Меню
Бесплатно
Главная  /  Огород  /  Отец иоланты. Билеты на оперу «Иоланта» в большом театре. Марта, Бригитта, Лаура и прислужницы

Отец иоланты. Билеты на оперу «Иоланта» в большом театре. Марта, Бригитта, Лаура и прислужницы

Страница 1

ИОЛАНТА

Лирическая опера в одном действии

Либретто
М.И.ЧАЙКОВСКОГО
по драме Г.ГЕРЦА

Музыка
П.И.ЧАЙКОВСКОГО

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Рене, король Прованса бас
Роберт, герцог Бургундский баритон
Водемон, граф, бургундский рыцарь тенор
Эбн-Хакиа, мавританский врач баритон
Альмери к, оруженосец короля Рене тенор
Бертран, привратник дворца бас
Иоланта, дочь короля Рене (слепая) сопрано
Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты контральто
Бригитта, подруга Иоланты сопрано
Лаура, подруга Иоланты меццо-сопрано

Прислужницы и подруги Иоланты, свита короля, войско герцога Бургундского и оруженосцы.

Действие происходит в горах Южной Франции в XV веке.

Королевские владения в Провансе. Красивый сад с роскошной растительностью; павильон в готическом стиле; в глубине сада - стена с маленькой входной дверью, почти скрытой растениями; кусты цветущих роз; плодовые деревья. Четыре музыканта играют. Иоланта собирает плоды, ощупью находя их на деревьях. Бригитта, Лаура и несколько прислужниц подставляют ей ветви со спелыми плодами. Марта держит корзину, куда Иоланта кладет их. Ее движения становятся медленны и, наконец, понуря голову, она опускает руки.

Мой птенчик, Иоланта, ты устала?

Иоланта (задумчиво)

Устала ли? Не знаю, право!
(Вздыхает.)
Да!
Кормилица, скажи мне...

Что, голубка?

Чего-то мне недостает... чего?
Хотела бы я знать.
Отец, ты, Марта, вы, милые подруги,

(обращается не в ту сторону, где стоят Бригитта и Лаура; они
подходят к ней)

Все живете для меня,
Лаской, счастьем красите мне жизнь,
А я ничем не в силах отплатить
За всю любовь!

Служить тебе - наш долг:
Ты - госпожа, мы - слуги!

Нет! Нет, неправда,
Вы мне друзья.
О Марта, я хочу чего-то,
А чего? Сама не знаю.

Марта (плача)

Голубка, Иоланта, перестань.

Постой! Постой! Приди ко мне,
Приди поближе!..
(Трогает глаза Марты.)
Ты плачешь? Отчего?

Могу ли я спокойной быть,
Когда ты плачешь?

Марта, я плачу,
Но слез моих ничем не выдала, как ты.
Мой голос тверд и ровен был,
Глаз моих не касалась ты,
Почему ж ты знаешь
Про эти слезы?

(Марта и подруги в смущении молчат.)

Нет, тут что-то есть,
Чего нельзя сказать мне!

Полно, полно!

Бригитта

Вас музыка расстроила.

О да, конечно музыка.
(Музыкантам.)
Довольно, будет!

В феврале 1883 г. в одном из номеров журнала «Русский вестник» была опубликована драма датского писателя Г. Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене». Чайковский прочёл её, был очарован поэтичностью и лиризмом и решил написать оперу на этот сюжет. Однако другие замыслы надолго отодвинули его воплощение. По-видимому, окончательное решение сочинить оперу по драме Герца пришло в 1888 г., когда «Дочь короля Рене» (в переводе Вл. Зотова) была поставлена на сцене Малого театра в Москве. В 1890 г. композитор получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактные балет и оперу для постановки в один вечер и предложил «Дочь короля Рене». Либретто оперы написал брат композитора М. И. Чайковский (1850-1916), закончивший работу к апрелю 1891 г. Театральная дирекция рассчитывала получить партитуры оперы и балета к осени, чтобы в следующем сезоне осуществить их постановку, но по просьбе Чайковского срок представления был отложен на год. Тем не менее, за «Иоланту» - так стала называться опера – композитор взялся летом 1891 г. В течение двух месяцев была написана вся музыка, а к концу года закончена оркестровка.

Сюжет

В цветущей долине среди гор южной Франции стоит дворец короля Неаполя и графа Прованса Рене. Здесь король укрывает свою дочь Иоланту, слепую от рождения. Она просватана герцогу Бургундии Роберту, и король Рене надеется излечить её к тому времени, как герцог явится за невестой. Пока же объявлено, что Иоланта воспитывается в Испании, в одном из монастырей. В заботе о душевном спокойствии любимой дочери король запретил говорить при ней о свете, красках, зрении: она не должна догадываться о своём несчастье. Чтобы вернее сохранить тайну, в это укромное убежище нет входа посторонним; тот кто проникнет в сад, окружающий дворец, - умрёт. Много лет удавалось королю сохранять детское неведение дочери, но теперь, когда она повзрослела, её томят неясные подозрения. Откуда кормилица Марта знает, что Иоланта плачет? Ведь она ничем не выдала слёз: её голос не дрожит, её глаз Марта не касалась. Кормилица и подруги успокаивают девушку, она засыпает, и слуги уносят её с террасы в комнату. Король Рене приводит мавританского врача Эбн-Хакиа и с трепетом ждёт его решения. Врач объявляет, что Иоланта должна узнать о своём несчастье, иначе ни какое лечение не поможет. Рене колеблется: ведь врач не может ручаться, что Иоланта прозреет! Сад пустеет. Перед входом появляются два чужеземных рыцаря. Это заплутавшиеся в горах герцог Бургундский и его друг Водемон. Они читают надпись, запрещающую вход, и Водемон убеждает герцога уйти, но тот слишком измучен скитаниями и не боится угроз. К тому же он рад любой задержке в пути: долг призывает его к королю Рене, с дочерью которого он обручён ещё ребёнком, но сердце его отдано Матильде Лотарингской. Водемон поднимается по ступеням террасы и, взглянув в окно, видит спящую Иоланту. Её красота поражает юношу, но герцог подозревает волшебные чары в неестественном дневном сне красавицы. Разбуженная их голосами Иоланта предлагает вина незнакомцам. Герцог предостерегает Водемона и отправляется икать свой отставший отряд. Водемон полон восхищения. Пылкие признания рвутся с его уст, но они непонятны Иоланте: ведь он говорит о красоте, которую видит. Внезапно рыцарь понимает, что очаровавшая его девушка слепа. В неистовом порыве он воспевает лучший из Божьих даров – свет. Возвратившиеся король и врач понимают, что тайна, так долго скрываемая, раскрыта. Король в отчаянии, но Эбн-Хакиа уверен, что в этом спасение Иоланты. Однако Иоланта не может желать того, о чём она не имеет представления. А значит, лечение не поможет. И король объявляет, что дерзкий, преступивший запрет, будет казнён. Его спасение – в выздоровлении королевской дочери. Полная решимости спасти юношу, которого полюбила всей душой, Иоланта уходит с врачом. Король просит прощения у Водемона: рыцарь свободен, Рене только хотел вызвать у дочери желание прозреть. Рыцарь просит руки Иоланты, однако она обручена. Возвратившийся со свитой герцог Бургундский преклоняет колени перед королём, и Водемон узнаёт, что пленившая его незнакомка – невеста друга и господина. Он умоляет Роберта признаться королю в своей сердечной тайне. Король возвращает герцогу его слово. Эбн-Хакиа приводит Иоланту с повязкой на глазах. Повязка снята, и перед потрясённой девушкой впервые открывается незнакомый мир. Её страшно, она ни кого не узнаёт. Отец ласково успокаивает Иоланту, предлагает ей защитника – Водемона, который клянётся Иоланте в верности до могилы. Все опускаются на колени и благодарно славят Творца.

Музыка

Последняя опера Чайковского принадлежит к числу его самых светлых, жизнеутверждающих сочинений. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, оперу пронизывает идея всепобеждающей силы любви. В музыке господствует лирическая стихия. Каждый герой охарактеризован арией, которая ярко рисует его облик. В центре произведения Иоланта, определяющая развитие от тьмы к свету. Симфонические принципы совмещаются с рельефностью завершённых музыкальных форм, красота звучания оркестра – с выразительностью мелодического речитатива и кантиленного пения.

Интродукция (оркестровое вступление) выдержана в сумрачных красках. Ползучие интонации, специфические тембры деревянных духовых инструментов рисуют образ девушки, не знающей света, оказавшейся под властью тьмы.

Ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала» полно неясной тоски, неосознанных стремлений. Ласков и простодушен терцет с хором «Вот тебе ландыши, розы, лилии, вот васильки». Хор, начинающийся как терцет Бригитты, Лауры и Марты («Спи, пусть ангелы крылами напевают сны»), выдержан в характере спокойной колыбельной. Глубокая душевная мука звучит в молитве короля Рене «Господь мой, если грешен я». Ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» покоряет темпераментом, силой страсти. Ему отвечает Водемон мягким лирическим романсом «Нет, чары ласк красы мятежной». Большая дуэтная сцена Водемона и Иоланты «Вы мне предстали как виденье» полна искреннего волнения, нежности, зарождающегося глубокого чувства. Соло Иоланты «Твоё молчанье непонятно» насыщено печалью и горечью. Дальнейшее развитие сцены органично приводит к гимническому эпизоду «Чудный первенец творенья», воспевающему свет, Творца, мироздание. Октет с хором «Ты ослеплённый мыслью ложной» передаёт разноречивые чувства – удовлетворение врача, поглощённость Иоланты мыслями о Водемоне, сомнения юноши, возмущение приближённых короля. Соло Иоланты «Нет! Назови мученье, страданья, боль» покоряет страстным порывом, самоотверженностью, силой любви. Оно переходит в дуэт с Водемоном, где снова прославляется «Чудный первенец творенья, первый миру дар Творца». Трогательно в своей кроткой нежности обращение Иоланты «Нет, рыцарь, нет! Жизнь так прекрасна». Заключает оперу молитва Иоланты «Прими хвалу рабы смиренной», к которой присоединяются все присутствующие возвышенным и благоговейном хором.

Жанр балета: лирическая драма.

Сверхзадача: любовь творит чудеса.

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

Действующие лица:
1. Иоланта - молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения, так как она слепа.

2. Мать Иоланты - любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга.
3. Волдемон - молодой человек, романтик, преданный своим чувствам.
4. Кордебалет I - прислуга в доме Иоланты, вторящая матери.
5. Кордебалет II - серая масса города, люди, спешащие по своим делам.

Иоланта молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения.
Любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга - с рождения Иоланта слепа.
Но в один прекрасный момент, покой беззаботного существования Иоланты нарушает появление Волдемона. Молодой человек заблудившись, случайно оказывается свидетелем неотразимой красоты Иоланты.
Он не сразу понимает некоторую странность поведения девушки. Сознание Иоланты же охвачено настоящей бурей переживаний: впервые в жизни она ощущает присутствие незнакомого человека; Испуг и недоверие перерастают в заинтересованность.
Иллюзия благополучия и обыденности жизни Иоланты рушится в ее невидящих глазах, сменяясь в тоже время новыми неизведанными чувствами. Незнакомец представляется ей красивым и желанным.
Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Осознав наконец горечь недуга Иоланты, Волдемон решает во что бы то ни стало помочь своей возлюбленной. Слезы узнавшей правду Иоланты сменяются благодарной улыбкой.
Их общая радость прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас сменяются гневом, направленным на молодого «нарушителя благополучия» дочери. Негодуя, мать приказывает прислуге прогнать нахального незнакомца.
Возлюбленные пытаются сопротивляться, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона. Мать пытается успокоить дочь, но все внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает ее. Иоланта умоляет оставить ее одну.
Эмоции захлестывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят ее в след исчезнувшему Волдемону.
Люди, спешащие по своим делам, по началу не обращают внимания на одинокую девушку, блуждающую в людском потоке. Прохожие сторонятся несчастной Иоланты, им совершенно не понятно странное поведение девушки. Иоланта испытывает сильнейшее потрясение: Она совершенно не понимает, где оказалась, не узнает ни кого вокруг. Но любовь не дает отчаянию завладеть Иолантой, и она продолжает поиски своего возлюбленного. В этот момент потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она, уже готовая отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Ее возлюбленный наконец-то сам нашел ее. И их счастью и радости нет предела.
Волдемон нежно целует Иоланту. И словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланта широко распахнутыми глазами осматривает окружающий ее мир. Мать Иоланты и ее прислуга только что пытавшиеся вернуть дочь, видят волшебную перемену и уже не в силах, да и не желают препятствовать силе любви.

Задание балетмейстеру

Иоланта, мать и кордебалет-1 - свободная пластика с элементами классической хореографии.
Волдемон и кордебалет-П - свободная пластика в контексте современных форм хореографии.
Действие балета происходит во Франции 18 век.

Действие происходит в доме. Раннее утро.
Соло "Пробуждение Иоланты"
Молодая девушка просыпается, потягивается, спрыгивает с кровати. Её движения уверенные и чёткие; Но периодически, её руки будто бы ощупывают окружающие её предметы, словно она хочет убедиться, что они рядом. Она легко и плавно двигается в пределах своей комнаты. Вскоре появляется мать, в сопровождении прислуги. Начинается танец "внимания и заботы".
Характер движений уверенный и чёткий, но при этом в пластике сохраняются жесты - прикосновения, с помощью которых Иоланта узнаёт и общается с окружающими. Каждый жест и движение матери Иоланты наполнен заботой и вниманием. В целом картина представляет собой бытовую сцену "Иоланта в окружении прислуги и матери", после она остается одна. Соло "Грусть одиночества". Иоланта грустит и скучает.

Действие происходит в саду.
Иоланта сидит неподвижно. На сцене появляется Волдемон. Он очарованный её красотой начинается двигаться вокруг неё. Иоланта, ощутив присутствие незнакомца, пытается вступить с ним в контакт. Грусть и одиночество прерываются. Она растерянна, её движения хаотичны. Волдемон напуган, но осознав горечь недуга Иоланты, решает во что бы то ни стало помочь ей. Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Дуэт развивается по схеме диалог-полифония-унисон. Танец знакомства - игривый, но робкий.

Действие происходит в саду.
Общая радость Иоланты и Волдемона прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас в глазах матери сменяются гневом, направленным на молодого "Нарушителя благополучия дочери". Начинается танец матери и кордебалета-1. Они пытаются разрушить идиллию и счастье Волдемона и Иоланты. Движения матери резкие, властные. Кордебалет-I на подхвате, вторит пластике матери. (Динамическая кульминация) Волдемон пытается остаться рядом со своей возлюбленной, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона.
Мать пытается успокоить дочь, но всё внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении, отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает её. Иоланта умоляет оставить её одну. Все уходят. Эмоции захлёстывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят её вслед Волдемону.

Действие происходит в городе.
Иоланта убегает из дома, оказывается на незнакомой ей улице. Её руки безуспешно пытаются узнать кого-либо вокруг, но её стремление не находит понимания у окружающих. Люди старательно избегают любого контакта со странной девушкой, спеша по своим делам. Каждый двигается в своем направлении. Кто-то стремительно, кто-то довольно медленно. Нет определенного рисунка в построении. Чем сильнее и стремительнее становятся порывы девушки, тем большее отчаяние её охватывает. Она в панике, её движения ломанные, рваные.
В этот момент среди толпы, потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она уже готова отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Их счастью и радости нет предела. Начинается дуэт любви и бесконечного счастья. Движения нежные, плавные, чередующиеся с динамическими всплесками. В основе дуэта поддержки, партер, много вращений в паре. (Лирическая кульминация). В это время вся толпа замирает. Волдемон целует Иоланту и словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланты широко распахнутыми глазами осматривает окружающий её мир.

Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения. Но у нее есть настоящий повод для волнения, она не знает об очень важном - о своей слепоте. Не знает, но что-то предчувствует. Ее фрейлины-подруги стараются ее отвлечь от грустных мыслей, поют ей, героиня засыпает.

Отец Иоланты - сам король Рене, он не хотел бы выдавать врожденную слепоту дочки не ей самой, ни ее знатным женихам. Все же король надеется ее излечить. Для этого он привез к ней известнейшего лекаря, который и осматривает спящую принцессу. Вердикт его неутешителен: принцесса прозреет, если только сама захочет увидеть весь этот мир. Конечно, она не сможет этого захотеть, если не знает, что слепа. Рене в гневе, он-то ждал чуда.

Тут приезжает жених Иоланты с другом. Он хочет разорвать помолвку, так как любит другую, а принцесса кажется ему холодной. С Иолантой сталкивается его друг - Водемон. Он очарован девушкой, но понимает, что она слепа, ведь она не различает цвета, а посчитать предметы может, только если прикоснется к ним. И он выдает Иоланте ее недуг. Она удивлена, но она всегда жила во тьме, не понимает, что именно теряет. Возвращается король, а когда узнает, что секрет открыт, предлагает ей лечение. И чтобы напугать ее, обещает убить молодого гостя, если она не излечится. Ради зародившейся любви Иоланта готова на любую жертву. И лекарь излетает Иоланту. В финале оказывается, что друг бывшего жениха - сам Водемон знатен и богат. Она составляют счастливую партию с принцессой. Она благодарит небеса за излечение и счастливую любовь.

Опера учит тому, что человек не будет рисковать ради того, чего не знает, не чувствует, даже если все считают это важным, а вот ради любви человек готов на все.

Картинка или рисунок Иоланта

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Степь

    В этой повести показано путешествие по степи главных героев на обшарпанной бричке. Все трое разных возрастов, поэтому воспринимают жизнь, мир, степь, свое путешествие по-разному. Для Ивана Ивановича как для купца это привычный путь

  • Краткое содержание Красный смех Андреева

    В произведении Андреева “Красный смех” повествование ведётся от солдата находящегося на войне. Он описывает бой, который длится уже около трёх дней. Он явно видит галлюцинации и бредит, вспоминая о своей семье, обоях в квартире, и о хохоте.

  • Краткое содержание Фома Гордеев Горький

    В небольшом городке на Волге жил Игнат Гордеев, работал водоливом на одной из барж купца Заева. Был он сильным и красивым парнем, хотел любыми средствами разбогатеть. Благодаря уму и хваткости

  • Краткое содержание Платонов Разноцветная бабочка

    На морском побережье проживала бабушка Анисья. Окружающие не знают о ее возрасте. Живет она исключительно ожиданием собственного сыночка Тимоши, однажды побежавшим в горы за бабочкой

  • Краткое содержание Уильямс Трамвай Желание

    Основным место действия всех событий пьесы является нищая, ни чем не привлекательная окраина Нового Орлеана. Автор сделал так, что уже в самом описание этого места читатели могут ощутить что-то ужасное, безысходное, пропащее и так далее.

(КАРТИНА ПЕРВАЯ - ЛИТЕРАТУРНАЯ)

Никто не сравнится с Матильдой моей!
(ария Роберта из оперы П.И.Чайковского "Иоланта", по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене»)

Набрав в себя по-больше воздуха, я перешагнул порог кухни и внезапно затянул начало этой известной арии, после чего, резко прервавшись, интригующе уставился на свою дражайшую половину, которая в этот момент домывала посуду.
- Чё эт, с тобой? - вскинула кверху брови жена, испуганно вздрогнув от моей странной выходки.
- Можешь мне ответить, из какой это оперы?! - в свою очередь, хвастливо поинтересовался я.
Давно разменяв пятый десяток, я лишь совсем недавно соизволил обратить внимание на то, что помимо водки, женщин и книг, в мире, оказывается, существует ещё и... театр. Конечно, в немалой степени, этому осознанию способствовало место моей очередной новой работы. И - тем не менее... В последнее время, я практически не выходил из своей каморки, скачивая из интернета и изучая всё, что было связано с балетом и оперным искусством. И вот, сейчас, я торжествующе уставился на свою жену, будучи абсолютно уверенным, что она быстро сдастся. Однако, я ошибся. Застыв с намыленной тарелкой в руках, Лена напряглась, уставившись на некоторое время в потолок, а затем неуверенно выдала.
- По моему, из "Иоланты"... - и тут же, взирая на меня, с надеждой. - Нет?
Откровенно говоря, я был ошеломлён. И понятно от чего: за всю нашу совместную жизнь, мы всего лишь несколько раз посетили филармонию, посмотрели вместе с десяток фильмов и побывали стыдное количество раз в театрах северной столицы. Конечно: во всём этом, была исключительно моя вина - домоседа, которого ломом не отодрать от любимого кресла и привязанного к нему монитора.
- Как?! - не удержался я. - Мы ведь, с тобой не так часто баловали своим посещением кулютурные заведения?!
На что жена снисходительно улыбнулась.
- Дорогой мой, это было ещё до нашего знакомства. - и тут же, напомнила. - Ты вероятно запамятовал, что такое контрамарка?!
Ну, конечно: как я об этом мог забыть?! Действительно, это всё благодаря нашему советскому прошлому, когда государство было кровно заинтересовано в том, чтобы народ расширял свой кругозор, приобщаясь к классике, к мировым культурным ценностям. Когда не только на предприятиях, но и во всех учебных заведениях принято было распространять контрамарки - пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и так далее...
- Слава богу, я ещё успела зацепить то время... - словно прочитав мои мысли, подытожила супруга.
И я невольно призадумался:
"Интересно: а какой процент сегодняшнего молодого поколения учащихся и школьников имеет хоть какие-то из выше перечисленных льгот?" Про обычных государственных служащих и рядовых работников среднего и низшего звена, лучше тактично промолчу. Полагаю, что сравнение, мягко говоря, не совсем уместное... во всяком случае, не в пользу сегодняшних реалий.
И вот ещё, что заставило меня вновь погрузиться в длительное раздумье, оглянувшись в относительно недавнее прошлое и невольно, сравнивая достижения советской эпохи с теперешним состоянием в области нравственного воспитания и духовного совершенствования нашего общества. И как бы я ни старался, какие бы оправдания ни находил, вынужден был констатировать, что "притянуть за уши" не получается. Уж очень лихо поскакали мы навстречу своему будущему, растеряв по дороге львиную долю своего ценного генофонда, которое по остаточному принципу досталось нам в наследство от растерзанной дореволюционной России.
Зато, сумели широко расправить свои плечи, обрели накаченные бицепсы, мощные кулаки и теперь, вот этими самыми кулачищами и стальными головами, способны пробить какую угодно стену и стереть в порошок любого, кто осмелится встать на нашем пути. Так что, оставьте при себе все эти ваши учёные книжки, с их малопонятным и вычурным слогом, всякие "па дэ дэ" да "будьте любезны", и помалкивайте в тряпочку. Ваше время, с никому не нужными высокими, чистыми, романтическими и возвышенными идеалами, безвозвратно кануло в Лету. Теперь, наш черед - смелых, напористых, рискованных, прагматичных... лишённых излишних сантиментов и реально чувствующих твёрдую почву под ногами. И вот уже, не успел казалось бы и глазом моргнуть, как кругом, почти все ключевые места в иерархической лестнице полу-криминального государства, заняты вчерашними стукачами, братками и "авторитетами", с их известным на всю страну строгим и неукоснительным девизом, прозванном в народе, как "принцип трёх О": - "откат", "отъём" и "отжим". А потому, не стоит удивляться огромному количеству дилетантов, занявших не свои места, невежеству и некомпетентности отдельных руководителей, которые с помощью взяток и благодаря процветаемой коррупции, успешно делают себе карьеру, с безразличием и поражающим цинизмом относясь к будущему своей отчизны.
И меня уже не удивляет особо история, которую поведал на днях мне один приятель, работающий одно время официантом в очень престижном театральном ресторане.

МУРКУ, ДАВАЙ!

Историки, гиды и знатоки города утверждают, что в различное время в этом доме жили: прославленная русская балерина Истомина А. И. (1799-1848), поэт и декабрист Глинка Ф. Н. (1786-1880), и даже сам знаменитый Шаляпин Ф.И. (1873-1938). Ну, подумаешь: богема...
В наши дни, тоже существует своя богема - так называемые "братки", которые изредка позволяют себе, оттянуться "по-человечески". Что им стоит снять целый ресторан? Они же платят конкретные бабки! И не в каком-нибудь злачном "малиннике", а в самом центре культурной столицы - в ресторане "За сценой", который обслуживает не только оперную элиту известной на весь мир труппы Мариинского театра, но также, эстетствующих поклонников Талии, Мельпомены и Терпсихоры, а кроме того, многочисленных гостей и иностранных туристов "Северной Пальмиры". А потому, можно позволить себе, гульнуть на "широкую ногу". В конце-концов, живём-то ведь, в свободной России!
И вот, в самый разгар мероприятия, один из буйных дружков, едва держась на ногах, двинулся в сторону тапера, бренчавшего на рояле что-то уж больно заумное и не совсем понятное. Классику, одним словом... С трудом передвигая ноги и бросая своё грузное тело из стороны в сторону, он дошел наконец до хлипкого очкастого музыканта и опустив ему на плечо свою увесистую "кувалду", вполне резонно возмутился:
- Слушай, что ты тут мне х#йню всякую несёшь? Сбацай что-нибудь настоящее!
Питерский интеллигент аккуратно поправил на переносице свои очёчки и вежливо осведомился:
- Например? Может, "Времена года" Чайковского? Или сюиту Прокофьева "Летняя ночь"? Или...
- Какие, на #уй, "Времена года", какая-такая "Летняя ночь"?! - чуть не протрезвел братан и, наклонившись совсем близко к пианисту, дохнул перегаром. - "Мурку" знаешь? "Мурку" давай!!
"Как хорошо, с одной стороны, что Фёдора Ивановича уже нет в живых..." - подумалось мне, выслушав эту душещипательную историю от моего коллеги по работе, которому - по воле судьбы - некогда довелось, обслуживать этих новоявленных "нуворишей" современной России.

(КАРТИНА ВТОРАЯ - ТЕАТРАЛЬНАЯ)

ИОЛАНТА

Опера в одном действии
Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского
по драме Генриха Герца "Дочь короля Рене"

Совместная постановка с Festspielhaus Baden Baden

Мировая премьера: 18 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 17 апреля 2009 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Продолжительность спектакля 1 час 30 минут

Дочь короля Рене Иоланта слепа. Но девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица – все приветливы, ласковы с Иолантой. Короля не оставляет мысль об исцелении дочери, но приводит в смущение мысль, что для этого нужно, чтобы Иоланта узнала о своей слепоте и захотела прозреть.
В тихом приюте Иоланты появляются рыцари Готфрид Водемон и его друг Роберт. Роберт равнодушен к Иоланте, с которой был помолвлен в детстве, Водемон же без памяти влюбляется в девушку. Оставшись с Иолантой наедине, Водемон просит у нее на память красную розу. Девушка протягивает ему белую, и тогда Водемон, догадавшись о ее слепоте, рассказывает ей о том, чего она лишена по неведению, рассказывает о красоте мира, о свете. Но слова Водемона не пробуждает в Иоланте желания видеть. В отчаянии король Рене угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода лечения дочери. Опасение за жизнь человека, ставшего ей близким, побуждают Иоланту дать согласие на операцию, которая вернет ей зрение. Тем временем Роберт признается королю в том, что любит другую и поэтому не может взять в жены его дочь.
Узнав о том, что Иоланта обрела зрение, король прощает Роберта, освобождает от тяготившей его клятвы и дает согласие на брак дочери с Водемоном. На свадьбе все присутствующие поют благодарственный гимн во славу Божию. Затем феерия гаснет, и Иоланта остается одна.

Действие происходит в горах Южной Франции в 15 в.

На юге Франции в горах расположен замок короля Прованса Рене. Здесь живёт юная дочь короля Иоланта. Она слепа от рождения, но не знает об этом. По требованию короля окружающие тщательно скрывают от неё тайну, никто из посторонних под страхом смерти не смеет проникнуть в замок. В счастливом неведении Иоланта проводит дни среди подруг, однако с недавнего времени смутные душевные порывы и стремления нарушают её покой.
Иоланта с Мартой и подругами в саду. Иоланта задумчива, печальна, она подозревает, что от неё что-то скрывают. Марта и подруги стараются успокоить Иоланту. Они просят музыкантов, чтобы те сыграли что-нибудь весёлое, но Иоланта останавливает их. Она просит девушек нарвать ей цветов, девушки уходят. Иоланта поёт ариозо «Отчего это прежде не знала». Девушки приносят корзину с цветами. Звучит их хор «Вот тебе лютики, вот васильки». Марта укладывает Иоланту, девушки поют колыбельную «Спи, пусть звуки колыбельной навевают сны», Иоланта засыпает.
Раздаётся звук охотничьего рога и стук в калитку. В сад входит Бертран и отворяет калитку. Перед ним Альмерик, он сообщает, что скоро в замок прибудет король. На вопрос Бертрана, почему приказ короля передаёт не старый оруженосец, Альмерик отвечает, что тот умер, а он - новый оруженосец. Бертран объясняет ему, что в замке живёт Иоланта, слепая дочь короля, невеста Роберта, герцога Бургундского, и что король желает скрыть слепоту Иоланты от Роберта, пока она не исцелится. Иоланта не знает о своей слепоте и о том, что её отец - король.
Прибывает король и вместе с ним Эбн-Хакиа, мавританский врач. Врач осматривает Иоланту, пока она спит, король в волнении ожидает вердикта: «Ужели роком осуждён Страдать невинно ангел чистый?» Эбн-Хакиа говорит, что к Иоланте может вернуться зрение, если она будет знать о своей слепоте и страстно желать исцеления. Звучит монолог Эбн-Хакиа «Два мира». Король не хочет раскрывать тайну и разгневанный уходит.
Сбившись с пути, в сад попадают рыцари Роберт и Водемон. Роберт влюблён в графиню Лотарингии Матильду, он едет к королю, чтобы просить расторгнуть помолвку с Иолантой. Рыцари видят надпись, запрещающую входить в сад, но бесстрашно заходят внутрь. Они говорят об Иоланте. Роберт утверждает, что она, подобно всем монашенкам (считается, что Иоланта живёт в монастыре), чопорна и горда, и поёт арию «Кто может сравниться с Матильдой моей». Водемон мечтает о светлом ангеле в ариозо «Чары ласк красы мятежной Мне ничего не говорят».
Рыцари идут по саду, поднимаются на террасу. Водемон видит спящую Иоланту, он восхищён ею. Роберт пытается силой увести Водемона, Иоланта просыпается. Она приветливо встречает рыцарей, приносит им вина. Роберт подозревает, что это западня, и уходит за отрядом. Водемон остаётся наедине с Иолантой. Он просит её сорвать красную розу в память о её жарком румянце и, когда девушка срывает белую, а потом не может сосчитать розы, не потрогав их, уверяется, что Иоланта слепа. Охваченный состраданием, Водемон рассказывает ей о том, как прекрасен свет, вечный источник радости и счастья (ариозо «Чудный первенец творенья»).
Появляются король, Эбн-Хакиа, Бертран и Альмерик. Становится ясно, что Иоланта знает о своей слепоте. Король в отчаянии, он предлагает дочери начать лечение. Она отвечает, что не может пламенно желать того, о чём не знает, но послушает отца. Эбн-Хакиа тихо говорит королю, что тогда надежды на успех нет. Но тому приходит мысль, как помочь Иоланте. Он (притворно) угрожает Водемону смертной казнью, если лечение не поможет Иоланте. Иоланта готова перенести мучения, чтобы спасти Водемона, но врач говорит, что она должна только пламенно желать увидеть свет. Иоланта горячо и страстно поёт свою арию «Нет, назови мученья, страданья, боль: о, чтоб его спасти, безропотно могу я все снести». Водемон падает перед ней на колени: «Ангел светлый! дорогая, Пред тобой склоняюсь я!» Иоланта в сопровождении врача уходит. Король признаётся Водемону, что угрожал ему притворно. Водемон сообщает, что он Готфрид Водемон, граф Иссодюна, Шампани, Клерво и Монтаржи, и просит руки Иоланты. Король отвечает, что дочь помолвлена с другим. В это время возвращается Роберт с воинами. Увидя короля Рене, он преклоняет перед ним колена, тогда Водемон понимает, что говорил с королём. Роберт признаётся, что любит Матильду, король возвращает данное им слово. Теперь король может отдать дочь Водемону. Входит Бертран с вестью, что Иоланта видит. На небе появляются звёзды, Иоланта видит людей, отца, Водемона и поёт «Прими хвалу рабы смиренной». Все славят свет, прекрасное творение Бога, источник жизни.

Короткая ремарка.

Лирическая опера в одном действии (В настоящее время опера идет в двух действиях.) В подавляющем большинстве театральных постановок так уж повелось, что продолжительность одного действия занимает примерно не более 40 минут (время сохранения концентрированного слушательского внимания).
Что касается комической оперы, то она родилась из старинной opera-buffa, которая давалась в антрактах трехактной opera-seria и, следовательно, имела - по закону жанра - два акта; таковой является, например, «Севильский цирюльник», двухактная опера (в сущности, большая opera-buffa) Россини; и если эта опера ставится теперь в трех действиях, то знайте, что делается это в интересах буфета театра; современные постановки «Дон-Жуана» в трех и даже в четырех действиях, строго говоря, входят в противоречие с изначальным замыслом Моцарта представить «комическую оперу».
«Иоланта» - последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью, поэтичностью сюжета. Внимание композитора отвлекла работа над другими произведениями, и лишь в 1891 году он приступил к сочинению «Иоланты». Брату композитора М. И. Чайковскому (1850-1916) было заказано либретто по драме Герца в переделке В. Зотова (в этой переделке названная драма была поставлена в 1888 году на сцене московского Малого театра). Работа началась 10 июля, к 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка. Первое представление оперы (вместе с балетом «Щелкунчик»), состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре.
Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключает в себе большую гуманистическую мысль. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.
Опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания, наслаждение красотой и счастье.
(Источник - http://www.belcanto.ru/iolanta.html)

(КАРТИНА ТРЕТЬЯ - КУЛИНАРНАЯ)

МУКСУН (со шпинатом и райскими яблочками, на подушке из сельдерея и яблок)

Предлагаемый вашему вниманию рецепт - как и опера "Иоланта" - явление исключительно своё, родное, отечественное и только по одной этой причине заслуживает быть включённой в список кулинарных блюд, предлагаемых российскому театральному эстету, в качестве легкого ужина, после просмотра той же самой одноимённой оперы. Но, для начала, небольшая справка.

Муксун (лат. Coregonus muksun) - пресноводная рыба из рода сигов семейства лососёвых. В длину достигает 0,75 м, весом до 8 кг. Встречается в реках Сибири, опреснённых заливах Северного Ледовитого океана, в озёрах на полуострове Таймыр. Наиболее многочислинен в Обь-Иртышском бассейне, где вылов превышал 1,5 тыс. тонн.
Муксун считается ценной промысловой рыбой, деликатесом.
Численность муксуна в последние годы резко сокращается из-за массового браконьерского вылова, особенно в Обской губе и в период нерестовой миграции.

Кстати, в ресторане, где мне довелось работать, муксуна доставлял нам один из браконьеров. Ну, теперь, на этой оптимистичной ноте можно закончить и приступить непосредственно к самому рецепту.

Филе муксуна 140 г
Мука в/с 20 г
Соль 5 г
Масло растительное 25 мл
Шпинат 35 г
Райские яблочки консервированные 2 шт
Базиликовая заправка 30 мл
Гарнир:
Сельдерей (стебли) 50 г
Яблоко "Грэмми Смит" 60 г
Карри 1 г
Белое столовое вино 50 мл
Лимонный сок 50 мл
Сливки 11% 100 мл

Для начала, готовое филе (на коже!) муксуна следует достать из морозильной камеры и разморозить. О свежей парной рыбе, можно на время забыть: специфика подавляющего большинства российских ресторанов отнюдь не претендует на мишленовские звёзды, а потому, практически во всех подобных заведениях, в специальных морозильных лотках покоятся готовые куски (мяса, птицы, рыбы), распотрошенных и разделанных (заблаговременно) тушек, что - впрочем - вполне понятно. При этом, хочу успокоить утончённую душу театрального эстета, что на конечный результат, данное обстоятельство, можно сказать, почти не влияет: многое зависит от мастерства и уровня профессионализма повара.
После того, как полуфабрикат оттает естественным образом, необходимо сделать на коже пару-тройку небольших надрезов (дабы, вовремя жарки, кусок не скукожился и не выгнулся), посолить белым миксом, запанировать в муке и обжарить (вначале - кожей вниз) на хорошо разогретой сковороде в течение 1 минуты.
Изъять из пакета три "шарика" листового (не рубленного или прессованного!) шпината, посолить, добавить базиликовую заправку, перемешать и выложить на рыбу. Сбоку положить два райских яблочка (продаются практически в любом супермаркете, в виде консервированных баночек) и - на 3-5 минут в духовку (200 град. по Цельсию).
На гарнир: обжарить на растительном масле мелко порубленные стебли сельдерея и нашинкованное тонкой соломкой яблоко сорта "Грэмми Смит". Посолить, добавить чуточку сахара-песка, нежного карри, одну-две столовые ложки белого вина. Затем, выдавить немного лимонного сока и в конце - загрустить всё это дело сливками.
При отдаче блюда, вначале выложить гарнир, а на него уложить рыбу, украсить лимоном и веточкой укропа. В заключение, полить художественно-небрежно образовавшимся нежно салатовым соусом, отдать блюдо официанту и с волнением и страхом ожидать, когда из зала донесутся раздраженные возмущения утонченного и изнеженного клиента: "Кто готовил эту мерзость? Официант, пригласите сюда срочно повара! Нет, лучше - директора!!"