Меню
Бесплатно
Главная  /  Животные  /  Где высоцкий перенес клиническую смерть. Почему умер Высоцкий? Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

Где высоцкий перенес клиническую смерть. Почему умер Высоцкий? Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

Так выглядел Высоцкий 20 июля 1979 года (выступление в ДК «Золотая долина», город Зеравшан, Узбекистан). В фильме ему «сбрили» усы. Фото предоставлено ТО «Ракурс».

ФОТО: А. Липенко

Известно одно - 28 июля 1979 года Высоцкого затошнило, он начал терять сознание. Очевидно, он сделал себе укол дикаина (применяется для местной анестезии) - привезенные из Москвы наркотики закончились, а без них поэт уже не мог жить, тем более давать по четыре концерта в день на 50-градусной жаре, да еще с такой отдачей, с какой он работал...

«Вечёрка» представляет альтернативную версию событий.

Подруга поэта Оксана Афанасьева (ныне она жена Леонида Ярмольника) делала ему искусственное дыхание, а врач Анатолий Федотов, по его воспоминаниям, ввел поэту «несколько ампул глюкозы», а потом сделал укол кофеина - «прямо в сердце» и приступил к непрямому массажу… «Кофеин в сердце не вводят, а вводят адреналин, - удивляется биограф поэта Марк Цыбульский, врач по профессии, - такой укол можно сделать только специальной очень длинной иглой… » Чтобы ввести глюкозу, надо было вскрыть пилочкой ампулы, несколько раз отсоединять шприц от иглы и снова подсоединять. При этом Федотов прибежал в номер Высоцкого не сразу после того, как поэт упал… А ведь клиническая смерть длится 5–6 минут. Будь это она, Владимира Семеновича давно бы «упустили»…

Вывод Цыбульского: «Высоцкий был в обмороке, вызванном дикаином, который сильно - и иногда опасно - понижает давление… Помог именно кофеин, повышающий давление. Хотя большой вопрос, был ли кофеин введен действительно в сердце» (в 1999 г. Оксана Ярмольник уточнила в одном интервью, что укол был сделан в подключичную артерию).

Сам Высоцкий (на следующий день после происшествия улетевший в Москву) рассказывал, что у него была клиническая смерть… Окружение подхватило эту легенду - она перекликалась с песнями Высоцкого, где часто встречается мотив возвращения из загробного мира. «Вдоль обрыва с кнутом, по-над пропастью, пазуху яблок для тебя я везу - ты меня и из рая ждала...»

КСТАТИ

Еще один красивый миф - будто «клиническая смерть» «предупредила» Высоцкого 25 июля 1979 года, ровно за год до смерти настоящей.

Биографы установили, что 25 июля Высоцкий еще выступал, 26-го и 27-го у него были концерты в Навои. В Бухаре он оказался не раньше 28-го, а на следующий день уже звонил в Узбекистан из Москвы - значит, и обморок, принятый за смерть, случился 28-го числа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПЕТР БУСЛОВ

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА:

В этом есть все - и криминал, и юмор, и драма. Иногда даже слезы подступают. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в этом фильме, будет, я думаю, интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

КОНСТАНТИН ЭРНСТ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПЕРВОГО КАНАЛА:

Для меня в этой работе самым главным была возможность существования Владимира Семеновича Высоцкого в фильме производства 2011 года. И, по-моему, у нас это получилось. В какой-то мере нам удалось визуализировать миф - миф великого человека, великой судьбы и великой страны.

Владимир Высоцкий исполнил «Дорожную историю».
И у нас с вами тоже дорожная история. Мы продолжаем об одной из самых известных поездок Владимира Семеновича на территории Союза – его гастролях в Узбекистане в 1979 году.

В рассказе о гастролях в Узбекистане мы стараемся дать вам послушать не только поющего, но и говорящего Высоцкого.
Зачастую на своих выступлениях он говорил между песнями примерно одно и то же – это не секрет. Да и не мудрено: когда ты даешь в день по четыре концерта, и набор номеров повторяется, да и вообще счет выступлениям идет на сотни, трудно всякий раз находить новые слова и вспоминать новые истории – ведь всё уже многократно пересказано.


Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Но в той поездке Высоцкий не раз отходил от привычного набора своих концертных штампов и баек.
А иногда и песни вспоминал, которые публично исполнял не так часто.

Нет меня - я покинул Расею:

Заканчивая первый концерт в Учкудуке, Высоцкий, прощаясь с аудиторией, решил рассказать ей о своих творческих планах.
До которых и мы непременно еще дойдем в нашем цикле:


От благодарных зрителей. Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Самое поразительное, что отработав четыре концерта в раскаленном 40-градусной жарой Учкудуке, Высоцкий ночью поехал в гости, где фактически дал еще одно выступление.
Это был день рождения одного из организаторов приезда Высоцкого в Узбекистан – Анатолия Кацая. Анатолий Иванович занимал серьезный пост в Навоийском горно-металлургическом комбинате, в структуру которого входили еще рудники в Зарафшане, Учкудуке. Во всех этих городах Владимир Семенович выходил тогда на сцену.


А в ночь с 21 на 22 июля в местном охотохозяйстве отмечали день рождения Анатолия Кацая, и за этими посиделками были довольно любопытные беседы, а Высоцкий спел для именинника и гостей несколько песен.

К слову, мы с вами услышали редкий вариант исполнения этой вещи, куплет которой никогда не звучал на других известных фонограммах: «Красноярск – мне знакомый маршрут…».

В этих застольных разговорах любопытно, насколько уважительно, безо всякой звездности и высокомерия держится Высоцкий, цитирующий, между делом, Окуджаву – «давайте говорить друг другу комплименты».
Он видел этих людей в первый и последний раз в жизни.


Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Кацай, Валерий Янклович с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина

И ночью, уставший, после четырех выступлений, пел для них с ни чуть не меньшей самоотдачей, чем на концерте.
При том, что обстановка за столом располагала, разумеется, к расслабленности и домашней непринужденности.


«Большому русскому поэту Владимиру Семеновичу Высоцкому от благодарных шахтеров Учкудука, 21 июля 1979 года»

Из Учкудука Высоцкий переезжает , где дает пять концертов, почти все в открытом летнем кинотеатре, в адскую жару, на диком ветру, поднимающем тучи пыли.


Зарафшан, ДК «Золотая долина», 22 июля 1979 года

И там у него начинаются серьезные проблемы с горлом.
Петь становится все труднее. Тем не менее, впереди Навои:

Вы, конечно, слышите, что голос у Высоцкого уже нездоровый.
Он продолжает работать, поет. На сцену с ним, как и в Зарафшане, и в Учкудуке, выходят Всеволод Абдулов и Елена Облеухова. Они заполняют паузы, давая Высоцкому передохнуть и перевести дух. Но в Навои он все равно между песнями гораздо больше обычного говорит с публикой.


И сегодня эти разговоры слушать не менее интересно, чем давно известные песни:

В Навои Высоцкий выступал на сцене Дворца Культуры «Фархад».
Он уже был здесь во время первого приезда с Театром на Таганке в 1973 году.


Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий и Юрий Любимов у ДК «Фархад» (Навои), сентябрь 1973 года. Фото Виктора Красса

Шикарное здание, построенное в начале 70-х по проекту ленинградских архитекторов.
Здесь и до, и после Высоцкого не раз выступали звезды советской эстрады того времени и просто знаменитые артисты.


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Вениамин Смехов во внутреннем дворике ДК «Фархад» (Навои),
сентябрь 1973 года. Фото Анатолия Васильева

По иронии судьбы так получилось, что в конце 80-х один из соавторов нашей программы Александр Ковановский служил в Советской армии именно в Навои.


Александр Ковановский. Навои, 1988 год

И организовал там концертную бригаду, выступавшую два года с постановкой, посвященной Высоцкому.
И волей случая познакомился с работником ДК «Фархад», записавшим один из тех самых концертов, фрагменты которых мы сейчас слушаем.


Навои, ДК «Фархад». Конец 80-х

Копия этой концертной записи, привезенная впоследствии Ковановским в Москву как ценнейшая по тем временам реликвия стала одним из первых звуковых экспонатов архива будущего Музея Высоцкого.

Эта песня прозвучала в Навои с неожиданным смыслом.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Как вы уже знаете, принимал Высоцкого местный горно-металлургический комбинат.
Предприятие союзного, к тому же стратегического значения. Здесь добывали уран. Поэтому снабжались и Навои, и Учкудук, и Зарафшан не хуже Ташкента – на уровне лучших городов страны. К тому же на этих предприятиях работало очень много русскоязычных специалистов. Поэтому и залы были переполнены, и реакция публики была очень живой, и зрители хорошо понимали и реагировали на все шутки Высоцкого.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

В этой поездке рядом с Высоцким был еще один очень интересный человек – горный инженер Василий Повереннов.
Он тоже работал на комбинате. У него была квартира в Зарафшане. Именно там было сделано немало ставших впоследствии известными снимков из той поездки.


Владимир Высоцкий и Василий Повереннов. Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года

Увидите эти фото – обратите внимание: Высоцкий и на этих снимках и на кадрах, сделанных на концертах – с усами!

Из Зарафшана до Учкудука и обратно Повереннов устроил для Высоцкого прогулку на вертолёте, показал сверху те самые котлованы и терриконы, где добывали уран открытым способом, и от той поездки тоже остались любопытные снимки.


Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Федотов с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина

Через год, в июле 1980-го, незадолго до смерти, Высоцкий пошлет Повереннову письмо с фотографией и автографом как раз со съемки в квартире у Василия Васильевича.

Из Навои путь лежал в Бухару и Самарканд.
До Самарканда Высоцкий так и не доехал.


Владимир Высоцкий и Владимир Гольдман. Остановка по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года.
Фото Юрия Тырина

А про выступление в Бухаре нам толком ничего не известно, и записи фонограмм не сохранилось.
Зато именно в Бухаре произошел драматичный эпизод, который называют «клинической смертью Высоцкого». Эпизод этот многократно описан и даже экранизирован.

С вашего позволения мы не будем смаковать все подробности этой истории.
Но сделаем два важных уточнения. Во-первых, принято считать, что произошло это ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года. Но это неверно. Даже 26 числа Высоцкий еще был в Навои и выступал там.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Истинная дата происшествия другая, но тоже символическая – 28 июля.
Ровно за год не до смерти, а уже до похорон Владимира Семеновича.

Ну а во-вторых, практически все профессиональные врачи, ознакомившись по описаниям очевидцев с подробностями так называемой клинической смерти Высоцкого, уверенно говорят о том, что это все-таки была не клиническая смерть, а глубокой обморок.


Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Гастроли в июле 1979 года были последним визитом Владимира Высоцкого в Узбекистан.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Это была очень интересная, но очень трудная поездка, которая завершилась досрочно.
До Самарканда Высоцкий так и не доехал. Но именно в этом городе в 1988 году появилась одна из первых в Союзе улица Высоцкого. К сожалению, в 1996 году она получила уже другое название.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Средней Азии и Смерть, которой не было»;
– Сергей Кирюхин, «Улица Высоцкого, г. Самарканд».

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Нижегородский поклонник барда озвучил сенсационную версию

Казалось бы, в вопросе причинах внезапной смерти Владимира Высоцкого поставлена точка. Недавно следователь Павел Николаев , который проводил дознание по подозрению в убийстве Владимира Высоцкого, рассказал в эксклюзивном интервью EG.RU:

— В ту последнюю для Высоцкого ночь — с 24 на 25 июля 1980 года — в его квартире выпивали. Было несколько человек, в том числе женщины. А легендарный актер, когда выпивал, был, мягко говоря, очень приставучим. История развивалась так: где-то в промежутке с 23 часов до начала первого ночи эти «друзья», решив, видимо, остудить пыл Высоцкого, связали его по рукам и ногам и положили на лоджию. Об этом я узнал от актера Янкловича и врача-анестезиолога Федотова , опрос которых проводил. Они сами все это написали, засвидетельствовали свои показания. Испугались жутко. Почувствовали, что им грозит расследование по уголовному делу.

Так все и было — оставили друга на лоджии. А сами в это время пили, разговаривали. Вспомнили о Высоцком только около четырех утра. Сунулись, а он уже холодный. Перенесли тело в комнату, развязали, вызвали мать. И до шести утра вели переговоры. Потом пошли звонки разные — друзьям, в милицию, в «скорую» и так далее. Стали стряпать медицинские справки, свидетельство о смерти.

Вспоминаю, как во время разговоров с «друзьями» выяснилось, что тело Высоцкого уже после смерти трогали, переносили. Хотя признаваться в этом никто из них не хотел. Во время беседы со мной эти люди множество раз ошибались, проговаривались, юлили. Чувствовалось, что на беседу они шли подготовленными, чтоб лишнего не сболтнуть. Видно было, что сговорились.

Когда побеседовал со всеми, стало понятно, что у Высоцкого слабые сосуды и связывать его надолго ни в коем случае было нельзя, только минут на 10 — 15. Не больше! Между прочим, «друзья» эти очень хорошо были осведомлены о слабых сосудах Владимира. И что контролировать его нужно буквально каждую минуту. Но, по их словам, «не догадывались», что все может так печально кончиться. Хотя Федотов — профессиональный врач. В материалах дознания не акцентировалось внимание, чем именно связывали Высоцкого. Для возбуждения уголовного дела нужен был сам факт связывания

Стоит заметить, что эта версия гуляла и в интервью других людей. На днях поклонник барда из Нижнего Новгорода — 67-летний Эдуард Проклов — выдвинул неожиданную версию. Мужчина утверждает, что вовсе не эти люди виноваты в смерти Высоцкого:

— Во-первых, очевидно, что, кроме обозначенных «друзей», в квартире в ту ночь были другие гости. Вокруг Высоцкого десятками вились странные личности. Неудивительно, если этот кто-то ранее не называемый и мог совершить какое-то действие, после которого сердце Владимира Семеновича и остановилось. Более того. Внимательно изучив воспоминания родных, близких, коллег, я прихожу к выводу, что состояние здоровья Высоцкого в середине лета 80-го было, мягко говоря, критичным. То есть при таком положении дел достаточно было, что называется «одной капли», чтобы его не стало.

Придуманное будущее

Безусловно, уход Высоцкого — это стечение многих обстоятельств. А вот представьте, дорогие друзья, что Семеныч выжил бы в ту роковую ночь и твердо решил: всё! Завязал с наркотой и выпивкой, пролечился бы в хорошей клиники. Тогда вполне возможно он бы дожил до наших дней.

В январе исполняется 80 лет со дня рождения самого популярного во времена позднего СССР человека в нашей стране – Владимира Высоцкого: его песни звучали в каждом доме по всей стране. Но вот, что поразительно. До сих пор точно не известно, отчего именно умер народный кумир. Запись в заключении о смерти гласила: «Острая сердечно-сосудистая недостаточность». Однако…

Википедия пишет о причине кончины поэта так: «В ночь на 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности. Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие (по настоянию отца поэта) не производилось».

Циркулировали самые разные слухи: и самоудушение, и смерть от наркотиков, и злоупотребление алкоголем и т.д. В недавнем фильме Первого канала «Высоцкий. Спасибо, что живой», о котором в свое время уже писало «Столетие», – подробно рассказывалось о трагедии поэта, однако никакого отношения к событиям реальной биографии народного барда эта картина не имеет. Фильм основан на подменах, настоящие конфликты замещены фальшивыми. «Нет главного – правды. Продюсеры Первого канала воспользовались Высоцким, как когда-то бессовестно им пользовались некоторые «друзья», – такой вывод содержался в этой статье. По фильму получается, что Высоцкий погиб вроде бы от наркотиков. Хотя от наркотиков просто так не умирают. Умирают от передозировки. Но ее не было. Так что же было?

Между тем еще в 2015 году, спустя 35 лет после смерти Высоцкого, сенсационную версию его гибели выдвинул Павел Николаев (он ее озвучил во время интервью телеканалу «Россия»).

В то время он был участковым дома, где жил Высоцкий, в чине капитана милиции и проводил дознание по поводу смерти поэта.

Николаев считает, что Высоцкого неумышленно убили его «друзья». А недавно в сети со ссылкой на сайт EG.RU появилась еще одна версия интервью того же Николаева, в котором он приводит подробности гибели поэта. Причем в компетентности Николаева сомневаться не приходится, он награждался как «Лучший участковый Москвы» и дослужился в милиции до чина полковника.

«В 80-м, – рассказал он, – я вплотную столкнулся с окружением Высоцкого. И мне стало жаль этого человека. Он окружал себя такими в кавычках “друзьями”! Перед Олимпийскими играми Москва обезлюдела. Известие о смерти Высоцкого пришло, будто гром среди ясного неба. Мне – указание от начальства: обеспечивать общественный порядок у его дома. Я стоял во дворе и наблюдал за обстановкой. Естественно, видел, кто приезжал. Прекрасно понимал, что на автомобилях с крутыми номерами прибывали работники КГБ и МВД. Я был уверен, что смерть будут расследовать специалисты рангом повыше моего. И был крайне озадачен, когда почти через месяц мне на стол легли рапорт инспектора уголовного розыска и протокол осмотра трупа Высоцкого. Почему через месяц – не знаю. Скорее всего, они находились где-то на рассмотрении.

– Вот тебе, товарищ капитан, месячный срок. Проверяй и доводи до конца, – сказал начальник отделения милиции.

Я стал внимательно знакомиться с делом. Оказалось, в морг труп не возили и вскрытие не производилось. Свидетельство о смерти тоже не оформлялось. Кроме двух бумажек – ничего! Мы не могли даже взять копию свидетельства о смерти Высоцкого в загсе. Уголовного дела ведь не было. Оригинал свидетельства о смерти – на руках у родственников. При этом меня сильно тревожили упоминания в рапорте участкового о следах на запястьях и ногах тела Высоцкого.

Что я должен был делать в первую очередь, к кому обратиться? Конечно, к родственникам. Звоню матери Высоцкого. Приношу ей соболезнования. Но Нина Максимовна наотрез отказалась вступать со мной в беседу. Пошел к ней на квартиру. После отказа говорить со мной, вынужден был сказать: «Вы что, не хотите узнать правду о смерти вашего сына?». Она посмотрела на меня как-то отстраненно и заявила: «Не чета тебе, капитан, люди меня опрашивали. Полковники из КГБ! Никто с тобой разговаривать не будет».

Выяснилось, что именно мать Высоцкого после его смерти запретила проводить вскрытие. От Нины Максимовны удалось узнать, что в шесть часов утра 25 июля часа два ее опрашивали люди из КГБ. Затем в квартиру вошли сотрудники МВД. Тоже долго беседовали с ней. И только часов в 11 туда допустили инспектора уголовного розыска из 88-го отделения милиции – для осмотра и описания трупа.

Плохо, когда родственники не дают получить объективные данные о смерти. В частности, провести вскрытие тела. Значит, им есть что утаивать. Допускаю, что таким образом не хотят выносить сор из избы.

Первые подозрения

К тому времени у меня уже были подозрения, что Высоцкий умер не своей смертью: ребята из общежития консерватории, оно как раз напротив его дома, рассказали, что в ту ночь Владимир находился в квартире не один… Но нужно было что-то предпринимать. Я решил пойти в Театр на Таганке, к Любимову. Он наотрез отказался общаться. И я отправился бродить по театру. Разговорился с рабочими сцены, в бухгалтерию зашел. За полтора часа понял: не все гладко в этом театральном коллективе. Отношение к Владимиру Семеновичу оказалось полярным. Письменных объяснений в театре ни у кого не брал. Прекрасно понимал, что веду дознание, а расследование еще впереди.

Приезжал на Таганку дважды. Одна из служащих рассказала о концертах Высоцкого. С кем и как он их проводил. И что незадолго до смерти Владимир бросил пить с помощью медикаментозных средств. За несколько дней до трагедии он был приглашен на концерт на чьей-то госдаче. И там произошло то, что ему не понравилось. Высоцкий рассказал о случившемся своим друзьям. Собирался даже песню об этом написать. И буквально сразу его вызвали в КГБ. После чего Высоцкий сделал вывод: в его ближайшем окружении – гэбэшный стукач. Вот тогда-то Высоцкий сорвался по-крупному, снова запил.

…В ту последнюю для Высоцкого ночь в его квартире выпивали. Было несколько человек, в том числе женщины. А легендарный актер, когда выпивал, был, мягко говоря, очень приставучим.

История развивалась так: где-то в промежутке с 23 часов до начала первого ночи эти «друзья», решив, видимо, остудить пыл Высоцкого, связали его по рукам и ногам и положили на лоджию.

Об этом я узнал от актера Янкловича (администратора Театра на Таганке – прим.ред) и врача-анестезиолога Федотова, опрос которых проводил. Они сами все это написали, засвидетельствовали свои показания. Испугались жутко. Почувствовали, что им грозит расследование по уголовному делу.

Так все и было – оставили друга на лоджии. А сами в это время пили, разговаривали. Вспомнили о Высоцком только около четырех утра. Сунулись, а он уже холодный. Перенесли тело в комнату, развязали, вызвали мать. И до шести утра вели переговоры. Потом пошли звонки разные – друзьям, в милицию, в «скорую» и так далее. Стали стряпать медицинские справки, свидетельство о смерти.

Вспоминаю, как во время разговоров с «друзьями» выяснилось, что тело Высоцкого уже после смерти трогали, переносили. Хотя признаваться в этом никто из них не хотел. Во время беседы со мной эти люди множество раз ошибались, проговаривались, юлили. Чувствовалось, что на беседу они шли подготовленными, чтоб лишнего не сболтнуть. Видно было, что сговорились.

Когда побеседовал со всеми, стало понятно, что у Высоцкого слабые сосуды и связывать его надолго ни в коем случае было нельзя, только минут на 10 – 15. Не больше! Между прочим, «друзья» эти очень хорошо были осведомлены о слабых сосудах Владимира. И что контролировать его нужно буквально каждую минуту. Но, по их словам, «не догадывались», что все может так печально кончиться. Хотя Федотов – профессиональный врач. В материалах дознания не акцентировалось внимание на том, чем именно связывали Высоцкого. Для возбуждения уголовного дела нужен был сам факт связывания.

«По неосторожности?»

Основной мой вопрос к судмедэксперту следующий: можно ли было связывать человека с такими слабыми сосудами? И была ли прямая связь между связыванием и смертью? То есть я четко высказал мысль об убийстве по неосторожности. Пришлось писать заявление начальству на продление расследования. Никак не укладывался в отведенный срок. Тем временем судмедэксперт дал свое заключение – по всем вопросам утвердительный ответ.

Самое важное, что во время связывания произошло сдавливание стенок сосудов, что привело к обширному кровоизлиянию. Поэтому родственники и не давали разрешение на вскрытие. Выгораживали друзей или боялись чего-то? Кто же теперь скажет? Но факты – вещь неоспоримая. После того как Янклович и Федотов написали показания, я высказал все, что о них думаю. И написал рапорт на возбуждение уголовного дела в отношении этих двух товарищей. По факту убийства по неосторожности.

А ровно через сутки меня вызывают к руководству. Убеждают подписать отказ в возбуждении уголовного дела. Через сутки компромисс с начальством мы нашли: от возбуждения мне пришлось отказаться, но папку со всеми собранными материалами я забрал с собой. Документы эти до сих пор хранятся в моем архиве. Остаюсь при своем мнении: возбуждать уголовное дело тогда было нужно.

Почему дело прикрыли? Скорее всего, кто-то наверху дал команду. Естественно, по согласованию с семьей Высоцкого. Возможно ли, что его смерть связана с КГБ? А зачем Комитету его убирать? К тому времени он достаточно плотно вписывался в общественную жизнь. Диссидентом не стал. Иногда слышу, что Высоцкий был сильным мужиком. Если судить по песням, по голосу, то – да! А если по жизни… Наркотики – это сила, что ли? Сначала – безволие, слабость, потом – болезнь. Хотя ведь можно было лечиться. Понятно, что риск оказаться в подобной ситуации при малейшем стрессе очень велик. Но загубить себя к сорока годам? И где же тут сила? Позже я узнал, что Федотов и Янклович вскоре после смерти Высоцкого уехали из страны. Один – в Израиль, другой – в США. Боялись продолжения следствия. Но правда, какой бы тяжелой она ни была, все равно свой путь к людям найдет…», – такой вывод сделал из своего рассказа Павел Николаев.

Или «речь идет об убийстве…»

Версии о том, что Высоцкий умер не своей смертью, выдвигали и другие. О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести «Владимир…». Говорили, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он не раз предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы. Его личный врач Анатолий Федотов вспоминал: «Несколько раз я делал «вшивку». Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы…».

В передаче телеканала, посвященной гибели Высоцкого, прозвучало одно очень важное свидетельство Ольги Свиридовой, гражданской жены близкого и преданного Высоцкому друга – Всеволода Абдулова:
– Сева сказал мне тогда: « 24-го июля я приехал к нему. Ничего не предвещало беды. Все было нормально. Уехал я от него вечером. Все было хорошо. Утром 25-го мне позвонили и сообщили о смерти Володи. Я собрался и поехал туда. …Считаю, что речь идет только об убийстве. Люди из окружения. Он умер не своей смертью. Ему помогли…».

На эту же тему по телевидению было озвучено еще одно свидетельство: соседа Высоцкого по дому. По его словам, в шампанское, которое пили в тот вечер в квартире Высоцкого, якобы был подмешан яд.

Однако, поскольку вскрытия не проводилось, то такой факт установлен не был.

Писатель Федор Раззаков написал на тему гибели Высоцкого целую книгу. «Возможно, – утверждает он, – кому-то было выгодно то, что Высоцкий «на игле», в полной зависимости, и годы его сочтены. Думать, что здесь обошлось без КГБ, наивно. Предположим, Высоцкого не хотели сажать за наркоту, чтобы не делать его в глазах народа “узником”. Но почему его не лечили от наркомании и не перекрыли доступ к наркотикам? Почему последние дни он провел в агонии, а его не везли в больницу друзья-врачи, которые по какому-то неписаному правилу отвечали за здоровье барда? Уверен, что в архивах КГБ есть ответы на многие вопросы», – утверждает Раззаков.

Однако обвинять КГБ в распространении наркотиков и потворствовании наркомании Высоцкого – полная чепуха! Во-первых, поэт не был диссидентом, у него был заграничный паспорт, и он много раз свободно выезжал за границу. А тем, кто был у КГБ «под колпаком», в те времена такого не позволяли. Смерть Высоцкого наступила в год Олимпиады, когда руководству СССР совсем не нужны были скандалы или народные волнения, которыми обернулась бы смерть любимого в народе барда. Ведь в день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена народом, проститься со своим кумиром пришли десятки тысяч москвичей. Марина Влади сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..».

«Забирайте его утром!»

Итак, никакое «ужасное КГБ» не могло быть причастно к убийству Высоцкого, если оно и в самом деле произошло. Но кто же тогда? И тут снова упоминают о враче Федотове и других, кто был рядом с поэтом в ту роковую ночь. В уже упомянутой книге Федор Раззаков пишет, что накануне гибели поэта «Федотов и Янклович заехали в Институт имени Склифосовского, где Федотов попросил у врача Леонида Сульповара хлоралгидрат для Высоцкого – видимо, получение препарата легальным путем должно было обеспечить алиби Федотову. Это довольно токсичное лекарство назначают при перевозбуждениях, однако оно противопоказано больным с нарушениями функций печени и почек, а также при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. У Высоцкого эти болезни были. Сульповар отказался выдавать лекарство. Однако просителям удалось-таки уговорить…

Оксана Афанасьева (последняя девушка Высоцкого – прим. ред.) вспоминает: «С одной стороны, он (Федотов) колол успокаивающее, снотворное, а с другой – вводил тонизирующие препараты. Он делал настолько странные вещи, что даже я удивлялась…» Высоцкий должен был замолчать навсегда, но этого не случилось. Причем по случайности. Дело в том, что сосед Высоцкого по подъезду Валерий Нисанов (он жил двумя этажами выше – на десятом) тоже не доверял Федотову. Поэтому вечером 23 июля он позвонил все тому же врачу Склифа Сульповару и попросил его приехать к Высоцкому. Тот согласился и взял с собой еще и Станислава Щербакова. Именно эти двое и предотвратили в тот день возможное убийство Высоцкого. Вот как об этом вспоминает Щербаков: «Когда мы узнали, в каких дозах и в каких смесях хлоралгидрат будет применяться, мы с Леней стали на дыбы! Решили сами поехать на Малую Грузинскую. Реанимобиль был на вызове, мы сели в такси. Приезжаем, открывает дверь какая-то девушка. На диване под одеялом лежит человек… Это был Федотов – тогда я в первый раз с ним столкнулся…».

Судя по всему, Федотов должен был накачать Высоцкого хлоралгидратом и оставить одного. После чего врач должен был лечь спать, чтобы обеспечить себе алиби: дескать, все произошло без его ведома.

А подтвердить это должен был свидетель – Оксана Афанасьева, та самая девушка, которая открыла нежданным гостям дверь. Именно такая ситуация и произойдет два дня спустя, когда Высоцкий все же умрет.

Вернемся к рассказу Щербакова: «… видим: Высоцкий в асфикции – Федотов накачал его большими дозами всяких седативов. Он лежал практически без рефлексов… У него уже заваливается язык!.. Видим, что дело очень плохо. Но ведь и Федотов – реаниматолог-профессионал! Я даже не знаю, как это назвать – это не просто халатность или безграмотность!.. Мы пытались у него узнать: что он делает, по какой схеме… Федотов не очень-то распространялся, но мы поняли, что от промедола он хочет перейти к седативным препаратам – седуксен, реланиум, хлоралгидрат… В общем, через всю «седативу», минуя наркотики. Но это неправильная позиция! И теперь абсолютно ясно, что Высоцкого просто «проспали», – делает вывод Раззаков. Кстати, приехавшие из Склифа врачи предложили немедленно отвезти Высоцкого в больницу, но Федотов в категорической форме воспротивился.

– Приезжайте 25-го утром и забирайте! – предложил он. Но 25-го утром пришлось забирать уже труп поэта…

Так кому же это было выгодно?

Быть может, разгадка тайны гибели Высоцкого кроется в словах капитана милиции Николаева, который в конце своего интервью сообщил, что два человека, которые в ту роковую ночь находились в квартире Высоцкого – врач Федотов и главный администратор Театра на Таганке Янклович – сразу, как только началось следствие, уехали за границу. Следы ведут именно туда?

И в самом деле, ведь загадочная смерть такого популярнейшего человека в год Олимпиады, которую США бойкотировали, с обвинением в адрес КГБ в злодейском устранении «неугодного Кремлю» барда вполне могла быть выгодна тем, кто уже тогда вел активную работу по развалу СССР.

Не случайно же потом живущий в Израиле публицист Марк Эпельзафт опубликовал на интернет-сайте «9 канал» вызвавшую громкий резонанс статью «Побег, который не удался», в которой выдвинул версию о том, что Высоцкого убили за то, что он будто бы «планировал бежать из СССР в США».

Некоторые, конечно, при этом иронически усмехнуться: опять, мол, и тут «коварные происки Запада»! Да еще столько лет прошло… Но вспомним про громкое убийство Распутина – только через сто лет в Англии признали, что «святого старца» на самом деле убил в Петрограде английский агент. Так может, прав был следователь Николаев, когда намекал, что «правда, какой бы тяжелой она ни была, все равно свой путь к людям найдет…»?

Владимир Семенович Высоцкий в своей достаточно короткой жизни обладал поистине настоящим талантом и творческим гением, масштаб которого настолько очевиден и понятен каждому, равносильно дару Пушкина. Именно уход из жизни Высоцкого символизировал конец золотой эпохи советского искусства. Однако память о нем и его творчестве в наши дни только усиливается, вследствие чего многие начинают задаваться вопросами о том, как уходил из жизни великий артист. Для того, чтобы еще объективнее раскрыть данную великую личность следует описать смерть Высоцкого . Последние три года жизненного пути Высоцкий был подвержен самой страшной зависимости – наркотической. В частности, первые контакты артиста с наркотиками отнесены к семьдесят шестому году двадцатого века. Причиной, согласно которой он подсел на иглу, заключается в том, что один врач посоветовал ему делать инъекции морфия для того, чтобы максимально быстро выйти из алкогольного запоя.

Есть версия, что наркотики Высоцкому предложила агентура КГБ, так как тексты его песен с одной стороны были полностью безобидными, но с другой по – своему сеяли вольнодумство среди граждан, прививая нелюбовь к существовавшей тогда государственной системе. В данном аспекте смерть Владимира Высоцкого им была как нельзя выгодна. Однако данную версию окончательно подтвердить на сегодняшний день не удастся. К употреблению наркотиков великий артист отнесся с большим усердием, так как они давали возможность расслабления и полного умиротворения без проявления каких-либо внешних визуальных эффектов, что нельзя было сказать об употреблении алкогольных напитков. Также он должен быть постоянно в бодром расположении духа, так как это требовал его жесткий рабочий график и высокий статус в обществе СССР. До семьдесят седьмого года наркотические вещества не играли решающей роли в жизни барда. Ситуация резко обострилась только к семьдесят восьмому году. Стоит отметить, что в те года морфий не считался особенно серьезным наркотиком, и его принятие в повышенных количествах относилось к невинному злоупотреблению.

Клиническая смерть, которую пережил Высоцкий, находясь в Бухаре, произошла вследствие употребления им препарата неизвестного состава, проданного ему на рынке вместо морфия. В 1980 году его наркотическая зависимость приобретает острый и мучительный характера. Он даже сделал болезненную очистку крови, находясь в клинике расположенной в Париже. Что касается событий, которые произошли в момент его смерти в ночь с двадцать четвертое на двадцать пятое июля, то в данном вопросе есть множество белых пятен и неясностей. Согласно официальной версии смерть Высоцкого наступила от инфаркта. Однако после, врачи из института Склифосовского утверждали, что великий артист, находясь под сильнейшим воздействием определенного антидепрессанта, попросту задохнулся своим собственным языком, который завалился в таком положении, что не дал доступа воздуха в дыхательные пути. Тот врач, который находился на момент смерти барда в его квартире, данную ситуацию пропустил, так как после дня нахождения на дежурстве, сильно устал и заснул. Несмотря на то, что у артиста с детства было больное сердце, он сумел продержаться впечатляющее количество времени под губительным воздействием наркотических средств, что говорит о том, что у него был по — настоящему твердый характер и железная выдержка. Несмотря на его болезненный уход из жизни, он сумел умереть так, как подобает настоящему герою – с высоко поднятой головой.

Причина смерти Высоцкого. Что случилось на самом деле?

Уход из жизни Владимира Высоцкого, о котором с одной стороны известно очень много, в определенных аспектах содержит в своей сущности очень много загадок и неясностей. Информационные данные об уходе жизни великого артиста были получены исключительно со слов лиц, которые имели с ним определенное знакомство. Но у таких свидетельских показаний в большой вероятности может преобладать недостоверный характер, так как многим попросту выгодно сеять неправду в рассматриваемом вопросе. На сегодняшний день можно предпринять попытку по розыску всех тех лиц, которые находились в квартире артиста на момент его смерти, тех кто, сообщил его жене о случившемся несчастье, но даже если все эти попытки увенчаются успехом, причина смерти Высоцкого останется неизвестной. Стоит отметить, что различные слухи, касательно смерти рассматриваемого великого артиста начали проявляться до его реального ухода из жизни. Некоторые высказывали мысль, что он покончил жизнь самоубийством путем вскрытия вен, другие утверждали, что бард выстрелил себе в голову из пистолета. Всевозможные сплетни появлялись моментально.

Однако Высоцкий очень часто находился в реанимационных процедурах, в своей жизни перенес определенное количество смертей клинического вида и оказывался в дорожно-транспортных происшествиях. В частности, когда он находился в гостях у актера Александра Абдулова, ему резко стало очень плохо. Моментально была вызвана бригада скорой помощи, однако санитары очень упорно отказывались его транспортировать в клинику, так как они боялись, что он умрет в дороге. Максимально точная причина смерти Высоцкого так и не была установлена. Причиной этому моменту служил полный отказ родственников от осуществления процедуры вскрытия тела великого артиста. Многие думают, что он умер от несовместимого с жизнью принятия наркотических средств. Другие ссылаются на то, что в ночь его смерти, он задохнулся от собственного языка, под воздействием повышенной дозы веществ расслабляющего характера. Однако по официальной версии, подтвержденной медицинским заключением, он умер от недостаточности сердечного типа. Стоит отметить, что о проблеме артиста в отношении наркотических средств знало много лиц, примерно столько же, сколько знали о том, что Высоцкий подвержен алкогольной зависимости. Чтобы соскочить с наркотической иглы он проходил многочисленные курсы лечения в клиниках различных государств, использовал различные методы народного характера, но все равно возвращался к наркотикам.

Высоцкий покинул наш мир в середине проведения Олимпийских игр, которые проходили в Москве, вследствие чего государственные службы пытались максимально тщательно скрыть данный факт от общественности, однако у них ничего не вышло. Только в некоторых официальных периодических печатных изданиях был размещен небольшой некролог о том, что великий артист умер от инфаркта. Стоит отметить, что всевозможные попытки скрыть настоящие предпосылки смерти барда властями послужили тому моменту, что причина смерти Владимира Высоцкого приобрела загадочный и неподтвержденный характер. Великого барда в момент похоронной процессии провожали около пятидесяти тысяч человек, причем много было тех, кто приехал проститься с ним, из других городов и также была некоторая часть граждан, прибывших из других стран. Данный факт говорит о том, что творчество Высоцкого уже было признано при его жизни и сейчас всенародная любовь к его гению и масштабному таланту только усиливается, несмотря на то, что в обществе уже возмужало новое молодое поколение, которое с уважением и пониманием ценит его существенный вклад в искусство.

Последние дни жизни Владимира Высоцкого

Судьба Владимира Высоцкого была по-своему столько триумфальной, сколько и трагической. Великий артист и бард, он своими песнями и актерскими образами в театре и кино полностью раскрыл свой многогранный творческий гений, вследствие чего публика его признала при жизни и до сих пор слава о его несомненном вкладе в национальное искусство только увеличивается.

Однако последние дни жизни Высоцкого были тяжелыми и мучительными, вследствие его пристрастия к наркотическим и расслабляющим препаратам. Чтобы раскрыть последние жизненные мгновения великого человека следует отобразить их в виде хроники:

— Двадцать второго июня восьмидесятого года двадцатого века Высоцкий дает один из своих последних концертов в Калининграде. Стоит отметить, что именно на нем ему становится по-настоящему очень плохо;

— Третьего июля было выступление Высоцкого в подмосковных Люберцах, где он уже заметно выглядел нездоровым, однако, вместо стандартного полуторачасового концерта смог отыграть на сцене два часа;

— Четырнадцатого июля великий бард исполнил в Москве песни из последнего своего репертуара;

— Шестнадцатого июля он проводит свой заключительный концерт в городе Королев;

— Восемнадцатого июля Высоцкий в последний раз играет в театре, расположенном в Москве рядом со станцией метрополитена Таганка, свою знаменитую роль Гамлета;

— Двадцать пятого июля он умирает в своей постели по официальной версии от острой недостаточности сердечного характера.

Великий артист был похоронен двадцать восьмого июля. Местом, , является Ваганьковское кладбище. Причину его смерти на сегодняшний день точно указать невозможно, так как вскрытия тела, по решению родственников не последовало. В связи с этим существует очень много версий его ухода из жизни, предоставленных врачами, а также близкими друзьями Высоцкого. В большинстве случае они носят неправдоподобный характер.

Несмотря на то, что проходили Олимпийские игры в Москве, и государственными властями было издано решение об ограничении въезда в столицу граждан из других городов, многим удалось попасть на церемонию прощания с великим человеком. Стоит отметить, что есть версия, заключающаяся в том, что после захоронения Высоцкого, его родственники эксгумировали останки и увезли с собой, таким образом, его могила может быть пустой.