Меню
Бесплатно
Главная  /  Малина  /  Дом набокова на большой морской. Особняк набоковых. Реставрация Зеленой гостиной

Дом набокова на большой морской. Особняк набоковых. Реставрация Зеленой гостиной

Музей Набокова (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Первый этаж дома № 47 по Большой Морской улице занимает один из немногих бесплатных музеев Санкт-Петербурга, посвященных памяти писателя Владимира Владимировича Набокова. Здесь он родился и вырос: посетители сразу узнают оконный витраж на лестничной площадке второго этажа, фасадную мозаику и железные перила, многократно описанные им в своих книгах. Так случилось, что здание практически не изменило внешнего облика, даже номер сохранился, хотя улицу и переименовывали. Только от интерьеров квартиры, где провел детство и юность будущий литератор, практически ничего не осталось.

Что посмотреть

Музей Набокова учрежден в 1998 г., а с2008 г. стал подразделением факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского университета. Сотрудники, занимавшиеся его наполнением, проявили огромную энергию и такт, восстанавливая атмосферу «единственного места в мире», как назвал свой дом сам писатель в романе «Другие берега». За неполные 20 лет экспозиция обогатилась первыми изданиями набоковских книг, подаренными отечественными и зарубежными коллекционерами. Его сын Дмитрий, живущий в Швейцарии, передал музею несколько личных вещей отца - пенсне, календарь-ежедневник с его записями, сачок для ловли бабочек, набор цветных карандашей, которыми тот зарисовывал узоры с крыльев.

Владимир Набоков был не только писателем, но и квалифицированным энтомологом. Экспозицию украшает собранная им коллекция бабочек, переданная из Музея сравнительной зоологии Гарвардского университета.

В специальном зале учреждения постоянно проходят разнообразные литературные и художественные выставки. Здесь испытывают свои творческие силы студенты факультетов СПбГУ, университетов России и зарубежных стран. Не обходится и без некоторого свойственного молодости эпатажа. Тем интереснее увидеть зарождение новых талантов и течений в художественном мире Северной столицы. Научная жизнь в музее тоже не стихает ни на день. Проводятся лекции, конференции, семинары. Главное событие года - апрельские Набоковские чтения.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 47. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Гостиный Двор», «Садовая», «Адмиралтейская», затем пешком.

Время работы: со вторника по пятницу с 11:00 до 18:00, в субботу с 12:00 до 17:00, выходные дни - воскресенье и понедельник. Вход в музей и осмотр экспозиции - 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Здесь 10 апреля 1899 года родился будущий знаменитый писатель Владимир Владимирович Набоков. Вот что пишет Набоков о своем доме в романе-автобиографии «Другие берега»: «…дом в Петербурге, где у нас был на Морской (№ 47) трехэтажный, розового гранита, особняк с цветистой полеской мозаики над верхними окнами. После революции в него вселилось какое то датское агентство…»


На участке дома №47 по Большой Морской улице, после пожаров 1730х годов отданный Соляной конторе, был построен дом члена Соляной комиссии советника Якова Андреевича Маслова. Здание было одноэтажным на высоких погребах, в семь окон, с высоким фронтоном в центре фасада. Сам Маслов здесь не жил, сдавал помещения в наём. Также в этом доме проводились аукционы. Позднее, среди владельцев дома, были: будущий директор Царскосельского лицея Антон Васильевич фон Энгельгардт, сенатор Пётр Алексеевич Обресков, граф Михаил Мартынович Валицкий, Татьяна Васильевна Юсупова (урождённая Энгельгардт, племянница князя Г. А. Потёмкина), камергер Алексей Захарович Хитрово (будущий сенатор, видный государственный деятель), внук знаменитого полководца Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский.

При Суворове дом уже был двухэтажным, фасад с классическим четырёхколонным портиком. В 1873 году у Суворова дом выкупил коллежский регистратор Михаил Николаевич Рогов, для нового хозяина здание перестраивалось по проекту Льва Фёдоровича Яффа. Слева от основного здания появилась новая пристройка с парадной дверью и проездом во двор, над которым были устроены два полуциркульных окна. После Рогова домом владел двоюродный племянник уже упомянутого А. А. Суворова граф Платон Александрович Зубов. В 1887 году дом приобрела Надежда Михайловна Половцова, в девичестве Июнева, приемная дочь банкира барона Л. Штиглица, которую считали внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича Вероятно, именно тогда были созданы интерьеры первого и второго этажей с использованием резного и наборного дерева, сохранившиеся до нашего времени.

В 1897 г. дом купил за 300000 рублей действительный статский советник Иван Васильевич Рукавишников как приданое для своей единственной дочери Елены, вышедшей замуж за Владимира Дмитриевича Набокова. В 1898 году был отремонтирован лицевой флигель. С 1898 года семья Набоковых постоянно жила в этом доме, вплоть до вынужденного отъезда из Петербурга в ноябре 1917 г.

В 1901-1902 годах построили новый флигель во дворе, надстроили лицевой флигель третьим этажом и изменили отделку его фасадов. Надстройка велась необычным способом: для сохранения ценных интерьеров сначала были возведены новые внешние стены и крыша, а уже затем разобрана старая крыша и построены новые внутренние перекрытия. Перестройкой здания руководили Михаил Фёдорович Гейслер и Борис Фёдорович Гуслистый.

Были внедрены технические новшества того времени: современная система отопления, электрическое освещение, лифт, телефон. Была даже сделана комната-изолятор с канализацией для изоляции больных домочадцев. На первом этаже дома располагались парадные комнаты, столовая, гостиная и библиотека и так называемая «комитетская комната». Второй этаж предназначался родителям, третий - детям. Свой дом Набоков описал в романе-автобиографии «Другие берега». За долгие годы существования и переделок дом лишился многих деталей интерьеров, но уцелела лестница, витражи, деревянные панели на стенах, монограммы хозяйки «ЕН» - Елена Набокова.

Фасад дома Набоковых, яркий образец архитектуры раннего петербургского модерна, облицован тёсаным камнем, изготовленным мастерской К. О. Гвиди по моделям лепщика А. Н. Савина и украшен лепными деталями, демонстрирующими флоральные мотивы.

Мозаика, украшающая фасад здания была выполнена в мастерской лучшего петербургского мозаичиста В.А. Фролова, автора мозаики церкви Воскресения Христова (Спаса на Крови) и здания Общества Поощрения Художеств (Большая Морская, 38).

Металлодекор на фасаде был сделан на заводе Карла Винклера (там же была сделана решетка Михайловского сада).

«…У будуара матери был навесный выступ, так называемый фонарь, откуда была видна Морская до самой Мариинской площади…» («Другие берега»)

В 1904 году Елена Ивановна Набокова подарила дом своему мужу. В этом же году Набоков предоставил свой дом для одного из заседаний проходившего в Санкт-Петербурге с 6 по 9 ноября Первого съезда земских деятелей России. Делегаты съезда высказались на этом заседании за конституционную реформу, демократические права и свободы, уравнение всех граждан независимо от сословной и религиозной принадлежности.

«…Я там родился в последней (если считать по направлению к площади, против нумерного течения) комнате, на втором этаже - там, где был тайничок с материнскими драгоценностями: швейцар Устин лично повел к нему восставший народ через все комнаты в ноябре 1917 года…» («Другие берега»)

Поднимемся по парадной лестнице. «,Уже в парадной донеслись до меня сверху громкие веселые голоса. Как в нарочитом апофеозе, в сказочном мире все разрешающих совпадений, Николай Николаевич Коломейцев в своих морских регалиях спускался по мраморной лестнице. С площадки второго этажа, где безрукая Венера высилась над малахитовой чашей для визитных карточек, мои родители еще говорили с ним, и он, спускаясь, со спехом оглядывался на них и хлопал перчаткой по балюстраде…» («Другие берега»).

В прозе Набокова часто обыгрывается видение реальности сквозь «цветные стёкла». Эта тема тесно связана с детскими воспоминаниями Набокова о витражных стёклышках на веранде Вырской усадьбы и, конечно, о витражах дома на Большой Морской. До наших дней великолепно сохранились витражи, сделанные по заказу в рижской мастерской Тоде между вторым и третьим этажами, а также фрагменты витражей над парадными дверями. Когда в советские годы сестра писателя, Елена Владимировна, приехала в Ленинград, она первым делом захотела подняться по лестнице, чтобы увидеть эти уникальные витражи.

В окне лестничного пролета смутно виден двор. «…В нашем петербургском особняке был небольшой водяной лифт, который всползал по бархатистому каналу на третий этаж вдоль медленно спускавшихся подтеков и трещин на какой то внутренней желтоватой стене, странно разнящейся от гранита фронтона, но очень похожей на другой, тоже наш, дом со стороны двора, где были службы и сдавались, кажется, какие то конторы, судя по зеленым стеклянным "колпакам ламп, горящих среди ватной темноты в тех скучных потусторонних окнах…» («Другие берега»)

«…Покинув верхний, «детский», этаж, я лениво обнимал ласковую балюстраду и в мутном трансе, полуразинув рот, соскальзывал вдоль по накалявшимся перилам лестницы на второй этаж, где находились апартаменты родителей…» («Другие берега»)

В ноябре 1917 года семья Набоковых навсегда покинула свой дом на Большой Морской. Дом и все имущество, находившееся в нем, было национализировано.В 1918 г. дом занял военный комиссариат Адмиралтейского района. С 1922 г. по 1935 г. в доме жили и работали сотрудники Северной телеграфной компании - датской компании, занимавшейся прокладкой телеграфа из Петрограда на Дальний Восток. С 1948 по 1959 гг. в доме находился Ленинградский филиал Академии архитектуры, и именно тогда, вероятно, произошли самые значительные изменения в облике его интерьеров. В дальнейшем помещения первого этажа отошли Управлению по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Второй и третий этажи заняло Управление бытового обслуживания.В 1990 г. первый этаж дома был передан Комитету по организации книжных ярмарок, а второй и третий этажи заняла редакция газеты "Невское время". В те же годы инициативная группа деятелей культуры выступила с инициативой открытия в доме Музея В.В.Набокова.

«Над ручкой медною - другое имя ныне, и сам скитаюсь я в далекой стороне. Но ты, о, лестница, в полночной тишине беседуешь с былым. Твои перила помнят, как я покинул блеск еще манящих комнат и как в последний раз я по тебе сходил, как с осторожностью преступника закрыл одну, другую дверь и в сумрак ночи снежной таинственно ушел - свободный, безнадежный... (30 июля 1918)

После пожаров 1730-х годов был отдан Соляной конторе. Здесь был построен дом члена Соляной комиссии советника Якова Андреевича Маслова. Стоящее в правой части участка здание было одноэтажным на высоких погребах, в семь окон, с высоким фронтоном в центре фасада. Сам Маслов здесь не жил, сдавал помещения в наём. В доме Маслова проводились аукционы.

Маслов дослужился до чина действительного статского советника, но в 1775 году постригся в монахи Киево-Печерской лавры. Через четыре года его сын Михаил, "Соляного правления директор", продал дом Ефиму Васильевичу Рознотовскому за 8 000 рублей. Новый владелец участка был в отставке после активной общественной деятельности. Здесь он работал над переводами и изданием трудов Вольтера и Монтескье.

От Ефима Рознотовского дом №47 в 1790 году достался Каролине Антоновне Походяшиной. Её мужу ранее принадлежал дом на другой стороне улицы - № . Спустя три года Каролина Антоновне отдала участок своей матери Христиане Карловне, приехавшей в Петербург со своим супругом, действительным статским советником Антоном Васильевичем фон Энгельгардтом и сыном Егором. Последний впоследствии стал директором Царскосельского лицея, а тогда он заканчивал обучение и определялся на военную службу.

В 1797 году участок достался Петру Алексеевичу Обрескову, который тогда стал действительным статским советником и казначеем Капитула российских орденов. Через год он стал сенатором. Вскоре домом завладел граф Михаил Мартынович Валицкий. Новый владелец был чрезвычайно богат. Его апартаменты были обставлены с необыкновенной роскошью. Историк М. И. Пыляев подробно описал убранство дома, которое по его мнению составляли вещи, приобретённые на аукционе после возвращения в Петербург кругосветной экспедиции Крузенштерна. Но экспедиция вернулась в 1806 году, когда Валицкий жил уже в другом месте. Дом на Большой Морской улице ему принадлежал до 1804 года. Более поздние табели указывают владелицей участка Наталью Васильевну Юсупову.

Натальи Васильевны Юсуповой в знаменитой семье не было. В табели, вероятно, вкралась ошибка. Хозяйкой дома была Татьяна Васильевна Юсупова (урождённая Энгельгард), племянница князя Г. А. Потёмкина. Она приобрела этот дом после распада брака с владельцем дворца на Фонтанке Николаем Борисовичем Юсуповым.

К 1809 году участок был в руках действительного камергера Алексея Захаровича Хитрово. Он был женат на Марии Алексеевне Мусиной-Пушкине, а его брат - на дочери М. И. Кутузова Анне. Его мать, а затем сестра владели соседним домом № . В 1831 году супруга Хитрово подарила дом дочери Наталье Алексеевне Донауровой, жене штаб-ротмистра. Через четыре года участок был продан действительному статскому советнику Алексею Александровичу Лобанову-Ростовскому. Его двоюродные братья владели знаменитым "домом со львами" и домом № по Большой Морской. Алексей Александрович служил в Коллегии иностранных дел, потом в Министерстве внутренних дел. Живя здесь, он состоял генерал-контролёром Департамента гражданской отчётности.

В июле 1847 года дом купил внук фельдмаршала А. В. Суворова генерал-адъютант Александр Аркадьевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский. В следующем месяце владелец заложил здание в Государственном заёмном банке на 26 лет. Брат князя был женат на дочери прежнего владельца Елизавете Алексеевне Хитрово. С 1848 году Александр Аркадьевич был губернатором Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. В 1861-1866 годах он был военным губернатором Петербурга. Суворову удалось собрать большую коллекцию книг, которая после его смерти была передана в Публичную библиотеку. При Суворове дом уже был двухэтажным, фасад был оформлен классическим четырёхколонным портиком.

В 1873 году у Суворова дом выкупил коллежский регистратор Михаил Николаевич Рогов, для нового хозяина здание перестраивалось по проекту Льва Фёдоровича Яффа. Дом потерял классический облик: исчез фронтон, изменилась отделка фасада. Слева от основного здания появилась новая пристройка с парадной дверью и проездом во двор, над которым были устроены два полуциркульных окна. К 1886 году Рогов оказался в трудном финансовом положении и был вынужден дом продать. Его с аукциона приобрёл двоюродный племянник уже упомянутого А. А. Суворова граф Платон Александрович Зубов.

Менее чем через год участок купила Надежда Михайловна Половцова, хозяйка соседнего дома №52, супруга сенатора Александра Александровича Половцова. Здесь, в доме №47, жил их сын Александр с женой Софьей Владимировной (урождённой графиней Паниной).

В 1897 году дом приобрела за 300 000 рублей Елена Ивановна Рукавишникова, вышедшая замуж за Владимира Дмитриевича Набокова (юриста, одного из основателей партии кадетов, члена 1-й Государственной думы). В первый же год после покупки был отремонтирован лицевой флигель.

10 апреля 1899 года здесь родился будущий знаменитый писатель Владимир Владимирович Набоков. В книге "Другие берега" он писал:

В 1901-1902 годах построили новый флигель во дворе, надстроили лицевой флигель третьим этажом и изменили отделку его фасадов. Надстройка велась необычным способом: для сохранения ценных интерьеров сначала были возведены новые внешние стены и крыша, а уже затем разобрана старая крыша и построены новые внутренние перекрытия. Перестройкой здания руководили гражданские инженеры Михаил Фёдорович Гейслер и Борис Фёдорович Гуслистый. Мозаичный фриз был изготовлен в мастерской В. А. Фролова, работавшей тогда же над мозаиками для храма Воскресения Христова . Фасад здания был облицован тёсаным камнем, изготовленным мастерской К. О. Гвиди по моделям лепщика А. Н. Савина. Металлические детали убранства изготовлены на заводах К. Винклера и Ф. К. Сан-Галли.

Парадная лестница украшена витражом рижской фирмы Э. Тоде. Интерьеры особняка получили оформление в стилях барокко, итальянского и французского ренессанса, модерна. Детские комнаты были оборудованы в надстроенном третьем этаже, где и провёл детство В. В. Набоков.

В 1904 году Елена Ивановна подарила дом своему мужу. Тогда же Набоков предоставил его для одного из заседаний проходившего в Санкт-Петербурге с 6 по 9 ноября Первого съезда земских деятелей России. Делегаты съезда высказались на этом заседании за конституционную реформу, демократические права и свободы, уравнение всех граждан независимо от сословной и религиозной принадлежности.

В 1916 году живший здесь В. В. Набоков выпустил первую книгу своих стихов. В 1918 году дом Набоковых был национализирован за неуплату хозяевами городских сборов на сумму 4 467 рублей, в следующем году семья Набоковых уехала из России.

Сейчас в доме Набоковых находится Набоковский фонд, при нём открыт музей, на фасаде здания укреплена мемориальная доска.

Особняк Набоковых.

В этом доме родился жил поэт, прозаик, драматург, переводчик, лит. критик. Владимир Владимирович Набоков (Vladimir Nabokov). Тут прошло его детство, в англизированной обстановке петербургской аристократической семьи. Теперь здесь его музей, основанный в 1993 по инициативе Набоковского фонда. В. В. Набоков жил тут вместе с родителями до 15 октября 1917.
Дом выстроен на месте давней постройки, принадлежавшей Якову Маслову (Yakov Maslov). Маслов возвел здесь одноэтажный особняк с высоким фронтоном в центре фасада. Затем дом переходил из рук в руки — среди его владельцев были такие знаменитые фамилии, как Энгельгардт, Обресковы, Юсуповы (Татьяна Васильевна, по первому мужу Потемкина — и при этом родная племянница Светлейшего), Хитрово, Суворвы, Зубовы и наконец Набоковы.

Внук легндарного генралиссимуса, Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский (Alexander Arkadiyevich Suvorow) владел этим домом до 1873 года, и надстроил здесь второй этаж и украсил дом четырех колонным портиком. Современный же вид здание приобрело на рубеже ХХ века, когда в 1897 году его вначале отреставрировали, а затем, в 1901 и 1902 полностью переделали — надстроили третий этаж. Осуществлялась реконструкция архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым (M.Geisler and B. Guslistyi). Для того, чтобы сохранить богатую внутреннюю отделку,вначале возвели наружные стены и крышу, а затем разобрали старую крышу и построили внутренние стены. Во дворе был построен новый флигель, а третий этаж украшен великолепным мозаичным панно, сделанном в мастерской Фролова. Фролов был женат на Бенуа и его мастерская участвовала в таких грандиозных проектах как внутреннее убранство храма Спаса на Крови, доходного дома Лейхтенбергского, а позже — оформлении станций Московского Метро… От старой постройки до-Набоковских времен сохранились два полуциркульных окна над подъездом.
В бывшей столовой, гостиной, комитетской, телефонной комнатах и библиотекеке размещены экспозиции: "История дома Набоковых", "Семейный альбом", "Жизнь и творчество В. В. Набокова", "Усадьбы". Среди экспонатов — семейные альбомы и часть коллекции бабочек, собранной писателем и переданной в дар музею Гарвардским ун-том. В музее проходят ежегодные Набоковские чтения, конференции, семинары, выставки, литературно-музыкальные вечера.

Камерная коллекция размещена на первом этаже здания и занимает площадь 230 м². Силами исследователей творчества Набокова в трех комнатах восстановлена обстановка библиотеки, столовой и гостиной начала прошлого века. Предметы, книги, фотографии, оригинальная мебель, предметы быта и личные вещи появились в музее В. В. Набокова, благодаря родственникам и друзьям писателя. Очень много экспонатов было передано в дар музею от зарубежных коллекционеров.

В залах можно увидеть номер журнала «Time» с портретом писателя на обложке, а также другие зарубежные газеты и журналы со статьями о романах Набокова. В витринах выставлены издания набоковских произведений на разных языках, фотографии писателя, его родных и знакомых. Набоков был страстно увлечен энтомологией и всю жизнь занимался исследованием бабочек, поэтому музее экспонируется одна из коллекций бабочек, собранных писателем. Помещения красиво и стильно оформлены в традициях рококо и французского ренессанса. На окнах над входной дверью и в лестничных пролетах старого здания установлены витражи из цветных ромбов. На втором этаже можно увидеть комнату матери писателя – Елены Ивановны, отделанную панелями из красного дерева и ореха.

Владимир Владимирович Набоков называл дом на Большой Морской улице «единственным домом в мире». И для писателя это не было преувеличением, ведь семья Набокова никогда не имела в собственности никакого другого жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года.

Дважды в год здесь проходит международная конференция «Набоковские чтения», расписание которой заранее вывешивают на сайте филологического факультета СПбГУ. Кроме того, в музее часто проводят моноспектакли, семинары, литературные вечера и презентации книжных новинок.

Старый особняк

История дома, где сегодня разместился музей Набокова, начинается в 1730-е годы, когда была проложена Большая Морская улица. Старый особняк много раз менял своих владельцев и перестраивался. Чете Набоковых он стал принадлежать в 1897 году.

22 апреля 1899 года здесь появился на свет будущий писатель Владимир Набоков. Через несколько лет к дому надстроили третий этаж, переделали фасады в стиле раннего модерна, а во дворе пристроили новый флигель, в котором сдавали квартиры внаем. Семья Набоковых оставила родной дом в ноябре 1917 года и больше никогда не возвращалась сюда.

Фасад особняка отделан живописным фризом из мозаики, изготовленным в известной мастерской В. А. Фролова, а металлический декор сделан на заводе Карла Винклера. Кроме того, на здании можно увидеть много лепных украшений. В память о писателе на доме установлена мемориальная доска.

С тех пор внешний облик дома почти не изменился, прежним остался и его номер. Более того, Большая Морская улица долгое время именовалась улицей Герцена, но ей было возвращено исходное, «набоковское» название.

Фильм о писателе

В небольшом зрительном зале посетителям показывают получасовой фильм и жизни и творчестве Набокова, снятый режиссером Леонидом Парфеновым к 100-летию писателя. Этот фильм интересен не только рассказом о биографии Набокова. Режиссеру удалось взять интервью у сына и сестры писателя. Фильм Парфенова можно увидеть и в сети, но просмотр киноленты в музее Набокова придает ей особый шарм.

Информация для посетителей

Двери музея Набокова открыты со вторника по пятницу с 11.00 до 18.00, а по субботам с 12.00 до 17.00. Вход в музей бесплатный. Для посетителей проводятся платные экскурсии на русском и английском языке.

Как добраться

Музей Набокова разместился в трехэтажном здании недалеко от Исаакиевского собора, на улице Большая Морская, 47. От станций метро «Адмиралтейская», «Спасская» или «Сенная Площадь» до музея за 15 минут нетрудно дойти пешком. Если пользоваться наземным транспортом, к дому-музею можно подъехать на автобусах № 3, 22, 27 (остановка «ДК Связи») или № 10 и 70 (остановка «Исаакиевская площадь»).