Меню
Бесплатно
Главная  /  Птицы  /  Конная статуя петра 1 растрелли была отлита. Бюсты Петра работы Растрелли (1724). Монумент Петра – свидетельство пластического мастерства Растрелли. Он достиг органического единства силуэта, массы и ювелирно проработанной детали

Конная статуя петра 1 растрелли была отлита. Бюсты Петра работы Растрелли (1724). Монумент Петра – свидетельство пластического мастерства Растрелли. Он достиг органического единства силуэта, массы и ювелирно проработанной детали

Есть легенда, что этот старинный замок был выкрашен по приказу императора Павла Первого в цвет дамских перчаток, принадлежащих его красавице-фаворитке. Согласно другой легенде, он является мистическим замком, и якобы он предсказал трагическую смерть своего хозяина. Сотрудники замка и сегодня говорят, что в нем и по сей день есть много мистического. Далее в статье мы вам расскажем, какие легенды окружают Михайловский замок. Памятник Петру I, который высится перед ним, также представляет собой большой интерес.

История

Этот замок, который также называется Инженерным, по документам 18-го века именовался дворцом Св. Михаила. Есть свидетельства, что первые эскизы Инженерного замка были сделаны рукой самого императора Павла I, правда, он тогда еще не занимал престол, а был всего лишь царевичем. За 12 лет он придумал целых 13 вариантов своей будущей резиденции, которая впоследствии получила название "Михайловский замок". Памятник Петру в Санкт-Петербурге был воздвигнут им же, однако его задумка принадлежала прадеду Павла - первому императору Всероссийскому.

Почему замок был назван Михайловским?

Согласно легенде, когда-то на месте дворца была караульня, и вот как-то ночью одному из солдат, несших здесь вахту, явился архангел Михаил. После того как был воздвигнут замок, рядом с мостом в нише была поставлена статуя маленького солдатика. Также говорят, что Михайловским он стал называться вследствие того, что на его территории располагается храм Архангела Михаила. А он, как известно, считался покровителем династии Романовых. А вот свое второе имя, то есть он получил в 20-х годах 19-го века, когда в нем было размещено Главное инженерное училище. Насчет выбора места строительства есть еще одна легенда. Когда-то на этом же самом месте высился дочери Петра Первого Елизаветы. Именно в нем родился Поэтому он хотел, чтобы его новое жилище было построено на том же самом месте, где он появился на свет.

Начало строительства

Как только Павел взошел на императорский престол, он велел начать строительство дворца своей мечты. Это произошло 1797 году. Именно тогда сам император заложил в фундамент здания не только золотые монеты, как это было принято в те далекие времена, но и целые кирпичи из яшмы. С тех пор началось грандиозное строительство, в результате которого был воздвигнут Михайловский замок. Памятник Петру I был установлен пчуть раньше окончания строительства резиденции. Над строительством замка трудились более 6 тысяч рабочих-строителей. Работали они и днем и ночью, поэтому через 4 года здание уже было полностью построено. Затем было великолепно организованное новоселье. Император был счастлив, что сумел осуществить задуманное, и впредь будет жить в замке, о котором он всегда мечтал. Однако ему не долго было суждено радоваться уюту своего нового жилища: ровно через 40 дней после новоселья Павел Первый был убит у себя в спальне. После этого трагического события царская семья не пожелала оставаться в Михайловском и перебралась жить в Зимний дворец.

Характеристики

Михайловский замок (памятник Петру I вкупе с ним)- один из самых оригинальных архитектурных памятников в Санкт-Петербурге. У него не было аналогов. Он во многом отличается от всех других дворцов в Северной столице. Ведь его спланировал не архитектор, а сам император Павел, который к тому же носил титул Мальтийского магистра. Мечтой Павла было то, чтобы его замок стал резиденцией для приема мальтийских рыцарей. Вот почему он больше похож на средневековый сказочный дворец. Согласно задумке Павла, территория дворца имела естественные границы - воды Мойки и Фонтанки, а также Церковных и Вознесенских каналов. Получалось, что дворец этот как бы находится на острове, на который с суши можно попасть посредством мостов.

Печальная участь замка после смерти хозяина

После того как Павел был убит, этот шикарный замок пришел в полное запустение. Позже, когда его преемнику Александру I для создания роскошного серебряного столового сервиза понадобилось сырье, он велел переплавить невероятной красоты чеканные ворота, которые принадлежали дворцовой церкви. А в период правления императора Николая I замок стал своеобразным кладезем добычи мрамора для дворцовых архитекторов, строивших Новый Эрмитаж. Как известно, в середине 19-го века он был отдан Главному военному училищу. А вот в годы ВОВ здесь был организован военный госпиталь. И только в 1994 году Михайловский замок, памятник Петру I и храм на дворцовой территории были переданы под эгиду Русского музея, благодаря чему здесь начались масштабные строительные и реставрационные работы, которые завершились к празднику 300-летия Северной столицы. Наконец-то он обрел былой лоск. На данный момент Михайловский замок является одним из филиалов музея.

Памятник Петру 1 перед Михайловским замком

За год до завершения строительства замка Павла Первого, то есть в 1800 году, перед дворцовой площадью был воздвигнут памятник первому русскому императору - Великому Петру I. На нем красовалась надпись: «Прадеду от правнука». Идея скульптуры принадлежала самому Петру. А ее автором был великий Растрелли. Кстати, памятник Петру Великому у Михайловского замка является первым конным монументом на всей территории России. До того как быть воздвигнутым на площади, он пролежал в “подвалах” Зимнего дворца около 50 лет.

История создания памятника

В самый плодотворный период своего правления Петр Первый, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок. В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра Первого. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских. Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.

Ценные указания

Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей. А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.

Описание

Первоначально Памятник Петру Первому у Михайловского замка имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает могущий император. У ног коня лежит змея - символ зависти. В дальнейшем ее перенесли к Медному всаднику. Монумент также состоял из шести аллегорических фигур - добродетелей, статуи Невы, купидонов, земной сферы. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место - старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравился замысел Растрелли. Однако статую пока не спешили отливать из бронзы.

Новый поворт судьбы

После того как Петр Первый умер в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является. И в 1943 году по ее приказу из амбара был вынесен памятник Петру I (Михайловский замок, перед которым он сегодня установлен, был построен многие годы спустя). Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, они пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий. Растрелли был доволен своим детищем, однако ему не было суждено увидеть его на постаменте. Как вы знаете, лишь в 1800 году Павлом Первым был установлен Памятник Петру I. Михайловский замок же стал резиденцией правнука Первого русского императора через год после этого события.

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век. Началась она в 1716 году, когда приглашенному итальянскому скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание конного памятника императору. В первых эскизах скульптора сразу же обозначилась основная задумка всей композиции – Петр в образе римского императора, с лавровым венком на голове, восседающий на коне. Прототипом послужил конный памятник Марку Аврелию в Риме.

Марк Аврелий. Памятник в Риме.

Модель памятника многократно дорабатывалась, дополнялась, корректировалась, в том числе, по заметкам самого Петра, с его лица была слеплена маска, которую использовал Растрелли, однако кончина царя в 1725 году надолго остановила работу над завершением установки памятника.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен. В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте. Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру первому Екатерина вторая Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Пара слов о постаменте. Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы. На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. Обратите внимание, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.

Однако памятник Петру у Михайловского замка интересен еще одним удивительным загадочным явлением. Женская ножка вместо левой ноги коня и туфелька вместо копыта, об этом есть тема

В конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. Он создаёт несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами России. Пётр был представлен в воинских доспехах на коне, попирающим побеждённых противников. Барельефы на постаменте должны были представлять главные исторические эпизоды его царствования и символизировать процветание и успехи Русского государства.

По проекту, памятник имеет пирамидальное построение. Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком.

Проект конного монумента (1716)

Растрелли письменно уточнил проект. На цоколе должен был помещаться большой барельеф «Полтавская баталия»; фигуры побеждённых «полоняников» служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь – из пёстрого мрамора. Многие детали монумента – барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие «уборы» предполагалось позолотить. Так скульптор ещё не знал достаточно хорошо важнейших событий петровского времени, то для овального барельефа он просил Петра самого выбрать соответствующую «историю».

Пётр приказал скульптору приступить к исполнению монумента. Однако в своей переписке 1717 года с Меншиковым по поводу необходимых материалов и помощников Растрелли ведёт речь только об отливке лошади. Вероятно, из-за сложности работы и отсутствия больших литейных печей, он решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра.

В сохранившейся модели великолепно переданы гордая стать и упругая поступь сильного породистого коня. В пластической трактовке форм видна особенность расстреллиевской манеры.

Деревянная модель «великого коня» (1717)

К концу 1718 года лепка глиняной лошади была закончена и с неё готовились снять алебастровые формы. Однако, вскоре с моделью, очевидно, происходит некая неудача: о ней более не упоминается в документах, а через 4 года она исчезает и из мастерской скульптора.

В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца осенью 1717 года. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела76 сантиметровв высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя «Река» с четырьмя купидонами и «Земная сфера», поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главное звучание приобрело прославление «добродетели» и посрамление «зависти». Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (может быть, Невы) и Глобуса – земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и «облачают в златую обёртку», означало обновление и исправление карты мира, т.е. возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Проект установки памятника Петру I работы Б.-К. Растрелли перед зданием Коллегий (1720-е)

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал. Она останется у Растрелли до 1743 года. Лишь с восшествием на престол Елизаветы Петровны, Растрелли получил указание вернуться к работе. При этом он переработал первоначальную модель, утверждённую Петром.

Скульптор свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись в этом к первому проекту. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщению пластической формы.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Скульптору помогали свыше 20 человек. Однако Растрелли не увидел своё произведение отлитым в металле: 18 ноября 1744 года он умер.

В 1745-47 годах, под руководством сына архитектора, были построены две литейные печи. К ноябрю 1747 года отливка из меди была закончена. Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-55 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В 1782 году недоделанный памятник был подарен Екатериной II князю Потёмкину и помещён им в амбаре Таврического дворца.

В 1799 году Павел I приказывает архитектору В. Бренна поставить монумент перед фасадом Михайловского замка на «наружном дворе».

Автор проекта постамента неизвестен. Наблюдение за его сооружением поручили Н. Давыдову, а рисунки деталей облицовки исполнил архитектор А. Михайлов. Гранитный пьедестал облицевали тивдийским светло-красным и рускольским серовато-белым мрамором, цоколь сделали из сердобольского гранита. Одновременно у статуи была усилена железная арматура, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя «прикрыта колером», т.е. патинирована.

На лицевой части постамента поместили надпись: «Прадеду правнук 1800 год».

На боковых сторонах пьедестала укрепили два барельефа, вылепленные по эскизам М. Козловского и его учениками Н. Теребеневым, В. Демут-Малиновским и Н. Моисеевым, отлитые и прочеканенные В. Екимовым. На барельефах изображено морское сражение при Гангуте и эпизод битвы под Полтавой.

На барельефе «Полтавская битва» справа – русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом – Меншиков. Над ними – парящие фигуры гениев Победы с трубами и венками. Над головой русских в облаках изображён рак – зодиакальный символ месяца, когда произошло сражение (27 июня 170 года).

Барельеф «Полтавская битва» на постаменте памятника

На барельефе «Гангутский бой» слева на флагманском корабле – Пётр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа – пленный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. В облаках помещено изображение льва – знака июля, когда произошёл бой.

Барельеф «Гангутский бой» на постаменте памятника

В конце лета 1800 года конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне. Растрелли представил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу – флот, полки, крепостные бастионы…

Фигура Петра поражает гигантским сложением – мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нём одет воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Пётр неколебимо сидит на послушном ему коне. От всего его облика веет грозной силой и величием. Укрупнив пропорции фигуры Петра, расширив его грудь, увеличив несколько голову, Растрелли добился впечатления исполинской силы и достиг высокой правды художественного образа.



Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику – богатырского коня. Конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка.



Голова Петра повёрнута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчёркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени.

В передаче портретного сходства скульптор стремился к обобщённости. Не нарушая портретности, Растрелли усилил и подчеркнул те черты лица Петра, которые выявляют героическое, волевое начало.



Монумент Петра – свидетельство пластического мастерства Растрелли. Он достиг органического единства силуэта, массы и ювелирно проработанной детали.

Свободно развёрнутая в пространстве конная статуя вместе с тем имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Эта бронзовая конная статуя была установлена в 1800 году на площади Коннетабля (ныне с 2003 года пл. Петра Великого). Император изображен в одеянии римского полководца, с лавровым венком на голове и фельдмаршальским жезлом в руке. Прообразом для нее послужила конная статуя Марку Аврелию в Риме.

От создания до установки этого памятника прошло больше 50 лет. Мешали этому и вкусовые предпочтения царственных особ, и долгий выбор достойного для него места.

В 1717 году Петр I заказал монумент скульптору Карло Бартоломео Растрелли. 7 лет мастер работал над ее созданием. Модель конного памятника со множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 году, однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь к 1744 году в времена царствования Елизаветы Петровны была сделана восковая модель, а отливку в бронзе произвели в 1745-1747 годах после смерти самого Растрелли.

Существовали проекты установки конного монумента на площади у здания Двенадцати коллегий или в круглой колоннаде на площади перед построенным Ф. Растрелли Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет.

Екатерина II сочла, что памятник «не сделан искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха», и с 1766 года скульптор Фальконе начал работу над новым монументом Петру Великому.

В 1782–1791 годах растреллиевская статуя находилась во владении князя Г.А. Потёмкина, но это не изменило её судьбы. Лишь в августе 1798 года император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года был отдан новый указ — «отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить».

В 1799 году Павел I распорядился установить монумент на площади Коннетабля перед строившимся для него Михайловским замком. На лицевой стороне пьедестала Павел повелел начертать: «Прадеду правнук».

Пьедестал монумента облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленого оттенков. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко, который удачно вписался в классический ансамбль конца XVIII века.

На передней грани пьедестала на доске из серого мрамора золотыми литерами выложена надпись: «Прадеду Правнук 1800», приписываемая лично Павлу I. Выше её укреплён золочёный символ Российской империи - двуглавый орёл, увенчанный коронами.
Боковые грани украшены бронзовыми барельефами. Отливку барельефов осуществил литейщик В.П. Екимов. Барельефы установлены в ниши, оформленные в виде картинных рам.

На правой грани постамента установлен барельеф «Полтавская баталия». Основное внимание привлекают фигуры Петра I и его верного сподвижника А. Меншикова на фоне наступающих русских войск. Над их головами парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лавровыми венками победителей. 27 июня 1709 года под Полтавой была одержана яркая победа над доселе считавшимся непобедимым шведским войском.
Справа на барельефе изображение Рака указывает на знак Зодиака, соответствующий июню.

На противоположной грани постамента установлен барельеф с ещё одним героическим событием Северной войны - «Битва при Гангуте». 26-27 июля 1714 года при мысе Гангут (совр. полуостров Ханко) была одержана победа в первом крупном морском сражении молодого российского флота. Основное внимание этого барельефа привлекает его левая часть. На флагманском корабле Пётр I руководит сражением. К нему спускается гений победы с лавровыми венками и пальмовой ветвью, другой гений победы трубит славу. Справа - уже пленённый шведский корабль с поднятым российским флагом. На заднем плане многочисленные корабли, участвующие в сражении.
В нижней части барельефа отображён один из трагических моментов морского сражения - спасение тонущего моряка.
В правом верхнем углу барельефа изображён Лев - знак Зодиака, указывающий на месяц июль.

На задней грани постамента, обращённой к Михайловскому замку, на доске из серого мрамора размещена золочёная композиция из лаврового венка и воинских атрибутов - знамён, орудийного ствола, ядра, сабли.

Памятник у Инженерного замка сохранился в годы вражеской блокады Ленинграда. В 1942–1945 годах бронзовая статуя, снятая с постамента, находилась в земляном укрытии в котловане, вырытом рядом. Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989–1990 годах

«Гордо от замка ступает
Медный породистый конь.
Грозно монарх восседает,
Блещет во взоре огонь»

«Прадеду Правнук» и год установки – 1800. Больше никаких надписей. И одна большая загадка! Сразу скажу: это не факт, просто мнение. Так что не бейте;)

В детстве думал, что все знают эту загадочную фишку. Потом на многие годы забыл про неё. Недавно был несказанно удивлён. Выросло целое поколение даже не слышавших об этом. Даже Википедия ничего не говорит. Читающей публике известна она, благодаря трудам Синдаловского. Думал, что знатоки города уж конечно знают сию тайну. Ан, нет! Столкнулся с незнанием, поэтому расскажу… Кто знает эту фишку, не обижайтесь за повтор! Может быть и свои версии приведёте...

Павел приказал установить памятник Петру I перед входом в замок. И надпись придумал. Сам, правда, полюбовался на него недолго – через 40 дней был убит. Знал ли он одну особенность памятника или нет, не знаю. А то, что большинство искусствоведов, пишущих о памятниках нашего города этого не видят и не знают – странно…

Зато очень часто говорят о таинственном знаке: число букв в надписи на фронтоне равно годам, прожитым Павлом.

Краткая справка:

История этого конного монумента насчитывала к тому времени уже несколько десятилетий. Памятник своему отцу хотела установить еще Елизавета Петровна, и по ее приказу Растрелли - старший, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник великому российскому императору. Скульптор провел все подготовительные стадии для отливки монумента, но умер, не закончив работу. Дело отца продолжил сын Франческо Растрелли, в то время уже известный архитектор. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла, к работе Растрелли все потеряли интерес, а Екатерине II уже готовая скульптура и вовсе не понравилась, и для работы над новым памятником Петру она пригласила французского скульптора Фальконе. О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел, он и приказал установить монумент перед Михайловским замком.

А теперь внимательно смотрим на коня. Отходим подальше, наезжаем объективом… Смотрим на переднюю левую ногу коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это – женская ножка…

Когда поднимите свою упавшую челюсть, броситесь искать разгадку.

Единственное, что я смог найти, различные рассказы про коня Императора :

«Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший, как ни странно, женское имя Лизетта. Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов - мелких торговцев, сопровождавших армию в походах. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его па свою лошадь, дав небольшую придачу.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст “без всякого при том себе вреда и надсады” 23, хотя нес всадника ростом более двух метров.

А случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.

На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

Когда лошадь пала, чучело ее 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру - первый музей Петербурга - в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина.

Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук СССР»


Чучело покажу:

Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Если учесть, что он – конь, ситуация становится не очень ясной. Для сексуальных меньшинств – ясной, для остальных не очень…

Честно говоря, ответа я не знаю.
Под Петром не реальная Лизетта, она была мельче и не такая представительная. Аллегорическая фигура. Кто-то говорит, что это шутка скульптора, есть версия, что это мелкая месть, что автору ничего не заплатили. Есть красивая версия, что это ножка возлюбленной скульптора… Реалисты прямо говорят - обман зрения, там реальное копыто и нога конская. Ответа нет у меня.

И ещё одной загадкой больше в любимом городе!

***
Ещё небольшое дополнение. Для любителей мистики и примет.

Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский. Внимательно обойдите постамент и приглядитесь к барельефу, изображающему Гангутскую битву. Видите отполированную до блеска пятку одного из моряков? Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится. Мне в голову никакая морская мечта не приходит, кроме того, чтоб не утонуть;)

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Время от времени он “оживает”. Существует городское поверье. Если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа , то можно заметить, как он шевелится.

Белые ночи уже скоро. Три часа ночи... Сходим?