена, двое девочек, и притом жена – дама нездоровая (А.П. Чехов)

Задание №3. Сделать полный синтаксический разбор ССП.

Образец разбора.

И пахнет вялая трава, от инея хрустальная, и, различимая едва, звезда блестит печальная (В. Тушнова)

1. По цели высказывания – повествовательное.

2. По эмоциональной окраске – невосклицательное.

3. Сложное, т.к. состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ: И [пахнет вялая трава, от инея хрустальная ]. 2 ПЕ – и [различимая едва, звезда блестит печальная ]. ПЕ связаны между собой сочинительным союзом И, следовательно, это сложносочиненное предложение (ССП). Союз И соединительный, поэтому в самом общем виде отношения в ССП можно охарактеризовать как соединительные. Части ССП представляют собой незамкнутый ряд, т. е. предложение открытой структуры: может быть продолжено путем присоединения других ПЕ с тем же самым грамматическим значением (перечислительным). Отношения автосемантические. Ситуации, отраженные в ПЕ, мыслятся говорящим как одновременные. Грамматическим средством выражения одновременности выступают формы несов.вида глаголов-сказуемых: пахнет – блестит.

Схема: и , и .

4. Анализ каждой ПЕ.

1 ПЕ: И пахнет вялая трава, от инея хрустальная.

трава пахнет

б) Полное.

в) Распространенное: трава(какая?) вялая

от инея хрустальная , выраженным прилагательным с зависимыми словами.

2 ПЕ: и, различимая едва, звезда блестит печальная.

а) Двусоставное предложение. Подлежащее звезда выражено именем существительным в И.п. Простое глагольное сказуемое блестит выражено спрягаемым глаголом наст. вр. несов.в.

б) Полное.

в) Распространенное: звезда(какая?) печальная – согласованное определение, выраженное прилагательным.

г) Осложнено распространенным обособленным определением различимая едва , выраженным причастным оборотом .

Предложения для синтаксического разбора

1. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон (А. Серафимович).

2. Удар короток – и мяч в воротах.


СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Сложносочинённые предложения закрытой структуры с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, да (в значении но ).

По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все сложносочиненные предложения с противительными союзами делятся на две группы: 1) сопоставительные и 2) противительные предложения.

Сопоставительные отношения характерны для ССП со взаимозаменемыми союзами а (между тем), же (союз-частица), где сопоставляются несхожие в чем-то явления, но при всем несходстве они не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет (Нужда роднит людей, богатство же их разделяет ). Товарищи относились к нему неприязненно, товарищи же любили (Куприн). Нередко отношения основаны на антитезе (антонимии). Отсюда наличие в предикативных частях сопоставительных предложений типизированных лексических элементов - сопоставляемых слов одной тематической группы.

Самыми распространенными среди таких предложений являются предложения с наиболее широким по своему значению и стилистически нейтральным союзом а. Например: Низ башни был каменный, а верх деревянный... (Чехов); Ему давно уже за сорок, а ей тридцать... (Чехов).

Союз же , связанный по своему происхождению с усилительной частицей же , сохраняет ее выделительно-усилительное значение; происхождение этого союза обусловливает и его позицию; он стоит не между предикативными частями, а после первого слова второй части, выделяя его. Такие предложения называют сопоставительно-выделительными. Например: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн); Из нашей батареи Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Чехов).

Предложения с противительными отношениями по семантике (т. е. по характеру отношений между частями ССП) основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях, и делятся на четыре группы.

1) противительно-ограничительные предложения (союзы однако, но, да) , в которых явление второй части ограничивает возможность осуществления, результативность или полноту проявления явления, названного в первой части. Наиболее четко это грамматическое значение прослеживается в конструкциях с формами сослагательного или «недействительного» (с частицей было ) наклонения, со вспомогательными глаголами хотеть, желать и под.: Пожалуй, я бы съел немного снега, но на Сухарёвке снег был грязный (В. Каверин). Он стал было наливать ей чаю, но она остановила (В. Каверин).В других случаях ограничительные отношении оформляются лексическими средствами: Хорош цветок, да остёр шипок .

Эти ССП близки по семантике предложениям с соединительно-ограничительным значением, где слово только выполняет функцию союза: Хорош цветок, только остёр шипок.

Союзыа то, не то соответствуют по значению словам иначе, в противном случае; предложения с ними обычно употребляются в разговорно-бытовой речи: 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

2) В противительно-уступительных ССП противительное значение усложняется уступительным (такое ССП можно заменить сложноподчиненным предложением, в придаточной части которого есть союзы хотя, несмотря на то, что ): [В доме у меня была своя комната],но [я жил во дворе в хибарке] (А.П. Чехов). – (Хотя в доме у меня была своя комната), [я жил во дворе в хибарке]. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, несмотря на это, между тем, при всём при этом и др.: Птаха наговорил вам чепухи,но все-таки он человек хороший (Н. Островский).

3) Впротивительно-возместительных ССП (союзы зато, но, да ) событиям дается оценка: в одной части положительная, в другой – отрицательная: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (К. Симонов). Кивер ‑ твердый высокий головной убор некоторых воинских частей.

4) Впротивительно-распространительных ССП вторая часть дополняет первую. Как и в соединительно-распространительных предложениях, во второй части наблюдается слово-конкретизатор это : Я повернулся к нему спиной, но это , кажется, усилило его подозрения (В. Каверин).

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГРАДАЦИОННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

В градационных отношениях закрытой структурывыражается усиление, нарастание или, наоборот, ослабление значимости второй части по отношению к явлению, названному в первой части. Обычно выражается с помощью двойных сочинительных союзов не только…, но и; не то чтобы, …но (а); если не, ….то; не столько…, сколько ; разг. не сказать чтобы…, но; нельзя сказать чтобы, …но: Теперь вокруг Иуды в окнах не только сверкали окна, но уже слышались славословия (Булг.). Не то что меня это тяготит, но так, обидно все-таки (Конст.). Не то чтобы испугался старик, а от голоса четкого и уверенного обмяк (Шолохов).

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Здесь вторая часть поясняет, уточняет значение первой с помощью союзов а именно, то есть: Ромашов разыскивает Катю, то есть делает то же, что и я (В. Каверин). Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно : построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (М. Горький). Возможны вводные слова вернее, точнее, иначе говоря, другими словами и пр.

С помощью союза то есть , кроме указанного значения, говорящий может выражать значение поправки, оговорки: Мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал (Короленко).

Это предложения закрытой структуры.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Они присоединяют добавочные мысли, являющиеся: а) попутным замечанием; б) чем-то неожиданным, вдруг пришедшим в голову. Перед союзами с присоединительным значением голос понижается и делается пауза: Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключение во временной последовательности.) Часто появляются слова-конкретизаторы и вот, и притом, а потому, и вслед за тем: Вода была тепла, но не испорчена, и притом ее было много (Гаршин).

Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позво­ляет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах стоят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вставай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союзда начинает новое вопросительное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесьда приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)

Добавочные к присоединительным значениям могут выражать ССП с союзами да и, а то, а не то, не то.

В предложениях с союзом да и выражается добавочное усилительное значение: Он [Синцов] больше не спрашивал – да и что тут спрашивать ? (Симонов)

В предложениях с союзами а то, а не то, не то выражается значение предостережения: Ты сегодня должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Писемский). Отвечай мне, а не то буду беспокоиться (Пушкин).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА (проверка на лекции)

Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям закрытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Всю зиму я разбирал эти дневники, а между тем моя жизнь в Заполярье шла своим чередом (В. Каверин). Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ [Всю зиму я разбирал эти дневники ] и 2 ПЕ [моя жизнь в Заполярье шла своим чередом ]. Формальное средство связи – противительный союз а между тем. Между частями ССП противительно-сопоставительные отношения.

1. Солнце-то светит, да ветер свежий, осенний (Короленко).

2. Прошел час, другой, а тропинка не попадалась (Арс.)

3. Вихри эти становились реже, но зато каждый последующий был сильнее, чем предыдущего (Арс.)

4. В словах маленького человека не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения (Пришвин)

5. На этот раз вечер был прелестный, да и публики было довольно много (Дост.).

6. Наша беседа неожиданно прервалась, то есть мы сами ее закончили (Катаев).

Задание 2. Определите семантические разновидности ССП с союзом НО.

2. Корчагина, кроме матери, никто не ласкал, но зато били много (Н. Островский)

3. [хотя, несмотря на то что] Ноги устали, но домой возвращаться не хотелось.

4. Они плясали, но было в этой пляске что-то деревянное, мёртвое… (Куприн)

Задание 3. Синтаксический разбор предложения

В квартире у пани Козловской, кроме нее и сына, пехотного поручика Ромуальда, никто не жил, зато рядом было тесно (Пауст.)

Сложносочиненное предложение 1. Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений. 2. Виды ССП. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между предикативными частями.

Определение сложносочиненного предложения Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т. е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности. Пример: Наступила осень, и листья на деревьях пожелтели.

Сочинительные союзы Союзы в ССП те же, что и при однородных членах, смысловые отношения тоже в основном совпадают (соединительные, градационные, противительные, разделительные, присоединительные, пояснительные).

Дополнительные оттенки Отношения между предикативными единицами в сложном предложении приобретают некоторые дополнительные оттенки, обусловленные характером объединяемых частей. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (Куприн). (Между частями противительно-возместительные отношения)

Структурное единство сложносочиненного предложения Структурное единство различных ССП, которое создается интонацией и союзными средствами, неодинаково. Если в сложносочиненном предложении употреблен двойной градационный союз не только, но и или повторяющиеся союзы ни. . . ни, не то. . не то, оно функционирует как единое целое, которое невозможно расчленить на составляющие предикативные единицы с тем же значением, например, Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

Самостоятельность частей в ССП Наименее заметна связь между частями в СП с соединительными отношениями, передаваемыми одиночными союзами, Такие СП легко могут быть расчленены на 2 отдельных самостоятельных высказывания. Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь (Козлов «Ежик в тумане»)

Структурно-семантическое единство ССП поддерживается: Лексическими элементами, которые выполняют роль строевых элементов (местоименные наречия: потому, поэтому, оттого; вводные слова: следовательно, значит; частицы: всетаки, все же, ведь, все равно); наличием в 1 части общего второстепенного члена, а во 2 - местоимений и местоименных наречий в анафорической функции.

2 в. Виды сложносочиненных предложений. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между частями Классификация сложносочиненных предложений традиционно строится на основе различий в их общих грамматических значениях (наиболее общих смысловых отношениях между предикативными частями). Проводится дальнейшая дифференциация в соответствии со значениями отдельных групп союзов.

ССП 1. с соединительными союзами (и, да, ни…ни, тоже, также, не только…но и) 4. с пояснительными союзами (то есть, а именно) 2. с противительными союзами (но, а, же, однако, зато,) 5. с присоединительными союзами (да и, и притом) 3. с разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то)

1. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Между частями возможны: соединительно-перечислительные отношения; соединительно-распространительные отношения; соединительно результативные отношения; условно-следственные отношения; соединительно-отождествительные отношения

Сложносочиненные предложения с соединительно-перечислительными отношениями В данных предложениях значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций и оформляется соединительными союзами, например: Небо распахивалось все шире, и, казалось, все глубже оседала земля (Распутин).

Оттенки соединительноперечислительных отношений Одновременность (два действия происходят одновременно) передается путем совпадения временных форм глаголов несовершенного вида (сказуемых) - в частях, входящих в состав сложносочиненного. Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы. Последовательность действий или событий выражается порядком частей и глаголами совершенного вида(сказуемыми) в частях предложения. Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю.

Сложносочиненные предложения с соединительно-распространительными отношениями В данных предложениях вторая часть содержит какие-то новые сведения, имеющие отношения к событию, заключенному в первой части, поэтому в ней обычно бывают анафорические местоимения, указывающие на какой-то предмет, лицо, признак, о котором говорится в первой части. В комнате повесили светлые шторы, и она стала как будто просторнее. На одно мгновение она оказалась смущенной, и это удивительно изменила её лицо.

Сложносочиненные предложения с соединительно-результативными отношениями Вторая часть этих предложений выражает результат (или следствие, или вывод), который обусловлен содержанием первой части. Была среда, день постный, и потому бабушке подали постный борщ и леща с кашей (Аксаков). Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой (Арсеньев).

Сложносочиненные предложения с условно-следственными отношениями В научной речи возможны сложносочиненные предложения с условно-следственными отношениями. Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растений.

Сложносочиненные предложения с соединительно-отождествительными отношениями В данных предложениях между действиями и признаками лиц и предметов, о которых говорится в первой и во второй части, устанавливается тождество. Люди сильно устали, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились (Чехов). Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л. Толстой).

Сложносочиненные предложения с соединительно-градационными отношениями Градационные союзы, соединяя два явления, указывают, что при их сопоставлении говорящий считает второе явление более важным. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд (Л. Толстой)

2. Сложносочиненные предложения с противительными союзами Данные предложения делятся на две группы: 1) с сопоставительными отношениями между частями; 2) с противительными отношениями. 1) При сопоставительных отношениях (союзы а, же) явления, факты, о которых говорится в частях, не исключают друга, а как бы сосуществуют. Глупый осудит, а умный рассудит

Сложносочиненные предложения с противительными союзами 2) В предложениях с противительными отношениями выделяют противительно-ограничительные, противительно-возместительные и противительноуступительные оттенки. При противительно-ограничительных отношениях (союзы но, однако, да) сообщается о таких явлениях, событиях, одно из которых (второе) ограничивает проявление первого, мешает ему или уточняет его, опровергая в какой-то части. Мальчику многое еще хотелось узнать, но он не решался спросить.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные отношения могут осложняться значением уступительным (одно явление должно было вызвать другое, но не вызвало; должно было помешать другому, но не помешало). Способствуют выявлению отношений частицы всетаки, все же, все равно, между тем, при всем при том. В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке (Чехов)

Сложносочиненные предложения с противительными союзами В предложениях с противительновозместительными отношениями (союзы зато, но, однако) какое-либо явление рассматривается с разных сторон, при этом одна из них чаще всего оценивается как отрицательная, а вторая – как положительная. Союз зато своей семантикой подчеркивает, что событие 2 части компенсирует, снимает отрицательные последствия событий первой части. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою (Короленко).

3. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами В данных предложениях выражаются отношения 1) взаимоисключения или 2) чередования. 1) В предложениях с союзами или (иль), либо, не то…не то, то ли…то ли выражаются отношения взаимоисключения (содержание первой части этих предложений исключает содержание второй). Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Чехов). То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков).

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами 2) В предложениях с повторяющимся союзом то…то события, о которых говорится в частях существуют в разных временных планах, т. е. чередуются. То закукуют в зеленых рощах кукушки, то над рекою громко защелкает, запоет соловей.

4. Сложносочиненные предложения с пояснительными союзами В данных предложениях (с союзами а именно, то есть) говорящий при помощи второй части уточняет, раскрывает содержание первой части. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой).

5. Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами В предложениях с союзами да и, а и то, и притом, а потому возникают присоединительные отношения: вторая часть предложения возникает как бы во время самого процесса речи, иногда к союзам прибавляются частицы, наречия, местоимения (и вот, и притом, а потому, и вслед за тем). С барышнями я был застенчив, робок, не умел говорить с ними, да и не о чем было говорить (Чехов).

В соответствии со структурно-семантическим подходом к анализу сложносочиненных предложений обязательным является характеристика структуры предложения. По мнению В. А. Белошапковой, все сложносочиненные предложения делятся на предложения открытой и закрытой структуры, а в рамках этих структурных групп выделяются структурно-семантические подгруппы.

Сложносочиненные предложения открытой структуры могут состоять из двух, трех и более частей, поэтому они многочленные. Сложносочиненные предложения закрытой структуры только двучленные.

Между этими двумя типами сложносочиненных предложений В. А. Белошапкова указывает следующие различия: «Сложно­сочиненные предложения закрытой структуры, минималь­ные конструкции которых представляют сочетание обяза­тельно двух предикативных единиц, по данному различи­тельному признаку однотипны со сложноподчиненными предложениями (последним они противопоставлены по признаку сочиненности/подчиненности) и вместе с ними противостоят сложносочиненным предложениям открытой структуры, минимальные конструкции которых представ­ляют сочетания неопределенного количества предикатив­ных единиц. Сложносочиненные же предложения откры­той структуры противопоставлены сложноподчиненным предложениям не по одному различительному признаку, а сразу по двум: по признаку сочиненности/подчиненности и признаку открытости/закрытости»1

Особенности структуры конкретных сложносочиненных предложений и тех грамматических отношений, которые они выражают, создаются за счет союзов.

В организации сложносочиненных предложений открытой структуры принимают участие одиночные и повторяющиеся соединительные и разделительные союзы, причем первые, выражая значение одновременности или следования, в отличие от вторых, не являются необходимым строевым элементом. Поэтому отношения соединительного перечисления могут быть выражены как союзами, так и бессоюзно. Например: «И мчимся в осенние дали, / И слушаем дальние трубы, / И мерим ночные дороги, / Холодные выси мои..» (А. Блок). (Сравним: Мчимся в осенние дали, слушаем дальние трубы, мерим ночные дороги, холодные выси мои...» ).

Соединительные союзы в составе открытых структур лишь подчеркивают смысловую однотипность частей и цельность предложения. Например: «И воздух тут чистый, и солнце, и холодком от речки веет».

Разделительные союзы, напротив, являются необходимым элементом структуры сложносочиненного предложения, т. к. именно они вносят в предложение значение выбора предполагаемого явления из открытого ряда, которое составляет сущность отношений разделительного перечисления и отличает разделительные сложносочиненные предложения от перечислительных. Именно поэтому разделительные отношения не могут быть выражены в бессоюзных сложных предложениях. Так, союз то... то выражает отношение повторяющегося чередования ряда событий. Например: стихотворение А. А. Ахматовой «Любовь» начинается со сложносочиненного чередования открытой структуры, предикативные части которого соединяются повторяющимся разделительным союзом то... то, выражающим отношение следования одного явления за другим: «То змейкой, свернувшись клубком, / У самого сердца колдует, / То целые дни голубком / На белом окошке воркует, / То в инее ярком блеснет, / Почудится в дреме левкоя... / Но верно и тайно ведет / От радости и от покоя» (А. Ахматова).

Другие разделительные союзы – одиночные или повторяющиеся – или, диалектно-просторечный али, книжный либо, неповторяющиеся не то... не то, то ли... то ли выражают значение взаимоисключения, при котором перечисляется ряд предполагаемых явлений и реальное существование одного из них исключает все остальные. Например: « Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Чехов).

Сложносочиненные предложения закрытой структуры весьма разнообразны и по средствам связи, и по грамматическим отношениям. Тем не менее их объединяет общий признак – двучленность. В качестве средств связи выступают союзы широких и отвлеченных значений и, а, но и союзы узких дифференцированных значений не то... но и, а именно и др., которые в некоторых могут соединяться с другими выразителями смысловых отношений между предикативными частями. Это местоименные наречия поэтому, потому, оттого, модальные слова следовательно, значит, частицы ведь, все-таки, все равно и др., которые конкретизируют и уточняют общее грамматическое значение ССП. Например, противительное грамматическое значение в предложении «» (Симонов) осложнено уступительным значением, которое выражено союзным элементом все-таки, а в предложении«Обладая более твердым шагом, мулы хорошо ходят в горах и невзыскательны на корм, но зато они вязнут в болотах» (Арс.) это же противительное значение осложнено значением возмещения, которое выражено союзным элементом зато.

В соответствии со сказанным устанавливаются три уровня членения сложносочиненных предложений на разряды (и подразряды). На первом уровне вы­деляются два разряда: 1) предложения, допускаю­щие второй союзный элемент, 2) предложе­ния, не допускающие второго союзного элемента.

На втором уровне членения сложносочинен­ные предложения, допускающие второй союзный элемент, по реальному наличию/отсутствию его делятся на два подразряда: 1) предложения без второго союзно­го элемента, 2) предложения со вторым со­юзным элементом; Сравним: 1) Он знак подаст – и все хлопочут (Пушкин); 2) Да, никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить, с вол­нением, с ожиданием чего-то нового в этом году (Пришвин).

Предложения без второго союзного эле­мента далее делятся по тому, каким именно союзом ор­ганизуются: максимально широким по значению союзом и или более специализированными противительными со­юзами а, но и синонимичными им.

Предложения со вторым союзным элемен­том делятся на подразряды по семантике второго союз­ного элемента, который является главным, определяющим слагаемым значения всего предложения. На этом основа­нии выделяются шесть подразрядов: 1) следствия – вывода (с союзными элементами поэтому, потому, от­того, следовательно, значит и т. п.); 2) противитель­но-уступительные (с союзными элементами все-таки, тем не менее, между тем и под.), 3) противи­тельно-возместительные (с союзным элементом зато),

4) ограничительные (с союзными элемен­тами только, лишь и под.),5) отождествительно-соединительные (с союзными элементами тоже, также) ,

6) соединительно-дополнительные (с союзными элементами еще, вдобавок и под.). Например: Наверное, это была несправедливая мысль, но она все-таки пришла ему в голову (Симонов); Дочь училась дома и росла хорошо, и мальчик то­же учился недурно (Л. Толсой).

Предложения, не допускающие вторых союзных эле­ментов, по семантике союзов делятся на два подразряда: 1) пояснительные (с союзами то есть, а именно), например: Он был офицер, то есть с детства, с кадетского корпуса готовился воевать (Сергеев-Ценский) и 2) градацион­ные (с союзами не только... но и, да и я под.).

Градационные предложения по характеру союзов в свою очередь делятся на собственно градационные и уси­лительные. Собственно градационные предло­жения образуются союзами расчлененного типа: не толь­ко... но и, не то чтобы... но и под., например: Не только что нашего клуба не было, или фонарей на улицах, но и лавок на весь город было только две (К.). Усилитель­ные предложения образуются союзом да и, например: Здесь мой голос на резком ветру огрубел, Да и сердце мое огрубело (А. С).

1.3. Средства связи предикативных частей

в сложносочиненном предложении

В сложносочиненном предложении средствами связи предикативных частей являются, прежде всего, сочинительные союзы. Но их состав может осложняться за счет так называемого второго союзного элемента, представляющего собой местоименные наречия типа поэтому, потому, оттого , модальные слова следовательно, значит , частицы ведь, все-таки, все же, все равно, тем не менее, между тем и др., которые присоединяются к сочинительным союзам с широкой семантикой: и, а, но.

Кроме союзов, функцию связки могут выполнять и «аналоги союзов». Это слова других частей речи. Например: продуктивные частицы-союзы же, ли, только, лишь, лишь только ; наречия-союзы еще, вдобавок, напротив, однако и некоторые др.

Языковой знак, как утверждал Фердинанд де Соссюр, не только симметричен, но и асимметричен. Применительно к служебным частям речи это следует понимать так: сочинительные союзы в структуре сложных предложений могут выражать и сочинительные, и подчинительные связи. Разграничить сочинение и подчинение можно с помощью формального критерия, разработанного А. М. Пешковским: в сложносочиненном предложении средства связи находятся между предикативными частями или перед каждой из них, а в сложноподчиненном предложении входят в придаточную часть. Например: Ты сер, а я, приятель, сед ...(Крылов) > Я, приятель, сед, а ты сер и Он отвернулся, потому что не мог поступить иначе В последнем предложении изменение порядка следования предикативных частей возможно лишь теоретически, да и то с обязательным присутствием союза в придаточной части. Но есть переходные конструкции между сочинением и подчинением, возникающие при асимметрии между содержанием, т. е. грамматическими отношениями предикативных частей сложного предложения, и формальным выражением этих отношений. Например, в структуре сложного предложения сочинительный союз и выражает причинно-следственные отношения, типичные для сложных предложений с подчинительными отношениями. Сравним: Все ждали сильного половодья потому, что зима была снежная. Следовательно, сложное предложение Зима была снежная, и все ждали сильного половодья – это переходная конструкция между сочинением и подчинением, так как наблюдается асимметрия между грамматическим значением предложения и способом его выражения.

Для анализа особенностей структуры сложносочиненного предложеня необходима структурная характеристика средств связи, которая предполагает сообщение о том, является ли союз простым или составным, непроизводным или производным, одиночным или повторяющимся. При этом повторяющиеся союзы ни... ни, то... то, не то... не то и др. следует отличать от омонимичных одиночных союзов, которые могут повторяться в тексте. Например: в предложении Ни денег в кармане, ни мысли в голове употреблен повторяющийся союз ни... ни. Во втором предложении Мелькнет в бурьяне булыжник, или перебежит дорогу суслик союз или одиночный неповторяющийся. И в третьем предложении Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять употреблен одиночный повторяющийся союз или.

С учетом семантики к традиционно выделяемым трем группам сочинительных союзов, различных по структуре (соединительных, разделительных и противительных), относятся еще две: пояснительные союзы то есть, а именно ) и присоединительные (да и, да и то, и притом ), например: Время стояло самое благодатное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Нагибин); В один день было можно много сработать, и притом время бежало быстро, незаметно. (Лесков).

Большинство союзов однозначные, то есть семантические, или союзы узких дифференцированных значений. Но есть союзы многозначные, семантические, то есть синтаксические, или союзы широких и отвлеченных значений, получающие определенное смысловое наполнение в конкретном предложении. Так, самый частотный союз и, обладая широкой семантикой, способен выражать соединительные отношения (например: Далеко за двором кричали лягушки и пел соловей ), соединительно-результативные (Позвольте мне говорить о своей любви, и это одно будет для меня величайшим счастьем... ) и даже противительные (Я не хотела сделаться начальницей, и все же мне пришлось ). Как показывает языковой материал, отвлеченное значение союза и наполняется конкретной семантикой за счет грамматических отношений между предикативными частями, которые организуют структуру конкретного сложносочиненного предложения.

Способы выражения грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения разнообразны, и, кроме союзов и союзных слов, выделяют грамматические, лексические, структурные и интонационные.

К грамматическим средствам относят определенное соотношение видовременных форм сказуемых, неполноту второй или следующей предикативной части, наличие детерминанта. Детерминант в сложносочиненном предложении всегда стоит в начале предложения, в отличие от простого предложения, в котором он может находиться и в конце предложения. Так, соединительно-перечислительные отношения одновременности могут быть выражены и грамматическими формами глаголов-сказуемых в настоящем и прошедшем времени, и детерминантом. Сравним: В лодке сидела Елена с Рендичем и стоял длинный ящик, покрытый черным сукном (Л. Толстой). Его здесь никто не любит и все боятся. (И. Г.).

В выражении определенных грамматических отношений могут принимать участие и лексические средства. Это слова, например, одной тематической группы, выступающие как языковые или контекстуальные антонимы в сложнопочиненных предложениях с сопоставительно-противительными отношениями: Он шел с косой, а она – с граблями или Он аристократ - а я смиренная демократка (П.). Резкое противопоставление в последнем предложении, которое выражается прежде всего лексически, объясняет постановку тире.

Порядок следования предикативных частей составляет одну из особенностей структуры сложносочиненного предложения. В сложном предложении различают два типа расположения частей: свободный (нефиксированный) и несвободный (фиксированный). Для сложносочиненного предложения характерен свободный порядок следования предикативных частей, обусловленный их относительной смысловой и структурной самостоятельностью.

Однако имеет место и фиксированный порядок. В этом случае его нужно рассматривать как способ выражения соответствующих грамматических отношений. Например: Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно... (Чехов). В этом предложении причинно-следственные отношения выражаются несвободным (фиксированным) порядком следования предикативных частей: в первой части называется причина (Приближалась осень ), во второй ее следствие (и поэтому в старом саду было тихо...).

Несвободный порядок расположения предикативных частей характеризует двучленные закрытые структуры сложносочиненного предложения, в которых семантика второй части не самостоятельна от связи с первой. Это зачастую подчеркивается наличием в ней анафорических слов с неопределенной семантикой, соотносимых со словами конкретной семантики в предшествующей предикативной части. Например.: Море было спокойное, и все же входить в него было почему-то страшно (Ант.). Уступительно-противительные отношения выражаются фиксированным порядком слов, о чем свидетельствует наличие во второй части личного местоимения, соотносимого с существительным море. Аналогичное наблюдается и в предложении с соединительно-результативными отношениями. Например: Через год в городе уже совершенно забыли про Ивана Дмитриевича, и книги его, сваленные хозяйкой под навесом, были растасканы мальчишками (Чехов).

Анализ конструктивных элементов в структуре сложносочиненного предложения позволяет говорить о свободных и несвободных моделях или схемах, по которым строится конкретная разновидность сложных предложений.
Наиболее продуктивны и стилистически нейтральны свободные модели, а в живой разговорной речи могут употребляться сложносочиненные предложения, построенные по несвободным моделям. Они двучленны. Особенностью их структуры является какой-либо устойчивый нечленимый лексикализованный компонент в первой части или устойчивые соотносительные компоненты, расположенные в обеих частях. Например: Чего другого, а болот в Мещоре хватает (Паустовский), Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (Пушкин) и т. д.

Интонация – универсальный, а потому не основной способ выражения грамматических значений в сложносочиненном предложении.. Тем не менее вместе с рассмотренными средствами связи интонация оценивается как достаточно конкретный выразитель соответствующих грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения.

Например, сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительно-перечислительными отношениями произносятся с интонацией перечисления, которой окрашивается также простое предложение, осложненное однородными членами с бессоюзной связью. Например:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман (Пушкин)

Осинник зябкий, да речушка узкая,

да синий бор, да желтые поля.

Ты всех милее, всех дороже,

русская суглинистая, жесткая земля (Сурков)

Сложносочиненные предложения с противительными и разделительными союзами произносятся с интонацией сопоставления. Она наиболее очевидна и выразительна в двучленных предложениях закрытой структуры. При наличии отношений сопоставления или противопоставления первая предикативная часть произносится с некоторым или заметным повышением голоса, что соответствует тире. Перед второй предикативной частью делается пауза различной степени длительности в зависимости от знака препинания, а опорные слова в обеих предикативных частях произносятся с повышением тона. Например: Езжали вы сюда, / а лошадей держал я в этой роще (Пушкин).

В сложносочиненном предложении с присоединительной связью чем отчетливее присоединительный характер связи между предикативными частями, тем слабее цельность предложения. В устной речи это выражается значительной длительностью паузы перед присоединительными союзами, понижением голоса и интонацией незавершенности. Присоединяемая часть проговаривается на полтона ниже. Например: Постояльцы с ним не заговаривали, да и сам он не любил тратить попусту слова (Паустовский).

1.4. Грамматические отношения в сложносочиненном предложении

Грамматическое значение сложносочиненного предложения складывается из грамматического значения союзов и конкретной семантики компонентов предложения, поэтому в синтаксической науке вопрос о грамматических отношениях в ССП решен по-разному. В одних источниках грамматические отношения представлены описательно (например, у Валгиной), в других – в виде классификационной системы (например, у Бабайцевой и Максимова.

При определении грамматических отношений нужно исходить из того, что обозначают предикативные части и как они относятся друг к другу семантически. Например: в сложносочиненных предложениях с соединительными союзами выражаются прежде всего соединительные отношения, которые могут быть определены более конкретно: как соединительно-перечислительные отношения одновременности, например: Сентябрь засыпал все тропинки листвою желтой, как всегда, и тоненькие паутинки развесил, словно провода . (Бр.), как соединительно-перечислительные отношения последовательности: Уже окончен день, и ночь надвигается из-за крыш (Багр.), как соединительно-распространительные отношения, например: Чародейкою-зимою околдован лес стоит, и под снежной бахромою неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит (Тютчев), как соединительно-результативные отношения: Ночью буря разозлилась, и крыша снегом опушилась и т. д. При определении грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения можно обнаружить случаи синкретизма, т. е. наложения значений. Например: сочинительные союзы то есть, а именно выражают общее значение пояснения. А в структуре конкретных сложносочиненных предложений они могут способствовать формированию синкретичных пояснительно-присоединительных грамматических отношений. Например: Он был офицер, то есть с детства, с кадетского корпуса, готовился воевать (Сергеев-Ценский);

  • В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.ИСПРАВЬТЕ ошибку и запишите слово правильно
  • Выпишите номера предложений, в которых выделенное слово является предлогом
  • Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару)
  • Из предложений 2-4 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару)

  • Сложносочиненные предложения – такие предложения, части которых связаны сочинительными отношениями и соединяются при помощи сочинительных союзов. Связь по способу сочинения придает частям сложносочиненного предложения известную синтаксическую самостоятельность. Союзы, употребляемые в этом типе предложении, те же, что и при однородных членах предложения. «Семантические отношения, которые устанавливаются с помощью этих союзов между предикативными частями сложносочиненных предложений, также в основном совпадают с отношениями между однородными членами. Это соединительные, противительные, разделительные, присоединительные и пояснительные отношения. Однако в составе сложного предложения они приобретают некоторые дополнительные оттенки, обусловленные особым (по сравнению с однородными членами) характером объединяемых частей, каждая из которых обладает грамматическим значением предикативности» .

    Структурное единство различных сложносочиненных предложений (создается интонацией и союзными средствами) неоднородно. Если в предложении употреблен двойной союз не только… но и или взаимообусловленные повторяющиеся союзы ни… ни, не то… не то, то оно функционирует, как структурное целое, которое невозможно расчленить на составляющие предикативные единицы с тем же решением. Связь же между читателями в сложносочиненных предложениях с соединительными отношениями, передаваемыми одиночным союзом и носит менее заметный характер .

    Структурно-семантическое единство сложносочиненного предложения может поддерживаться также различными лексическими элементами, которые участвуют в дифференциации смысловых отношений между читателем и, одновременно с этим, выполняют в его составе роль строевых элементов, Таковы местоименные наречия потому, поэтому, оттого, вводные слова следовательно, значит, частицы все-таки, все же, ведь .

    Структурно-семантическая классификация сложносочиненного предложения С. Е. Крючкова и Л. Ю Максимова (как, впрочем, и ряда других лингвистов) основывается на дифференциации сложносочиненного предложения в соответствии с теми значениями, которые создаются семантикой отдельных групп союзов, а также различными соотношениями видовременных форм сказуемых (последнее, однако, довольно редко) . При этом принято выделять 6 основных структурно-семантических групп:

    1. Сложносочиненные предложения с соединительными отношениями.

    В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющиеся).

    Одиночный союз и может соединять однородные высказывания, то есть такие, которые в смысловом отношении сохраняют относительную независимость и равновесие. В этих предложениях отношения обратимые: возможна перестановка частей (структура их «гибкая», по терминологии В. А. Белошапковой):

    ПРИМЕРЫ ССП СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ТИП С СОЮЗАМИ И, ДА, НИ.

    Данный подтип структурной схемы встречается довольно часто как в раннем, так и в последующих периодах творчества М. Цветаевой.

    Нами замечено, что почти всегда подобные предложения в контексте газетной публикации «разбиваются» на несколько самостоятельных синтаксических единиц.

    Кроме того, союз и может нести оттенок замыкающего значения, что тоже довольно не характерно для поэтического текста:

    Организм человека полон загадок, и мы по-прежнему практически ничего не знаем о его скрытых резервах . ПРИМЕР

    Следующий подтип соединительных отношений – сложносочиненные предложения с союзом и, служащим для выражения причинно-следственных отношений. Во второй части предложений этого вида за союзом и следует наречия потому, поэтому, оттого. В поэтических текстах эти слова, как правило, опущены, но легко восстанавливаются логически:

    Мне было интересно самому, и я хотел чуть-чуть приоткрыть для зрителей страницы не широко известной истории России ПРИМЕР

    Сложносочиненное предложение этого структурно-семантического типа наиболее полно раскрывают взаимосвязь между явлениями, событиями, что позволяет читателю более глубоко понять авторскую идею. Подобный тип широко распространен в публикациях самого разного идейно-жанрового вида. Однако главным образом к ним прибегают в материалах, носящих аналитический характер, раскрывающих причины политических, социальных изменений.

    Соединительные отношения могут быть выражены также при помощи союзов да (с оттенком времени), и… и, и (с оттенком противительных отношений), но эти структурно-семантические подтипы сложносочиненных предложений встречаются довольно редко. ПРИМЕР

    Таким образом, говорить о разнообразии структурно-семантических типов сложных предложений, служащих для выражения соединительных отношений, не приходится. По нашим наблюдениям, М. Цветаева отдает предпочтение простым предложениям, а не предложениям этого вида, широко используя лишь один их подтип: предложения с союзом и, служащим для выражения причинно-следственных отношений.

    2. Сложносочиненные предложения с противительными отношениями.

    Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, однако, зато, же и другими) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с добавочными смысловыми оттенками (несоответствия, ограничения, уступки). С этим семантическим значением связана и структура сложного предложения данного типа: порядок слов во второй части обусловлен характером её противопоставления первой. Это одна из самых внушительных групп сложносочиненных предложений в классификации С. Е. Крючкова и Л. Ю. Максимова, включающая в себя: сложные предложения, соединенные с союзом а (с добавочным указательным значением), но (значение соответствия), однако (с добавочным оттенком вводного слова), да(оттенок разговорной речи), только, зато, а то, не то и другие. Из них в современных печатных средствах массовой информации используются только два:

    с союзом а:

    Странам Запада знаком круг демократии, а у нас слово «демократ» немедленно превратилось в ругательство ПРИМЕРЫ

    Община руководила всеми хозяйственными делами, а церковь занималась духовной жизнью ПРИМЕРЫ

    Потом девушек увезли, а Нину командир разрешил оставить у меня помощницей ПРИМЕРЫ

    с союзом но:

    Конечно, не все материалы пока можно публиковать, но мы ничего не скрывали ПРИМЕРЫ

    Командир английского отряда рассказал губернатору Джону Уайну об исчезновении поселка, но тот ему не поверил и приказал устроить дополнительные поиски ПРИМЕРЫ

    Дворянская пора основывалась на других ценностях, но она тоже плохому не учила ПРИМЕРЫ

    Пока не задумываюсь, но поступила в институт ПРИМЕРЫ

    Я к ней отношение не имел, но был осужден на 1,5 года ПРИМЕРЫ

    Все было хорошо, но вдруг меняется командир роты и кладет глаз на мою Нину ПРМИЕРЫ

    Подобное «предпочтение» представляется нам ничем не обоснованным, поскольку широкое использование одних союзов и полное (или почти полное) игнорирование других говорит о том, что семантические и синтаксические возможности языка используются поэтессой не в полной мере.

    Интересным является, на наш взгляд, и такое явление, как полное отсутствие сложносочиненных предложений, выражающих разделительные, пояснительные и сопоставительные отношения. Вместо этого широко используются синонимичные конструкции, однако мы решили все же кратко рассказать об этих типах сложносочиненных предложений.

    3. Сложносочиненные предложения, выражающие противительные отношения.

    Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли… ли, то… то и другими), указывающими на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость.

    4. Сопоставительные отношения

    выражают несоответствие, ограничение, противоположность сопоставляемых предикативных частей или с помощью противительных союзов (не то что, не то чтобы).

    5. Пояснительные отношения

    выражаются в сложносочиненных предложениях с помощью союзов то есть, а именно. Эти союзы указывают на тождество первой и второй части, а также дифференцируют содержание частей, сигнализируют о том, что вторая часть конкретизирует или раскрывает содержание более общей первой части.

    6. Присоединительные отношения.

    Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненных предложениях для выражения присоединительных отношений, при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части. Характер присоединительной связи зависит от степени близости содержания простых предложений, входящих в состав сложного, и от союза: значение присоединения с определенным оттенком выражает союз и, с соединительным – союзы также, тоже, с противительным – а, союз да имеет присоединительные отношения с оттенком добавления. Особенно часто в современных печатных средствах массовой информации встречаются сложносочиненные предложения с присоединительно-противительным оттенком:

    Я же живу, а это главное ПРИМЕРЫ

    Улучшилось периферическое кровообращение, а в результате активизировалась деятельность всех органов и жизненных процессов

    Первым чучелом из карповых был небольшой толстолобик, а затем я сразу сделал шестикилограммового карпа ПРИМЕРЫ

    Таким образом, в данной части нашей работы мы подробно остановились на классификации структурно-семантических типов сложносочиненных предложений в поэтических текстах, на примере публикаций стихотворений М. Цветаевой. Мы отметили, что из шести подвидов структурно-семантических типов сложносочиненных предложений М. Цветаевой используется лишь половина, причем не более двух моделей предложений, что говорит о том, что семантические и синтаксические возможности языка используются поэтессой не в полной мере.Кроме того, мы попытались определить, с чем связано предпочтение того или иного типа, модели предложения.


    Части сложносочиненного предложения находятся в различных смысловых взаимоотношениях. Так, при соединительных союзах выражаются значения одновременности действий, явлений, событий: Сон не шел, и в голове мелькали обрывки каких-то далеких-далеких воспоминаний (Марк.); и последовательности: Вот лодки скрипнули днищами по песку, застучали весла, и откуда-то уже из тумана донесся протяжный голос (Марк.).
    При противительных союзах выражаются значения сопоставления: Иван предложил вернуться назад, на родину. Благо, там были избы, а поля и огороды не успели еще зарасти бурьяном и чертополохом (Марк.); противопоставления: Никто уже не ждал, а она все ждала (Казак.); или несоответствия: Солнце село, но в лесу еще светло (Т.)
    В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на чередование действий, явлений, событий или их несовместимость: То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кавер.).
    Основные значения (соединительное, противительное и разделительное) могут осложняться дополнительными оттенками. Например, противительный союз но - с уступительным оттенком значения: Ей [Надюше] было немного страшно, но более сильное чувство - живой интерес к людям, когда-то жившим здесь, подталкивал ее вперед и вперед! (Марк.); Противительный союз же - с усилительным оттенком значения: Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Ч.).
    Соединительный союз и с причинно-следственным оттенком значения: Потом стало тихо, и люди пошли дальше (Казак.).
    Противительный союз зато - с добавочным оттенком возмещения: Надвигалась осень. Дни становились короче, зато ночи длиннее и прохладнее (Марк.).
    Кроме того, в отдельных случаях некоторые союзы могут употребляться с разными значениями, например, соединительный союз и в значении противительного: Она исчезла в темной двери, и вместо нее на пороге показалась старая, сгорбленная армянка с красным лицом и в зеленых шароварах (Ч.).
    Упражнение 623. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом и и перепишите предложения в следующем порядке:
    а) предложения с выражением одновременности действий; б) предложения с выражением последовательности действий; в) предложения со значением причинно-следственным; г) предложения со значением противопоставления (в таком случае возможна замена союза и союзом а).
    1. Вскоре котел забулькал, запыхтел, и по всему берегу разнесся аромат смолы (Марк.). 2. Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех (Марк.). 3. Алешка набросил на плечи полушубок, подставил голову Еремеичу, и тот нахлобучил ему шапку до самых ушей (Марк.). 4. Уходя, он осветил фонариком кусок леса, и Травкин, приподнявшись, успел выбрать путь среди деревьев, где немцев, кажется, было меньше (Казак.). 5. Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее (Казак.). 6. Действительно, орудие открыло огонь, и Травкин сообщил по телефону Гуревичу (Казак.). 7. Вся группа, бесшумно скрывшаяся в непроглядной темени, пропала, исчезла, и следы ее замыл дождь (Казак.). 8. Медленно наступал рассвет, и движение по шляху прекратилось (Казак.). 9. В то утро шел дождь, и Травкин решил дать отдых разведчикам (Казак.). 10. Они знали о предстоящей задаче Травкина, и он не без досады читал в их глазах какое-то извиняющееся выражение (Казак.). И. Война стала для них бытом, и этот взвод семьей (Казак.). 12. Дубы, покрытые молодой листвой, гудели под порывами ветра, и тысячи ручьев бегали под ногами, подобные стайкам мышей (Казак.). 13. Газеты рождались рядом, почти под твоими руками, и от этого они были особенно дороги и значимы (С. Бар.). 14. Горячее облако, как из паровозной трубы, шибануло вверх, и пар окутал судно (Б. Пол.).
    Упражнение 624. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом а (противопоставление, несоответствие). Перепишите, в скобках после каждого предложения обозначьте эти смысловые взаимоотношения.
    Образец. Мамочкин не знал ее, а он знал здесь всех женщин наперечет (Казак.) (несоответствие).
    1. То было летом, а теперь земля лежала под снегом, скованная морозом, а небо переливалось бликами звездных дорожек (Марк.).
    2. Порфирий Игнатьевич потоптался на песке, поскрипел им, а с места все-таки не сошел (Марк.). 3. Пока летом плаваю по таежным рекам - ничего, терпимо, а зимой хоть волком вой (Марк.). 4. Но прошел день и еще день, а Порфирий Игнатьевич не возвращался (Марк.). 5. Он попрощался с ней и пошел по направлению к своей избе, а девушка осталась стоять под деревом (Казак.). 6. Все берут «языка», а мне все не попадается (Казак.). 7. Бражников виновато промолчал, а Мамочкин, узнав об этом разговоре, развел руками (Казак.). 8. Небо рвалось и вспыхивало, а зажигалка все шипела и искрилась (С. Бар.).
    Упражнение 625. Образуйте, где это возможно, из сложносочиненных предложений сложноподчиненные с уступительным придаточным.
    Образец. Свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, но заспанный немец ничего не заметил (Казак.) - Хотя свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, заспанный немец ничего не заметил.
    1. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов (Ч.). 2. Зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, и потекли ручьи, запели птицы (Ч.). 3. Алешка сказал это невнятно, тихо, себе под нос, но его все-таки услышали не только сидевшие за столом, но и на задних партах (Марк.). 4. Экзамены эти в последнее время она выдерживала, но у нее не было времени много думать о школьных испытаниях (Н. Ант.). 5. Она слушала его внимательно, но думала о своем (Марк.). 6. Вероятно, Надюшке следовало отказаться от приглашения, но ей было интересно и хорошо с этим человеком (Марк.). 7. Надюшка старалась напустить на себя беззаботность, но сердце ее билось тревожно (Марк.). 8. Правда, войска были хорошо замаскированы, но беспокойство вызывал самый факт усиленной разведки русскими этих мест (Казак.).
    1. Решил дождаться поезда и Травкин, но поезд все же не показывался (Казак.). 10. Он мог сколько угодно восторгаться преувеличенной лихостью Мамочкина, но образцом для него был только этот замкнутый, юный и немножко непонятный лейтенант (Казак.). 11. Позапрошлой ночью должен был вернуться Марченко, но Травкин, борясь с тяжелой полудремой, напрасно ждал его в траншее (Казак.).
    Упразднение 626. Определите роль сочинительных союзов. Выясните их возможную синонимичность (замените данные союзы другими, близкими по значению).
    Образец. После чаю дедушка лег спать, а я вышел из дому и сел на крылечко (Ч.). Союз а используется здесь в сопоставительном значении; возможная замена: «После чаю дедушка лег спать, я же вышел из дому и сел на крылечко».
    1. Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она (П.).
    1. Он должен уехать, или я погибла (Т.). 3. Солнце пекло мне в голову, и в грудь, и в спину, но я не замечал этого (Ч.). 4. Вокзал уже не загораживал запада, поле было открыто, но солнце уже село, ц дым черными клубами стлался по зеленой бархатной озими (Ч.).
    1. ... Странно выли провода на столбах, да громыхали вывески (А.Н.Т.). 6. Несколько человек вошли в сарай, нотам никого не оказалось (Казак.). 7. Надо было что-нибудь сказать, да слов нет (Горб.).
    1. Солнце садилось за березами, а березы поднимались к облакам белым, весенним, принимающим форму кучевых (Пришв.). 9. Пароход шел правым берегом, а левый, скалистый, поросший поверху редкими голыми елями, виднелся с поразительной четкостью (Б. Пол.). 10. Он крикнул несколько раз, но то ли голос сирены заглушил его, то ли каюта была пуста, никто не отозвался (Б. Пол.). И. Люди были издали неразличимы, но машины можно было рассмотреть (Б. Пол.). 12. Люди в нашей стране - самое важное, самое главное, а у него в Зеленом городке печи дымят, в швы палаток дует (Б. Пол.).
    Упражнение 627. Перепишите, подчеркнув сочинительные союзы. После каждого слова в скобках дайте его возможный синонимичный вариант. Сравните полученные пары союзов в стилистическом отношении; укажите, какие из них имеют разговорную окраску.
    Образец. Видит око, да зуб неймет (Кр.) - Видит око, да (но) зуб неймет. Разговорную окраску имеет союз да.
    1. Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.). 2. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит (П.).
    1. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем (Г.). 4. Хороша каша, да мала чаша (поел.). 5. Ямщик на козлах спал, голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке, да инородец где-то пел на странном языке (Н.). 6. Косточки истлели, да, говорят, душа-то доброго человека нетленна (Марк.). 7. Сыпались звезды, да иглы звенели (Щип.). 8. Таня села за руль, ното ли аккумулятор был слаб, то ли Таня волновалась,- машина никак не заводилась (Казак.).