Меню
Бесплатно
Главная  /  Утки  /  Сокол пос художников многодетная семья. Велопрогулка: Поселок «Сокол. Посёлок во время войны

Сокол пос художников многодетная семья. Велопрогулка: Поселок «Сокол. Посёлок во время войны

Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основан в 1923 году. Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом ещё в конце XIX века. В 1903 году появился проект строительства в Москве на Ходынском поле подобного города-сада, но идея не была реализована. Уже в советское время московские окраины предполагалось застроить коттеджными посёлками со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.




Вероятно, через пару лет до поселка Сокол можно будет доехать на электричке, от станции надо будет пройти всего метров двести. С начала прошлого века здесь проложены железнодорожные пути Малого кольца МОЖД, в 1908 году построили станцию Серебряный Бор с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок. Некоторые постройки сохранились, утратив детали оформления фасадов. Окружная железная дорога протяжённостью 54 километра была задумана как транспортная развязка для переброски грузов на основные радиальные магистрали. В разные годы кольцо использовалось и для перевозки пассажиров.


Станция. 1990-1995 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/105962


1907-1908 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/85707


Будка централизации стрелок. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/22866

С 2012 года Правительство Москвы реализует программу реконструкции этой железной дороги, с осени 2013 года проводится замена путей.


Неопознанная постройка начала прошлого века


1925-1935 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/20369

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Спустя два года в свежеобразованное товарищество Сокол вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.

Из нескольких версий происхождения названия самая распространённая связана с районом Сокольники на противоположном конце города. Там действительно было много дачных участков и новый посёлок якобы должен был к ним присоседиться. Но что-то пошло не так, строительство перенесли в село Всехсвятское. Но на уже изготовленной печати товарищества был изображён сокол, отсюда и название.

Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно 9 соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека.


Улица Поленова, 8. 1930-1950 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/3581


"Сторожевая башня" Весниных. 1924 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/14060


Улица Сурикова, 22. 1923-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/8270

Поселок разрезают на участки несколько улиц, которые с 1928 года стали носить имена русских художников: улица Брюллова (с 1923 по 1928 год - Столовая), улица Венецианова, улица Верещагина (Уютная), улица Врубеля (Центральная), улица Кипренского (Вокзальная), улица Крамского, улица Левитана (Парковая), улица Поленова (Большая), улица Саврасова (Чайковского), улица Серова, улица Сурикова (Телефонная), улица Шишкина (Школьная). Переименование было инициировано художником Павлом Павлиновым для увековечивания памяти великих русских живописцев. С тех пор Сокол получил неофициальное название - Поселок художников.


Современная схема посёлка Сокол:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Poselok_Sokol_plan.jpg?uselang=ru

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А.Челинцева засажена определённой породой деревьев. На улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова - клёны татарские, на улице Кипренского - клёны остролистные, на улицах Шишкина и Врубеля - ясени, на улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные, на улице Саврасова - тополя.

18 мая 1935 года в небе над Соколом произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 "Максим Горький", который пилотировал Николай Журов, буквально рассыпался в воздухе после столкновения с истребителем сопровождения. Виновником трагедии считали пилота И-15 Николая Благина, взявшегося выполнять фигуры высшего пилотажа и не справившегося с управлением. Вскоре органы НКВД выяснили, что лётчик совершал манёвры вокруг гиганта с санкции руководства ВВС, чтобы кинооператор с другого самолёта зрелищно запечатлел этот демонстрационный полёт. Так или иначе погибли 11 членов экипажа, 38 пассажиров АНТ-20 и летчик-испытатель Благин. Они с почестями были похоронены на Новодевичьем кладбище. Среди жителей посёлка жертв не было.


Обломок фюзеляжа упал на дом № 4 по улице Левитана: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/30586


"Красный пантеон" Новодевичьего кладбища

В 1936 году кооперативное строительство было свёрнуто и окрестности стали застраиваться многоэтажками. Таким образом, улица Врубеля, изначально задуманная как центральная, стала границей поселка Сокол.

Многоквартирные дома на улицах Врубеля и Саврасова

В 1938 году в центре поселка возвели родильный дом № 16, который до сих пор используется по назначению. Во дворе постоянно можно увидеть взволнованных пап, ожидающих пополнения в своих семьях.

В деревенскую идиллию вторглись и несколько многоквартирных домов, возведенных в 1920-1930-е годы согласно новой концепции - строительства рабочих городков.

После войны поселок подключили к общегородской канализации, многие дома капитально отремонтировали, большинство бревенчатых домов обили досками и покрасили. Тогда же провели замену печного отопления на местное водное с использованием водонагревательных котлов, работавших на каменном угле. В 1963-1964 годах в посёлок провели газ.

Датой рождения поселка можно считать март 1923 г. Поселок был организован как жилищно-строительный кооператив. Для Москвы 1920-х это было делом новым и популярным. Планы переустройства Москвы 1920-х – «Новая Москва» , и «Большая Москва» С. Шестакова – предполагали строительство вокруг города зеленых поселков. Такие пригороды должны были состоять из невысоких домов, со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.

Повсюду велось строительство, перестраивались старые дома, возводились новые. Профессиональные сообщества строили жилье для своих сотрудников.

Тогда и образовалось кооперативное товарищество «Сокол». В него вошли сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Вступление в товарищество означало выплату немалых денежных взносов: 10,5 золотых червонцев вступительных, 30 - при выделении участка и 20 - при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет.

Первоначально предполагалось построить экспериментальный поселок, точнее, жилой комплекс, который мог стать образцом для создания других поселков на окраинах Москвы. Это должно было быть дачное хозяйство с общим визуальным пространством: глухих заборов не предполагалось, возле домов оставались большие зеленые участки.

Поселок предполагалось построить в районе Сокольников. Для кооператива была выбрана эмблема: летящий сокол держал в когтях домик. Однако геодезические исследования показали, что строительство жилого комплекса в том районе невозможно. Выбрали другое место – недалеко от села Всехсвятское, но эмблему решили оставить, а поселок получил звучное имя. Позднее так была названа и станция метро.

Дома для поселка проектировали блестящие московские архитекторы А. Щусев, Н. Марковников, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов.

Для архитекторов это была возможность создания маленького идеального городка со свободной планировкой улиц, связь архитектуры и окружающей среды, игра с пространством, которая и сейчас завораживает тех, кто оказался в поселке.

На строительство ушло десять лет. Общая площадь поселка составила 20 гектаров. При этом нестандартные архитектурные, пространственные решения дают ощущение огромности.

Дома были нескольких видов. Односемейный дом включал в себя мансарду, четыре жилые комнаты, гостиную, кухню и большую террасу с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Одинаковых домов в поселке нет. Это рубленые избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобные английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

При строительстве впервые был применен фибролит (спрессованная с цементом древесная стружка). Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

К 1926 г. под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Однако в начале 30-х годов у поселка изъяли половину арендованной им земли.

Сейчас поселок привлекает названием улиц, недаром «Сокол» еще называют «Поселком художников». Идея давать улицам имена художников принадлежала одному из застройщиков, художнику-графику, профессору ВХУТЕМАСа П. Павлинову, но первые улицы имели достаточно простые названия: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.

Большое внимание уделялось озеленению поселка. Высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Продуманы были все детали: дизайн уличных фонарей, скамеек.

Поселок жил единой коммуной. Было разработано и построено множество общественных объектов: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Каждая семья, каждый участник коммуны был привлечен к созданию поселка. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.

В поселке работали детский сад, пионерский лагерь, множество творческих и технических кружков.

Золотое время для поселка продлилось около 10 лет.

8 мая 1935 г. на поселок рухнул самолет-гигант «Максим Горький». И хотя никто из жителей не пострадал, авария стала предзнаменованием тяжелых времен, наступающих для поселка и его обитателей. Часть земли отобрали под постройку многоквартирных домов.

В 1937 г. правительственным постановлением поселок Сокол стал собственностью Моссовета. Кооперативы по всей Москве были свернуты. Дома постигла участь многих жилых домов: жителей уплотняли, к хозяевам подселяли чужих людей. Не обошли поселок и репрессии.

«Сокол» переставал быть окраиной. Москва расширялась, и такое использование земли не могло не раздражать московское правительство. Только сплоченность жителей поселка могла противостоять угрозам.

В октябре 1958 г. вышло распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола Управлению делами ЦК КПСС. После четырехлетней тяжбы жителей поселка с властями решение отменили.

Жителям удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смеет посягнуть, но он будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

В 1989 г. поселок «Сокол» перешел на самоуправление. В 1998 г. был открыт музей поселка, в нем собраны фотографии, воспоминания старожилов и даже обломок упавшего на него самолета АНТ-20 «Максим Горький».

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.










































  • История и современность посёлка Сокол

    Посёлок «Сокол» - памятник градостроительства первых лет советской власти. В 1918 году архитекторами И.В. Жолтовским и А.В. Щусевым был создан Генеральный план «Новая Москва». План предусматривал создание на окраинах Москвы множества малых центров, задуманных как города-сады, напрямую связанных с историческим центром столицы транспортными магистралями.

    Сокол стал первым экспериментальным шагом в осуществлении этого проекта, который должен был послужить эталоном для дальнейшего жилищного строительства. Строительство посёлка началось осенью 1923 года в соответствии с генеральным планом «Новая Москва». В то время в Москве активно осваивался район «Сокольники», где первоначально планировалось разместить посёлок, в связи с этим его и назвали «Сокол». Но из-за сырости почвы от этого района отказались, а под застройку был выделен участок между селом Всехсвятское и станцией «Серебряный Бор» Московской Окружной железной дороги. На месте, где построен посёлок, во времена его застройки была свалка завода «Изолятор» и пустырь, на котором росли несколько сосен. Когда-то здесь была часть Всехсвятской рощи, пострадавшая от урагана 1911 года.

    После перенесения строительства посёлка из района «Сокольники» было решено сохранить название, чтобы не менять документацию и эмблему: летящий сокол с домиком на лапах.

    По первоначальному проекту посёлок должен быть окружён с запада cелом Всехсвятским, с юга Песочной улицей и густым сосновым парком, в глубине которого с дореволюционных времён находился санаторий «Ромашка» (на месте современного дома 12 строение 14 по улице Алабяна), с востока - Окружной железной дорогой, с севера - Волоколамским шоссе.

    Улица Врубеля должна была делить посёлок пополам. Сегодня посёлок расположен между улицами Алабяна, Левитана, Панфилова, Врубеля и Малым Песчаным переулком. Проект посёлка создавался в эпоху нэпа выдающимися русскими архитекторами и деятелями искусств, среди которых: академик А.Б. Щусев, Н.В. Марковников, П.Я. Павлинов, братья Веснины, П.А. Флоренский, Н.В. Колли, И.И. Кондаков и др.

    Первым председателем правления посёлка был избран председатель профсоюза художников В.Ф. Сахаров. Это определило вступление в кооператив нескольких известных московских художников и скульпторов, сыгравших существенную роль в жизни посёлка.

    Главным архитектором посёлка и его жителем (дом 12/24 по улице Шишкина) был архитектор Николай Владимирович Марковников (1869-1942 гг.). Строительство велось под руководством прораба А.К. Лукашова (Верещагина улица, 4) и десятника Е.А. Гаврилина (Сурикова улица, 20). Посёлок построен полностью на средства застройщиков, которыми становились только состоятельные люди, поскольку членство в кооперативе обходилось недёшево: 10 золотых червонцев при вступлении в Товарищество, 30 - при выделении участка, 20 - при начале постройки. Стоимость одного коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Те, кто не мог внести пай в кооператив на отдельный коттедж, могли рассчитывать на более дешёвую квартиру в шестиквартирных домах. Застройщиками посёлка стали партийные деятели, работники наркоматов, экономисты, врачи, преподаватели, художники, техническая интеллигенция, рабочие завода «Изолятор». Было разработано несколько вариантов генерального плана посёлка «Сокол» при участии академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева, архитекторов Николая Владимировича Марковникова, братьев Весниных - Леонида Александровича и Виктора Александровича. По утверждённому плану, подписанному В.А. Весниным, предполагалось выстроить 320 домов. Однако данный проект не был реализован полностью - вся площадь была разбита на 270 строительных участков, в среднем по 200 квадратных сажень каждый. Первое собрание застройщиков постановило строить посёлок с большим запасом зелёных площадей и минимальной допустимой площадью застройки, с малыми двух и одно квартирными домами, с удобными путями сообщения, связывающими посёлок с центром. Не допускались глухие заборы и запрещалось осваивать более трети участка. Главный проспект посёлка (Большая улица, ныне улица Поленова) - в 20 сажень шириной (около 40 метров) позволял иметь значительную площадь насаждений, с двухрядной посадкой деревьев с каждой стороны. В первоначальном проекте улицы назвались иначе, чем сейчас: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная. Новые названия в честь русских художников (Шишкина, Саврасова, Поленова, Брюллова, Кипренского, Верещагина, Серова, Крамского, Сурикова, Левитана) появились, когда посёлок уже заселялся, а вместе с ними и легенда, что здесь эти знаменитые художники жили, дабы обезопасить себя от покушений на землю. Эта идея принадлежала одному из застройщиков, художнику-графику, одному из ведущих профессоров ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) Павлу Яковлевичу Павлинову (Сурикова улица, 23Б). К концу 1924 года первый квартал домов между улицами Сурикова, Кипренского, Левитана и Поленова был «сдан под ключ».

    Первыми в стране здесь стали осваивать опыт самоуправления товариществом, которое назвали «Жилищно-строительное Кооперативное Товарищество «Сокол». На общественных началах жителями были организованы: магазин (1926 г.), детский сад, столовая, библиотека, спортивные площадки, клуб-театр, кружок детской игрушки (под идейным руководством директора музея игрушки Н.О. Бартрам), кружок танцев (преподавала ученица Айседоры Дункан), первая в Москве ячейка «Общества друзей зелёных насаждений» (организатор агроном Н.И. Любимов), пошивочная артель «Женский труд» (организатор А.Г. Любимова).

    Кооператив «Сокол» создавался на базе строительной компании, которая использовала его как выставочную площадку, где представлялись лучшие образцы малоэтажного строительства. Первоначально было спроектировано три типа домов: бревенчатые, имитирующие русское зодчество, каркасно-засыпные, подобные английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

    В 1936 году постановлением Верховного Совета СССР деятельность жилищных кооперативов была прекращена. Кооператив ликвидирован, Правление посёлка перестало функционировать, и все дома в посёлке перешли в собственность города.

    В начале 1930-х гг. у посёлка «Сокол» изъяли более половины его территории от улицы Врубеля до Волоколамского шоссе. На этой территории за 4 года построили 18 домов для работников НКВД (до наших дней дошли 2 дома), котельную и клуб.

    Во время сталинских репрессий почти в каждом доме были массовые аресты.

    В 1941 году немецкая армия подошла к Москве. Сокол был расположен в самом начале Волоколамского пути, откуда наступали немцы. Осенью 1941 года Сокол стал частью второй линии обороны на границе Москвы: женщины и дети пилили сосны парка для сооружения оборонительной линии вдоль Окружной железной дороги и в самом посёлке. Баррикада с амбразурами, противотанковым рвом и надолбами протянулась через всю территорию посёлка. На посёлок упало 13 фугасных бомб. Несколько строений сравняли с землёй, бомба попала в бомбоубежище дома №17 по улице Сурикова и убила пятерых членов семьи Шатиловых.

    После Великой Отечественной войны жильцов посёлка насильно уплотнили, их дома превратили в коммуналки согласно нормам 6 метров на человека.

    В 1946-1948 гг. все дома посёлка подключили к городской канализации (до того были выгребные ямы) и установили на кухнях газовые плиты.

    В начале 1950-х годов, когда в Москве развернулось массовое жилищное строительство, посёлок «Сокол» оказался под угрозой сноса. Началась борьба жителей посёлка за его сохранение, ведь его территория всегда представляла «лакомый кусок» для застройщиков.

    В 1979 году Моссовет принял архитектурно-планировочный комплекс «Сокол» на государственную охрану как «памятник градостроительства первых лет советской власти».

    Посёлок стал третьим в списке памятников того периода истории, после Мавзолея и Северного речного вокзала. Это защитило его от сноса, но не дало средств для поддержания и ремонта. Райисполком написал что 15 лет не может финансировать содержание посёлка, и до 1989 года жители сами подметали улицы.

    В 1989 году жители посёлка приняли решение воссоздать территориальное общественное управление (ТОС) с целью сохранения «Сокола». К тому времени, когда организовали самоуправление, в 6-ти домах вышло из строя отопление, на половине домов текли кровли, в посёлке не осталось ни одного дворника, а у района не было средств на ремонтные работы.

    Общественность посёлка создала агентство «Сокол», которое оказывает юридические, бухгалтерские и организационные услуги коллективам работников и отдельным лицам, выполнявшим работы по договорам. По уставу агентства его создатели работали в нём на общественных началах, а вся прибыль от деятельности направлялась на ремонт и благоустройство посёлка.

    Самоуправление сумело подготовить к зиме 1989 года все дома посёлка. В 1991 году Совет «Сокол» добился передачи на баланс самоуправлению жилых и части нежилых строений на территории памятника. На 75-летие посёлка был создан музей посёлка «Сокол». Директор музея - Екатерина Михайловна Алексеева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.

    В 2013 году посёлку исполнилось 90 лет. За те годы, что прошли с начала строительства, посёлок оказался практически в центре мегаполиса и чудом сохранился до наших дней. В настоящее время в посёлке «Сокол» насчитывается 117 домов. В них по-прежнему живёт немало известных людей.

    Сейчас посёлок «Сокол» это ещё и круглосуточно открытый городской парк с богатейшей коллекцией из тысяч единиц зелёных насаждений. Его улицы одно из любимых мест прогулок жителей окрестных микрорайонов. Здесь круглый год можно встретить на пленэрах студентов Московского художественного института имени Сурикова, Архитектурного колледжа и прочих художественных ВУЗов Москвы.

    Однако постепенно один за другим старые деревянные домики, которые помнят первых жителей посёлка уходят в небытиё, а их место занимают навороченные коттеджи новоиспеченных нуворишей, поражающие своим безвкусием и непредумышленным китчем. Визуальное насилие завершают пятиметровые заборы, которые лишают посёлок Сокол его ценности «памятника градостроительства первых лет советской власти». Теперь это памятник градостроительного беспредела, который творится здесь последние два десятилетия.

  • Архитектурные памятники посёлка Сокол

  • Алабяна улица, 8/2

    посёлок Сокол, Алабяна улица, 8/2, метро «Сокол»

    Дом в глубине яблоневого сада сохранил первоначальную застройку и внешний вид.


  • Левитана улица, 4

    посёлок Сокол, Левитана улица, 4, метро «Сокол»

    Жилой дом 1923-1933 гг. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.


    В 1935 году этот дом пострадал и попал в сводки новостей. 18 мая 1935 г. в небе над посёлком «Сокол» в результате столкновения с истребителем сопровождения произошло крушение крупнейшего советского самолёта АНТ-20 «Максим Горький». Обломки самолётов упали на посёлок. Все находившиеся на борту самолётов погибли, но среди жителей посёлка жертв не было.


  • Дом-мастерская художника А.М. Герасимова

    посёлок Сокол, Левитана улица, 6А, метро «Сокол»

    Здесь жил народный художник СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.).

    Дом построен 1936 году по проекту А.М. Герасимова.


  • Левитана улица, 10

    посёлок Сокол, Левитана улица, 10, метро «Сокол»


  • Левитана улица, 20

    посёлок Сокол, Левитана улица, 20, метро «Сокол»

    Жилой деревянный дом 1930-х гг. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.

    Одно из немногих строений, сохранивших свой первоначальный вид.


  • Здание комплекса железнодорожной станции «Серебряный Бор»

    посёлок Сокол, Панфилова улица, 6А, метро «Сокол»

    Построено в начале XX века в стиле модерн под руководством автора ГУМа архитектора Александра Никаноровича Померанцева.

    Комплекс зданий железнодорожной станции «Серебряный Бор» с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок построили в 1908 году на Окружной железной дороге. Некоторые здания сохранили аутентичный вид, другие – частично или полностью утратили детали исторического оформления фасада. Железнодорожная станция «Серебряный Бор» Московской Окружной железной дороги была главным транспортным узлом посёлка Сокол – именно на неё ориентирована улица Врубеля (бывшая улица Центральная).


  • Сурикова улица, 3

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 3, метро «Сокол»

    Жилой дом 1930-х гг. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.

    Один из узнаваемых проектов жилого дома, автором которого являлся архитектор Н.В. Марковников.


  • Верещагина улица, 2/8

    посёлок Сокол, Верещагина улица, 2/8 (Сурикова улица, 8/2), метро «Сокол»

    Двухэтажный жилой дом 1929 года постройки. Архитектор И.И. Кондаков.


  • Сурикова улица, 9/1

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 9/1, метро «Сокол»

    Деревянный дом 1924 г. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.


  • Двухэтажный шестиквартирный дом

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 14/2, метро «Сокол»

    Построен в 1930-х гг. Архитектор Н.С. Дюрнбаум. Снесён в начале 2009 года.

    Двухэтажный шестиквартирный дом был построен в 1930-х гг. для организаций «Заготзерно» и «Мосхлеб». До войны на крыше дома был устроен бассейн. Здесь жил киноактёр Всеволод Сафонов. Снесён в начале 2009 года. В настоящее время на его месте стоит особняк, не имеющий ничего общего с исторической застройкой посёлка.


  • Центральная площадь посёлка «Сокол» («Площадь Звезды»)

    посёлок Сокол, Центральная площадь, метро «Сокол»

    Образована на пересечении улиц Поленова, Сурикова, Шишкина.

    В разных частях площади размещены: гранитный памятник жителям посёлка Сокол, погибшим в Великую Отечественную войну, памятный знак в виде цифр, которые отображают количество лет со дня основания посёлка и детская площадка.


  • Сурикова улица, 16/7

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 16/7, метро «Сокол»

    Жилой дом 1923 г. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.

    Фасад дома обращён на центральную площадь посёлка – площадь Звезды. В саду произрастает дивный виноград и цветы.


  • «Сторожевая башня» братьев Весниных

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 19/5 (Поленова улица 5/19), метро «Сокол»

    Жилой 2-х этажный дом 1923–1924 гг. постройки. Архитекторы братья Веснины.

    Четыре жилых дома в виде двухэтажных сторожевых башнен по проекту братьев Весниных украшали начало и конец улицы Поленова. Этот дом, обращённый к центральной площади посёлка, подвергся переделке для нового владельца по проекту архитектора посёлка Михаила Александровича Посевкина в 2000-х гг. с соблюдением исторических пропорций.


  • Сурикова улица, 21

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 21, метро «Сокол»

    Двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крыше построен по проекту архитектора Виктора Веснина в 1923–1924 гг.

    Вологодская изба архитектора Виктора Веснина также является «визитной карточкой» посёлка.


  • Сурикова улица, 21А

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 21А, метро «Сокол»

    Экспериментальный двухэтажный жилой дом из красного кирпича. Архитектор З.М. Розенфельд.


  • Сурикова улица, 22/2

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 22/2, метро «Сокол»

    Деревянный двухэтажный жилой дом. Построен в 1923–1924 гг. Архитектор Н.В. Марковников.

    Деревянный двухэтажный жилой дом - своего рода «визитная карточка» посёлка «Сокол».


  • Дом, в котором жил архитектор В.А. Веснин

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 23/2, метро «Сокол»

    Бревенчатый жилой дом 1924 года постройки. Архитекторы братья Веснины.

    В этом двухэтажном бревенчатом доме с ломаной четырёхскатной крышей жил архитектор Виктор Александрович Веснин.


  • Дом, в котором жил художник-график П.Я. Павлинов

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 23Б, метро «Сокол»

    Бревенчатый жилой дом. Построен в 1925 г. Архитекторы братья Веснины.

    В этом доме с 1925 по 1966 гг. жил художник-график П.Я. Павлинов (1881–1966 гг.).


  • Дом семьи художников-скульпторов Файдыш-Крандиевских

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 29/6, метро «Сокол»

    Построен в 1930 году. Архитектор Н.В. Марковников.


Поселок художников «Сокол» - необычный для современной Москвы, тихий, почти дачный, квартал. Он занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Симпатичные домики с островерхими двускатными крышами поселка «Сокол» - это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. Сегодня поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.

7 сентября 2013 года «Поселок Художников» торжественно отметил свое 90-летие. Позади осталась непростая история борьбы за выживание в условиях развивающегося мегаполиса.

Купить дом в поселке «Сокол»

Когда то в поселке преобладали три вида домов: рубленые избы в традициях русского зодчества, каркасно-засыпные дома в стиле английских коттеджей, кирпичные особняки с мансардами по немецкому типу. Сейчас значительную долю домов (более 30) составляют современные элитные особняки с участками от 8 до 16 соток .

История и проектирование

Проект поселка был разработан в соответствии с Генеральным планом «Новая Москва» 1920-х годов. «Сокол» стал одним из первых районов, соединенных с историческим центром столицы напрямую транспортными магистралями.

Ведущим архитектором поселка, а в дальнейшем и его жителем (дом № 12/24 по улице Шишкина), стал архитектор Марковников. В проекте участвовали известнейшие архитекторы: братья Веснины, Щусев, Кондаков, Павлинов, Флоренский и другие.

«Элитный» и для того времени поселок стал известен далеко за пределами Москвы. Сюда стекались делегации, приезжали экскурсии, чтобы осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры, познакомиться с воплощением современной концепции «города-сада».

Описание и архитектура «Поселка Художников»

На участках площадью 8-9 соток строились кооперативные дома, рассчитанные на одну-две семьи. Разрешено было возводить небольшие (до 70 кв.м) дома с низкими изгородями, так, чтобы сохранялась целостное восприятие общей застройки. Как правило, такие дома были рассчитаны на 3-4 жилые комнаты, гостиную, кухню и открытую террасу с выходом в сад.

Проекты отличались планировкой, количеством комнат, типами эркеров и балконов. Одинаковых домов здесь не было .

В 1928 году, когда большая часть домов была уже построена, с тем, чтобы подчеркнуть связь поселка с миром искусства, его улицам присвоили имена русских художников - Поленова, Верещагина, Сурикова, Левитана, Врубеля, Шишкина, Кипренского, Серова, Саврасова, Брюллова, Венецианова.

Каждая из 11 улиц была засажена деревьями определенной породы: на улице Шишкина росли дубы, на улице Брюллова -красные клены, на улице Сурикова - липы… С тех пор стала бытовать легенда о том, что раньше здесь жили все эти художники. В дальнейшем, декрет об образовании поселка «Сокол» c подписью Ленина да эта притча о художниках не раз служили охранной грамотой для поселка, который городские власти неоднократно готовили к сносу.

В последний раз очередной «атаке» поселок художников «Сокол» подвергся в 2010 году. Тогда Олег Митволь - борец с «самостроем», занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати «новоделов» . Они возводились на месте старых домов, которые вопреки их историческому статусу были уничтожены. Жилая площадь домов была увеличена в разы - до 500 −700 и более квадратных метров. Там, где по документам числились малогабаритные квартиры, вырастали целые особняки.

Тем не менее, «нуворишам» удалось отстоять свою собственность в поселке художников. Сейчас все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.

Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.

«Недвижимость в поселке взлетела в цене до нескольких миллионов долларов и стала фигурировать в списках самых дорогих домов по рейтингу Forbes, наряду с современными московскими особняками класса deluxe»

Возможность жить на своей земле с собственным садом в 10-15 минутах езды от центра столицы - в наше время предложение в высшей степени уникальное.

Социальный состав поселка также со временем изменился. Списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.