Меню
Бесплатно
Главная  /  Малина  /  Последование будничной вечерни и утрени. К совершению Вечерни, Утрени и Божественной Литургии

Последование будничной вечерни и утрени. К совершению Вечерни, Утрени и Божественной Литургии

Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать великую вечерню. (Дни, в которые совершается великая вечерня, будут указаны при рассмотрении этого вида вечерни.) Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В последовании вечерни есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты вечерни находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые - в Октоихе, Минее и Триоди (разумеется, Триодь на вседневной вечерне употребляется только на сырной седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы и Пятидесятницы).

В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует Евангелие и престол и выходит на амвон. В это время диакон отверзает завесу. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник трижды благоговейно поклоняется и начинает вечерню возгласом «Благословен Бог наш...».

Чтец : «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов).

Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы (всего 7 молитв, текст которых находится в Служебнике).

Чтец : «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды ).

В это время диакон выходит северной дверью, три­жды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение у свя­щенника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» и другие прошения.

Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй» .

Диакон (последнее прошение): «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…».

Хор : «Тебе, Господи».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор : «Аминь».

Чтец читает кафисму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). Каждая кафисма разделяется на 3 части, называемые «славами», так как по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды ), «Господи, помилуй» (трижды ), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы.

Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды ).

В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, кафисмы не бывает (то есть после мирной ектении сразу поется «Господи, воззвах…» ).



Диакон по исполнении кафисмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм).

Священник (возглас ): «Яко Твоя держава…».

Хор : «Аминь».

Канонарх : «Глас… (называет глас в соответствии с гласом первой стихиры ). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя».

Хор : «Господи, воззвах…» - по гласу 1-й стихиры.

Чтец : «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116, см. Часослов) до слов «Аще беззаконие назриши...».

Используются две практики, в зависимости от возможностей хора: или канонарх говорит первую половину стиха, а хор допевает остальную часть и затем поет стихиру (в соборных храмах), или же канонарх говорит весь стих, а хор сразу поет стихиру (в малых храмах). Предпочтительной является первая практика, хотя ее основная трудность состоит как раз в пении стихов, которые поются особым распевом, отличным от стихирного (что для неопытных или недостаточно обученных регентов и певцов является камнем преткновения). При этом перед стихирой «Славы» канонарх говорит: «Слава, глас… (называет глас )» , а хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» , а перед Богородичным или последней стихирой канонарх говорит:«И ныне, глас… (называет глас )» , хор поет «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Если же поется сразу стихира на «Слава, и ныне», то канонарх говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас… (называет глас )» , а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (и далее поет стихиру).

Хор после стихиры на «И ныне» исполняет песнопение «Свете тихий...».

Диакон (выходит в конце пения «Свете тихий…» и становится на амвоне): «Вонмем».

Священник : «Мир всем».

На практике во многих епархиях Русской Церкви на слова священника «Мир всем» хор отвечает: «И духови твоему». Однако во 2-й главе Типикона о пении «И духови твоему» после «Свете тихий…» ничего не говорится, хотя само последование службы в данном месте излагается четко и определенно: «По конце же “Свете тихий” глаголет диакон: “Вонмем”, иерей: “Мир всем”. И паки диакон: “Премудрость, вонмем”». Справедливости ради следует отметить, что в Типиконе не говорится о пении «И духови твоему» и в других местах, когда эта фраза на практике следует после благословения «Мир всем» (после просительной ектении, на литии перед молитвой «Владыко Многомилостиве…» и так далее). Потому необходимо обратиться к тексту Служебника, где действительно во многих местах фраза «И духови твоему» присутствует после «Мир всем» (хотя в Типиконе в соответствующих местах она не приводится). Но для нас самое важное то, что в последовании вечерни, совершаемой в соединении с литургией Преждеосвященных Даров, ответ «И духови твоему» все равно отсутствует. Следовательно, в богослужебных книгах нет ни одного основания в пользу пения «И духови твоему» после «Свете тихий…».



Против пения «И духови твоему» в ответ на возглас иерея «Мир всем» после «Свете тихий…» высказывается протоиерей Евгений Попов, который считает, что священник не должен при произнесении возгласа «Мир всем» благословлять рукой, а хор не должен отвечать «И духови твоему». Это связано с тем, что «священник только возбуждает внимание предстоящих к слушанию прокимна, а не более что-либо возгласом своим выражает».

Диакон : «Премудрость. Вонмем».

Затем диакон и хор исполняют прокимен дня (текст прокимена находится в Служебнике и Часослове):

Диакон : «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает прокимен )» .

Хор поет прокимен.

Диакон говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Диакон говорит половину прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Чтец (или хор ): «Сподоби, Господи...».

Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас ): «Яко Благ и Человеколюбец...».

Хор :«Аминь».

Священник (благословляя народ): «Мир всем».

Хор : «И духови Твоему».

Диакон : «Главы наша Господеви приклоним».

Хор :«Тебе, Господи».

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Боже наш, приклонивый небеса», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».

Хор : «Аминь».

Канонарх : «Глас… (называет глас и начальные слова 1-й стихиры )» .

Хор поет стихиры на стиховне по Уставу.

Чтец (или хор ): «Ныне отпущаеши...».

Чтец : Трисвятое по «Отче наш…».

Священник (возглас ): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».

Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу.

Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...», но без двух начальных прошений (со слов «Помилуй нас, Боже...»).

Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй» (трижды ).

Священник (возглас ): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор :«Аминь».

Диакон : «Премудрость» . И уходит в алтарь.

Хор : «Благослови».

Священник : «Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор : «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, так как в это время священник выходит на амвон).

Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор :«Честнейшую Херувим...».

Священник :«Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор :«Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды ). Благослови».

Священник : «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу ).

Хор : «Великаго Господина...».

На практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное «Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню.

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Последование Вечерни

Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает:

Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9-й час.

После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни: 1

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103 2

[Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах.

Затем диакон возглашает: Восстаньте!

Хор: Благослови.

Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся: (3) Придите, поклонимся и припадем к Нему!

Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).]

Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные.

Молитва 1

Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.

Молитва 2

Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по хода?тайствам святой Богородицы и всех святых.

Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою.

Молитва 4

Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по хода?тайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 5

Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твое и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа.

По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 6

Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И бла?га этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству [уже] данными нам по милости бла?гами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.

Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 7

Боже великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, всё творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днём, луну же и звезды – для управления ночью, удостоивший нас, грешных, и в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и прими её как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для упокоения немощи нашей, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка [всего], благ Податель, – чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твоё и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости души для славословия Твоей благости, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по хода?тайствам святой Богородицы, милостиво посети.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

По окончании предначинательного псалма священник, или диакон, если есть, выйдя северными вратами и став, как обычно на амвоне, произносит следующую ектению:

Ектения великая

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко) преосвященнейшем митрополите почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И cтихословим рядовую кафизму Псалтири.

[В субботу вечером поем три антифона 1 кафизмы; в праздники Богородичные и великих святых первый антифон 1 кафизмы; в воскресенье вечером и в великие Господские праздники (кроме вечера субботы и воскресенья) стихословия нет.]

По окончании кафизмы [или ее первого антифона] диакон, выйдя северными вратами, произносит малую ектению:

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

[В субботу вечером после второго и третьего атифонов ектении малые заключаются возгласами "Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу восылаем:" и "Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем:" соответственно. ]

Затем поем "Господи, воззвах:" (псалмы 140, 141, 129, 116) на глас стихир и сами стихиры; [в это время диакон совершает полное каждение храма.

Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом.

Молитва входа

Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

[Диакон: Благослови, владыка, святой вход!

Священник: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

Диакон, изображая крест кадилом, возглашает: Премудрость! Станем благоговейно!

Хор же поет:

Вечерняя песнь Сыну Божию

Свет отрадный святой славы / бессмертного Отца Небесного, / святого, блаженного – Иисусе Христе! / Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, / воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. / Достойно Тебя во все времена / воспевать голосами счастливыми, / Сын Божий, дающий жизнь, / – потому мир Тебя славит.

После входа, совершив обычный поклон, диакон, или если его нет, священник, возглашает прокимен дня:

[Диакон: Будем внимать.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой-то).]

Прокимны на вечерне

В воскресенье вечером, глас 8

Благословляйте ныне Господа, / все рабы Господни.

Стих: Стоящие во храме Господнем, во дворах до?ма Бога нашего. Пс 133:1

В понедельник, глас 4

Господь услышит меня, / когда я воззову к Нему.

Стих: Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей. Пс 4:4, 2

Во вторник, глас 1

Милость Твоя, Господи, / будет следовать за мною во все дни жизни моей.

Стих: Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил. Пс 22:6А, 1–2А

В среду, глас 5

Боже, именем Твоим спаси меня / и силою Твоею суди меня.

Стих: Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Пс 53:3, 4

В четверг, глас 6

Помощь моя – от Господа, / сотворившего небо и землю.

Стих: Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Пс 120:2, 1

В пятницу, глас 7

Боже, заступник мой – Ты, / и милость Твоя скоро встретит меня.

Стих: Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня.

Ср. Пс 58:10Б–11А, 2

В субботу, глас 6

Господь воцарился, / благолепием облекся.

Стих: Облекся Господь силою, и опоясался.

Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется.

Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5Б

Если же поется Аллилуиа,

вместо прокимнов поем

В понедельник, глас 6

Аллилуиа. (3)

Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

Стих: И во веки веков. Пс 37: 2

Во вторник и в четверг

Аллилуиа. (3)

Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.

Стих: И во веки веков. Пс 98, 5

В среду

Аллилуиа. (3)

Стих: И во веки веков. Пс 18: 5

В пятницу вечером

(только в заупокойные субботы

Мясопустную и Троицкую)

Аллилуиа. (3)

Стих: Блаженны те, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род.

Стих: Души их среди благ водворятся.]

[В праздники с полиелеем после прокимна читаются паримии (как правило три); перед каждой возглашаем:

Диакон: Премудрость.

Чтец: (название книги) чтение.

Диакон: Будем внимать.

И читается паримия.]

Священник до конца прокимна стоит [у горнего места] со сложенными руками лицом к западу, затем отходит на свое место. Диакон же по окончании прокимна [или паримий], выйдя северными вратами (а священник – стоя пред св. престолом), возглашает:

Ектения сугубая

Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды – здесь и далее).

(имя) и о господине нашем (высоко) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе – имя), и о всём во Христе братстве нашем.

Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Ещё молимся о блаженных и всегда поминаемых создателях святого храма сего (или: святой обители сей), и о всех прежде почивших отцах и братьях наших, здесь и повсюду лежащих, православных.

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии {и прихожан} святого храма сего (или: святой обители сей) .

Ещё молимся о приносящих пожертвования и творящих доброе во святом и всесвященном храме сем, о в нем трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и богатой милости.

Священник возглашает: Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем [читается (или поется) молитва] "Сподоби, Господи, в вечер сей:"

Ектения просительная

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господу.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечера сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон:

Хор: Тебе, Господи.

Молитва главопреклонения

Господи Боже наш, приклонивший небеса и сошедший для спасения рода человеческого! Воззри на рабов Твой и на наследие Твоё, ибо пред Тобою, страшным и человеколюбивым Судиею, Твои рабы преклонили главы, и себя Тебе покорили, не на человеческую надеясь помощь, но Твоей ожидая милости и от Тебя чая спасения. Сохрани их во всякое время, и в нынешний вечер, и в наступающей ночи от всякого врага, от всякого противоречащего действия диавольского, от мыслей суетных и воспоминаний лукавых.

Священник возглашает: Да будет власть Царства Твоего благословенна и прославлена, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и вовеки веков.

Хор: Аминь.

[В дни, когда совершается всенощное бдение,] выходим в притвор храма с пением [литийных] стихир храма (под воскресенье) или праздника для совершения литии?. Священник и диакон с кадилом, предшествуемые двумя свещеносцами выходят [из алтаря] северными вратами и становятся [в притворе. Диакон совершает каждение святых икон в притворе, настоятеля, поющих и народа]. По окончании пения стихир диакон (а если его нет – священник) произносит следующие молитвенные прошения:

Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твоё, посети мiр Твой милостью и щедротами, возвысь рог христиан православных и ниспошли на нас богатые Твои милости: по хода?тайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста; заступлением святых небесных Сил бесплотных, [мольбами] святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов; святых отцов наших, [великих] иерархов и вселенских учи?телей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня) и всех Твоих святых: умоляем Тебя, многомилостивый Господи, услышь нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй. (40)

Ещё молимся о {Богохранимой стране нашей, благочестивом народе и властях её,} о мощи, победе, благополучии, мире, здравии и спасении их, и дабы Господь Бог наш ещё более содействовал им и давал им успех во всем, и покорил под ноги их всякого врага и неприятеля.

Хор: Господи, помилуй. (30)

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе – имя) , [в обители же: и о игумене (или архимандрите) нашем (имя)], и о всём во Христе братстве нашем; и о всякой душе христианской, скорбящей и бедствующей, нуждающейся в милости и помощи Божией; о сохранении града сего (или: селения сего; или: святой обители сей) и живущих в нем (или: в ней), о мире и спокойствии всего мира; о благоденствии святых Божиих Церквей; о спасении и помощи с усердием и страхом Божиим трудящихся и служащих отцов и братьев наших; о здесь оставшихся и находящихся в отлучке, о исцелении в немощах лежащих; о упокоении, блаженной памяти и отпущении грехов всех прежде отшедших [во благочестии] отцов и братьев наших, здесь и повсюду лежащих, православных, о избавлении пленённых, и о братьях наших, в служении пребывающих, и о всех служащих и послуживших во святой обители сей (или: во всесвященном храме сем) воззовём:

Хор: Господи, помилуй. (50)

Ещё молимся о сохранении града сего (или: селения сего; или: святой обители сей), и всякого города и страны от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; да будет милостив, благосклонен и снисходителен к нам благой и человеколюбивый Бог наш; да отвратит Он всякий гнев, на нас направленный, и избавит нас от угрожающего нам Своего праведного наказания, и помилует нас.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Ещё молимся и о том, чтобы услышал Господь Бог глас моления нас, грешных, и помиловал нас.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Также поминает, если хочет, живых и усопших, тайно.

Священник: Услышь нас, Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и тех, кто далеко в море, и милостив, милостив будь, Владыка, ко грехам нашим, и помилуй нас. Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы наши пред Господом преклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Все склоняют главы и преклоняются к земле, священник же произносит молитву:

Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш, по ходатайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых небесных сил бесплотных, [мольбами] святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших; святых отцов наших, [великих] иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня), и всех Твоих святых: благоприятной соделай молитву нашу, даруй нам прощение согрешений наших, покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мiр Твой и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.

Затем начинаем стихиры на стиховне и при пении их входим в храм. После заключительной стихиры [читается или поется молитва св. Симеона Богоприимца] "Ныне отпускаешь:"

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И мы поем [отпустительный тропарь праздника трижды. Под воскресенье же:]

Богородица Дева, радуйся: (3)

[Во время пения] диакон [троекратно] кадит вокруг стола, на котором предложены для освящения пять хле?бов, пшеница и два сосуда – с вином и с елеем, и в конце – настоятеля. Священник же, взяв один хлеб, творит им знамение креста над прочими хле?бами и произносит во всеуслышание следующую молитву:

Когда же произносит: Сам благослови:, тогда правой рукой указывает на предложенные хле?бы, пшеницу, вино и елей.

[Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.]

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивший пять хле?бов [в пустыне] и пять тысяч [мужей] насытивший! Сам благослови и эти хле?бы, пшеницу, вино и елей, и умножь их во граде сем (или: в селении сем, или: во святой обители сей) и во всём мире Твоём, и верных, вкушающих их, освяти. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всё, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И тотчас: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3)

И поем: Буду благословлять Господа во всякое время: до слов: не потерпят нужды ни в каком благе. [Пс 33:2–11.]

Священник же, пройдя [вперед], стоит пред Царскими вратами. По окончании же [пения] псалма, [благословляя народ,] возглашает:

Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков.

[Хор: Аминь.]

И тотчас полагается чтение. [После него начинаем утреню с шестопсалмия.]

Да будет известно, что благословенный хлеб помогает от всяких зол, если с верою принимается.

В те дни, когда нет праздника, вечерня совершается так:

После великой ектении кафизма рядовая. Затем ектения малая. И на "Господи, воззвах:" стихиры. "Свет отрадный:" и прокимен дня или Аллилуиа. Затем "Сподоби, Господи в вечер сей:" и ектения: "Исполним вечернюю молитву нашу:". И стихиры на стиховне, и "Ныне отпускаешь:". Трисвятое. И тропари по уставу. И потом ектения: "Помилуй нас, Боже:"

После возгласа священник возглашает: Премудрость.

Хор: Благослови.

Священник:

Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан, во век века.

Священник:

Хор: Честью высшую Херувимов:

Священник:

Хор: (3)

Священник же, стоя у Царских врат, обращается на запад к народу и произносит отпуст, на котором поминает святого, которому посвящен храм и святого, которому совершается служба.

[Так же оканчивается и великая вечерня, совершаемая отдельно от утрени.]

Священник произносит отпуст:

[ (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых (имена святых храма и дня), святых праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец.]

Хор поет многолетие.

[Так же оканчивается и великая вечерня, совершаемая отдельно от утрени.

[В дни поста, когда поется Аллилуиа, кончаем вечерню так: после "Отче наш" поются тропари с земными поклонами: Богородица Дева, радуйся: и прочее.

Чтец: Господи, помилуй. (40) Слава, и ныне: Честью высшую Херувимов: Именем Господним благослови, отче.

Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и всегда и во веки веков.

Чтец: Аминь. Небесный Царь, православных христиан:

Священник произносит

молитву св. Ефрема Сирина с поклонами:

Господи и Владыка жизни моей, духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон)

Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон)

Также 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного.

И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и 1 поклон.

Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь. Господи, помилуй. (12) Если великая Четыредесятница, читаем: Всесвятая Троица, единосущное Владычество: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Слава, и ныне: Псалом 33 (полностью). Священник: Премудрость. Хор: Достойно есть: Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов: Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (3)

Священник произносит отпуст.

Если Аллилуиа поется в иной пост, по Трисвятом – Господи, помилуй. (12) Слава Тебе, Христе Боже: и прочее, и отпуст.]

Примечания

1 Великим постом, когда вечерне предшествуют Изобразительные, начальный возглас не произносится.

2 Если вечерне не предшествовал девятый час, начальные молитвы читаются полностью.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по

Из книги Текст Всенощного бдения на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Прокимен воскресной вечерни Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и след. 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

2-Я ЧАСТЬ ВЕЧЕРНИ Дальнейшее последование вечерни, как сказано, более молитвенного, чем хвалебного содержания. Эта вторая и главная часть вечерни имеет много общего с литургией: те же (а на праздничной, древнейшей, вечерне и в том {с. 568} же порядке) ектении; в древней вечерне

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

Отпустительный тропарь вечерни Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения - тропарем, самое название которого (?????????, от?????? = ????, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В

Из книги Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская автора Печерская Анна Ивановна

ИНОСЛАВНЫЕ ВЕЧЕРНИ Произведя сравнение нашей вечерни по темам песней и молитв с вечернями инославными, мы найдем в последних следующие наиболее значительные отличия (пункты совпадения указаны в изложении чина).Армянская вечерня имеет в начале Пс. 54, 17–18: «Аз к Богу

автора Барадель Серафим

Всенощное бдение. На велицей вечерни Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет:Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.И учиненный чтец глаголет: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю?

Из книги Служба преподобному Силуану Афонскому автора Барадель Серафим

ЧТЕНИЕ ЗАУПОКОЙНЫХ ПОМЯННИКОВ НА УТРЕНИ И НА ВЕЧЕРНИ В других случаях на утрени никогда не может быть его, а на вечерни никогда - даже и в поминальные субботы не бывает чтения помянников, для них и на вечерних нет места. Взамен этого в качестве обязательного добавления к

Из книги Служебник (цсл) автора

Чинопоследование малой вечерни Читается 9 час, затем следyет возглас священника, чтение Псалма 103. Далее две ектении, «Господи, помилyй» (трижды), «Слава, и ныне», и сразy читаются воззвашные Псалмы (светильничных молитв священник не читает). На «Господи, воззвах», как я yже

Из книги Молитвослов на русском языке автора

На Велицей Вечерни На Господи воззвах: стихиры, глас 8Подобен: о преславнаго чудесеБлаженная Ксение богомудрая, чистая твоя душа, правоверным смыслом сияющи и облистающи добродетелей светлостьми, озаряет верных исполнение, бесовскую тьму отгоняющи. Темже тя, яко

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

На Малей Вечерни На Господи воззвах, стихиры на 4, глас 1:Подобен: Небесных чинов…Слава неизреченному человеколюбию Твоему, Господи, / даровавшему нам великаго светильника и дивнаго наставника Силуана, / иже во тьме века сего отчаяннаго и превратнаго / явил еси нетленный

Из книги автора

На Велицей Вечерни Стихологисуем Блажен муж, 1-й АнтифонНа Господи воззвах: Стихиры на 8, глас 8:Подобен: О преславнаго чудесе…Приидите людие / от запада, и севера, и моря, и востока / вси труждающиися и обремененнии во гресех, / умиленными песньми восхвалим / всемирнаго

Из книги автора

Последование Вечерни Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет:Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.И учиненный чтец глаголет:Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю? Небе?сный: Трисвятое.

Из книги автора

Схема вседневной вечерни мiрянским чином чтец 1Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.ХорАминьчтец 2Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.Царь НебесныйТрисвятое.Слава, И ныне.Пресвятая Троица.Господи, помилуй. (Трижды)Слава, И ныне.Отче

Из книги автора

Молитвы коленопреклонные вечерни Пятидесятницы Молитва 1?яПречистый, беспорочный, не имеющий начала, невидимый, непостижимый, неисследимый, неизменный, непобедимый, неизмеримый, незлобивый Господи, один имеющий бессмертие, живущий в свете неприступном, сотворивший небо

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня, совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком.

Вседневная (будничная) вечерня

С вечерни начинается суточный богослужебный круг . Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером . Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный . …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существует несколько видов вечерни :

    Малая вечерня . Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

    Вседневная или будничная вечерня . Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

    Великая вечерня . Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона ,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«Свете Тихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен – Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби, Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

«Ныне отпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: "Благословен Бог наш..."

Начало обычное, если не читался 9-й час

"Приидите, поклонимся..." (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

"Господи, воззвах..." [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святому Минеи

* (если в Минее служба двум святым, то: 3 стихиры 1-му св., 3 стихиры 2-му св.)

Слава: святому Минеи (если есть)

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Свете Тихий…"

Прокимен дня

"Сподоби, Господи…"

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Ныне отпущаеши…"

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

__________________________________________________________________

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

По обычнем начале глаголем:

З

Псаломщик глаголет кротким и равным гласом с тихостию, и со всяким вниманием и со страхом Божиим во услышание всем: А минь.

Ц арю Небесныи, Утешителю, Душе Истинныи, Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.

С вятыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклоны три).

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Г осподи,помилуй (трижды ).

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

О тче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твоеда приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущныи даждь Нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.

Г осподи помилуй, 12. Слава, и ныне.

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон ).

П риидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон ).

П риидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон ).

Таже, псалом 103.

Б лагослови душе моя Господа. Господи Боже мой возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепотуся облече. Одеяися светом яко ризою, пропинаяи небо яко кожу. Покрываяи водами превыспреняя Своя, полагаяи облаки на восхождение Свое. Ходяи на крылу ветреню. Творяи ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящь. Основаяи землю на тверди Своей, не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея. На горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего устрашатся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Предел положи, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылая источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя. Ждут онагри в жажду свою. На ты птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяя горы от превыспрених Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябая пажити скотом, и траву на службу человеком. Извести хлеб от земли, и вино веселит сердце человеку, умастити лице елеом. И хлеб сердце человеку укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливаньстии их же еси насадил. Ту птицы вогнездятся, еродиево жилище обладает ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил еси луну во времена, солнце позна запад свой. Положи тму и бысть нощь, в ней же пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающе восхитити, и испросити от Бога пищу себе. Восия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси. Исполнися земля твари Твоея. Се море велико и пространно, ту гади, им же несть числа, животна малая с великими. Ту корабли преплавают, змий сей, его же созда ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут. Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращьшу же Тебе лице, возмятутся. Отимеши духи их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши дух Свой и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Призираяи на землю, и творя ю трястися. Прикасаяся горах и воздымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь. Да насладится ему беседа моя, аз же возвеселася о Господе. Скончаются грешницы от земли, и беззаконницы, яко не быти им. Благослови душе моя Господа.

По конце псалма рцы стих : Я ко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси.

Таже, Слава, и ныне. А (три и поклоны три ).

Г осподи помилуй (12), Слава, и ныне. Кафисма рядовая.

Егда же бывает малая вечерня, и по псалме глаголем: Слава, и ныне. А ллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды ). Г осподи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Таже псалом 140.

Г осподи возвах к Тебе, услыши мя. Воньми глас молитвы моея, егда воззову к Тебе. Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею: жертва вечерняя. Положи Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. С человеки творящими беззаконие, и не счетаюся со избранными их. Покажет мя праведник милостию, и обличит мя. Елей же грешнаго, да не намастит главы моея. Яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша, яко толща земли проседеся на земли, разсыпашася кости их при аде. Яко к Тебе Господи, Господи очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою. Сохрани мя от сети юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Впадутся во мрежу свою грешницы, един есмь аз дондеже преиду.

Псалом 141. Г ласом моим ко Господу возвах, гласом моим ко Господу помолюся. Пролию пред Ним молитву мою, и печаль мою пред ним возвещу. Внегда исчезает дух мой, и Ты позна стези мои. На пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и небе знаяи мене. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяи душу мою. Возвах к Тебе Господи, рек: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Воньми молитву мою, яко смирихся зело. Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

Псалом 129. И з глубины возвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой. Будете уши Твои, внемлюще глас молитвы моея. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит, яко от Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. От стражи утрения до нощи, от стражи утрения, да уповает Израиль на Господа. Яко от Господа милость, и много от Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Псалом 116. Х валите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во веки.

Таже, стихеры настоянного дня по уставу. Посем, сей стих, творение святаго священномученика Анфиногена.

С вете тихии, святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Исуса Христа, Сына Божия, пришедшаго на запад солнцу, видевше свет вечернии, поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена, пет быти гласы преподобными, Сыне Божии, живот даяи всему мiру: его же ради весь мiр славит Тя.

Таже, прокимны дневныя. В субботу вечер прокимен: Г осподь воцарися, в лепотуся облече.

Стих первыи. О блечеся Господь в силу, и препоясася.

Стих вгорыи. И бо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих третии. Д ому Твоему подобает, святыни Господи в долготу днии.

В неделю вечер : С е ныне благословите Господа вси раби Господни.

Стих. С тоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечер: Г осподь услышит мя, егда взову к Нему.

Стих. В негда возвах, услыша мя Боже правды моея.

Во вторник вечер: М илость Твоя Господи, поженет мя, во вся дни живота моего.

Стих. Г осподь пасет мя, и ничто же мя лишит.

В среду вечер: Б оже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

Стих . Б оже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверток вечер: П омощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Стих. В озведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя.

В пяток вечер: Б оже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Стих. И зми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя.

Егда же несть тропаря святому, тогда поем Аллилуию, на глас 6. Стихи же глаголем сия:

В понедельник вечер: Г осподи, не яростию Твоею обличи мене, ни гневом Твоим покажеши мене.

Во вторник и в четверток вечер: В озносите Господа Бога нашего, и кланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

В среду вечер: В о всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Аще ли суббота за упокой, поем: А ллилуия, Аллилуия, Аллилуия, на глас 8.

Стих. Б лажени яже избра и прият я Господь.

Стих. П амять их от рода в род.

Стих . Д уша их во благих водворятся.

И еще стих. А ллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

По прокимне, или по ектении, или по аллилуии псаломшик глаголет: С подоби Господи, в вечер сей, без греха сохранитися нам (поклон). Благословен еси Господи Боже отец наших (поклон), и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь (поклон). Буди Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим; благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим; благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твои во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение. Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Таже ектения. И на стиховне стихеры, по уставу.

Таже, молитва святаго Симеона Богоприимца: Н ыне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля.

Таже. Трисвятое, и по О тче наш. Исусова молитва. А минь.

Тропарь по уставу. Посем ектения. И отпуст.

Аще ли есть пост, или егда поем Аллилуиа, глаголем тропари сия, глас 4.

Б огородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (поклон земной ).

Слава. К рестителю Христов, тебе молимся: всех нас помяни, да избавимся от беззаконии наших. Тебе бо дана бысть благодать, молитися за мы (поклон земной).

И ныне. М олите за ны святии апостоли, пророцы, и мученицы, и вси святии, да избавимся от бед и скорбей, вас бо теплыя предстатели ко Спасу вси стяжахом (поклон земной).

Таже, 6огородичен. П од Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех. Но от бед избави нас, едина Чистая и Благословеная (без поклона).

Г осподи помилуй (40), кротким и тихим гласом. Г осподи благослови.

Исусова молитва. А минь.

Н ебесныи Царю, державу нашу укрепи, веру утверди, языки укроти, мiр умири, и святыи храм сей добре сохрани, и прежде отшедшия, отцы и братию нашу, в кровех с праведными учини. И нас в православней вере и в покаянии Господи, приими и помилуй, яко Благ и Человеколюбец.

Таже, Г осподи помилуй, трижды. Слава, и ныне.

Ч естнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон земной).

И менем Господним благослови, отче.

З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.

И глаголем молитву святаго Ефрема Сирина, творя поклоны земные.

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, отжени от.мене (поклон великий).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему (поклон великий).

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (поклон великий).

И прочих поклонов (12), глаголюще в се б е: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклоны); Б оже, милостив буди мне грешному (поклон). Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон). С оздавыи мя Господи, помилуй (поклон). Б ез числа согреших Господи, прости мя (поклон). И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю выше писаную: Г осподи и Владыко животу моему (поклон великий един).

И по сем, Трисвятое, и по О тче наш. Г осподи помилуй (12). Слава, и ныне. Г осподи помилуй (дважды) , Г осподи благослови. И отпуст седмичный.

Г осподи помилуй (трижды). И исходные поклоны.