Меню
Бесплатно
Главная  /  Пчёлы  /  Как посетить мощи николая угодника. К николаю. Как мощи оказались в России

Как посетить мощи николая угодника. К николаю. Как мощи оказались в России

Чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца в Москве, остается всего четыре дня. И поток паломников стремительно увеличивается. Время ожидания в среднем составляет восемь-девять часов, но люди продолжают идти нескончаемым потоком.

Раннее утро, а у храма Христа Спасителя уже море людей. Первые паломники пришли сюда еще ночью.

«Около четырех часов заняли очередь, и Бог нам помог, быстренько, уже почти к храму подошли», - говорит паломница.

В последние дни поток верующих, желающих поклониться мощам Николая Чудотворца, не иссякает, а, скорее, даже набирает силу. Очередь растянулась далеко за Крымский мост. И это несмотря достаточно холодную для июля погоду. На улице утром всего градусов 10.

«Первый раз попали под дождь, было холодно, а сейчас взяли куртку», - говорит женщина.

По Фрунзенской набережной, потом по Пречистенской - к Храму Христа Спасителя. Расстояние не такое большое. Но из-за большого количества паломников, чтобы пройти этот путь, уходит по восемь-девять часов.

«Мы – русские люди, у нас есть свои святыни. Поэтому, естественно, мы не могли как-то в стороне оказаться и, несмотря на такую погоду, приехали. Вот сейчас вместе со всеми стоим», - говорит мужчина.

«Это святой, в которого я верю. Я стараюсь держать все православные праздники. Надеюсь на его помощь, что он услышит нас. Я знаю, что он слышит», - говорит девушка.

Если ожидание может превысить девять часов, доступ к очереди прекращают примерно с половины пятого. Это сделано для того, чтобы все, кто пришел в этот день, смогли пройти в храм и затем успеть на метро. Ради возможности прикоснуться к ковчегу люди готовы ждать, невзирая на ветер и дождь.

«Чтобы хорошо доучиться и попасть уже в колледж, хороший институт», - говорит мальчик.

Рассказывают паломники и о чудесах. «Вот подруге моей операцию отложили, у нее были признаки онкологии. Из селения привозили выпивающего парня, вот он бросил пить и сказал, что это не его жизнь», - рассказывает женщина.

Николаю-Чудотворцу молятся как православные, так и католики. Считают покровителем путешественников, просят о здоровье детей. С конца мая, когда мощи впервые в истории были доставлены из итальянского Бари в Москву, к ним прикоснулись свыше полутора миллионов человек.

«Мы приехали из города Кисловодска, приехали сегодня рано утром», - говорит мама с ребенком.

«Из Раменского, Подмосковье», - представляется пожилая женщина.

«Приехал из Дзержинска Нижегородской области, привез сюда маму» - говорит мужчина.

Пройти этот путь десяткам тысяч человек в день помогают волонтеры. Если нужно - накормят или вызовут врача. Отдельная дорога к святыне для людей с ограниченными возможностями и для тех, у кого на руках маленькие дети.

«Десять минут потратили только на дорогу, чтобы дойти. Все остальное организовано для тех, кто с детьми, замечательно. Ни минуты мы не простояли, быстро прошли», - рассказывает паломница с малышом.

Верующие стремятся к Храму Христа Спасителя из разных уголков страны, из дальнего и ближнего зарубежья. Многие пролетели и проехали тысячи километров - все ради нескольких секунд у ковчега со святыней. Но этих мгновений, говорят паломники, хватает, чтобы от эмоций перехватило дух.

«Никакой усталости, легкость, идешь с чистой душой, конечно, немножко слезы», - делится женщина.

«Мечтала побывать в Бари, а такое свершилось чудо, что мощи привезли к нам, в Москву», - говорит верующая.

Мощи Николая Чудотворца пробудут в Москве до 12 июля. Затем их перевезут в Санкт-Петербург в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Там святыня будет находиться две недели, после чего ее вернут в Италию.

Священник Максим Крижевский, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ

Встреча со святым

- В храмах Москвы есть множество великих святынь. Но если привозят, вот как сейчас, мощи святителя Николая , одного из самых известных и любимых в России святых, частицы мощей которого есть во множестве московских храмов, все бегут. Зачем?

— Ну, смотрите: вот приезжает к вам очень дорогой для вас человек. Можно, наверное, помахать ему издалека. А можно подойти и пожать ему руку.

Святыня — это не просто останки, вещи, чудотворные иконы или какие-то предметы, которыми святые пользовались при жизни.

Все, что связано со святыней — это событие , связанное с жизнью святого в Царстве Божием, и может быть, с моей жизнью на земле.

И в этом свете вопрос, зачем идти к одной святыне, частицы которой есть в других храмах, получает новый смысл.

Я сам в какой-то мере поддался этому соблазну и начал рассуждать так же «технологично»: есть в одном месте, зачем же бежать в другое?

Когда в 2011 году к нам в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, я тоже сначала так подумал: ну что, я служу, причащаюсь, к частице Ризы Богородицы в Соборе Христа Спасителя прикладываюсь регулярно. И когда меня от Патриархии послали на послушание беседовать со стоящими в очереди в храм Христа Спасителя, и я прикоснулся к Поясу, я понял: это же Богородица приехала! Сама Пресвятая Богородица пришла в нам! Как же не пойти, не встретиться с Ней?

То, что Ее Пояс привезли в Россию, причем впервые, — ведь это сюжет из Ее жизни, совершенно новый сюжет, событие, которое происходит здесь и сейчас! Да, Она присутствует в Москве и в других святынях, но впервые Ее Пояс был вывезен с Ватопеда, горы Афон, Ее удела. Это Она о нас так сегодня позаботилась, так выразила свою любовь!

Думаю, так и с мощами святителя Николая.

Ведь для христианина время — категория нелинейная. Когда мы празднуем Благовещение, мы же не просто вспоминаем, как более 2000 лет назад архангел Гавриил принес Деве Марии и всему миру Благую весть. Мы празднуем это как Благую весть, которую мир получает вновь и вновь!

Как и другие праздники, как и Воскресение Господа мы не просто вспоминаем за каждой литургией, а приобщаемся Его воскресению.

Вот, например, икон Богородицы очень много, но каждый ее образ — это событие в Ее исторической жизни, Ее участие в жизни какого-либо человека.

И человек чувствует это, хотя и не всегда может объяснить, почему ему так хочется прийти, вроде нет конкретных просьб. Но есть радость встречи.

Я потом очень благодарил Бога за то, что меня туда направили в эти дни. Я смотрел на людей и думал, что сам бы поленился прийти, сидел бы и умничал, а когда все увидел, то понял, что происходит, какой я бесчувственный.

Многих искренне верующих отпугивает сама мысль о том, что придется «пробиваться» к святыне, в толпе, в ажиотаже, а помолиться хочется в тишине и «без свидетелей».

А на литургии мы тоже молится «без свидетелей»? Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». И на ней, между прочим, выстраивается очередь к причастию, иногда длинная.

Конечно, когда на литургии тебя теснят со всех сторон, это не способствует молитве. Понятно и желание уставших от многолюдия москвичей побыть с Богом в тишине. Но поэтому в этом вопросе нет никаких руководств и инструкций: когда, кому и у какой святыни надо побывать.

Если у церковного человека есть сомнения, он может спросить у духовника, если нет - он поступает так, как подсказывает сердце.

Вот побывал человек в Иерусалиме, приложился ко многим святыням, а тут в Москву тоже привезли святыню, - надо идти «обновлять благодать»?

Разве мы не регулярно молимся, исповедуемся, причащаемся? Когда мы после причастия грешим и теряем благодать, мы с сожалением о своих грехах приносим покаяние и укрепляемся Святыми Христовыми Тайнами.

Во всем этом есть повторяемость. Вся жизнь в Церкви строится по определенному кругу: суточному, годичному. Повторяются службы, праздники.

Наша человеческая природа энтропийна, человеку свойственно забывать, остывать.

Мы сейчас помним, переживаем, а в какой-то момент нам для укрепления и поддержки опять необходимо вернуться в то же символическое окружение, чтобы снова понять, как общаться с Богом.

Мы нуждаемся в восстановлении и обновлении своих сил, очищении своей памяти. Не случайно святые отцы называют исповедь вторым крещением, когда восстанавливается мир человека с Богом, с Церковью.

А если у человека нет личных отношений с тем святым, мощи которого привезли, нет никакого особого чувства близости? Но этот святой велик, все идут. Может человек сохранить дистанцию или это будет как-то неблагочестиво?

Это будет искренне. Бог видит наше сердце и лучше понимает, что у нас на душе, чем мы сами. Не всегда можно понять, надо или не надо идти к святыне.

Общение с Богом происходит на глубоко личном уровне, а каждый человек уникален. И что именно происходит в тайне общения души с Богом, никому не ведомо.

Какой этап отношений сейчас у человека с Богом - кто точно на это ответит? Никакие схемы здесь не подходят, они могут быть только ориентирами.

Один мой знакомый считал приезд Пояса не то что пиаром, но все же некой акцией. Но к Поясу пошел, сохраняя при этом скепсис.

А когда приложился, с ним произошло невероятное: он ощутил такой мир в душе и любовь к нему Пресвятой Богородицы, что словами почти ничего не мог выразить, кроме восклицаний: «Как хорошо!».

Вот то, чего мы, православные, порой боимся, помня о хранении чувств, трезвении и пр. А тут не сработала защита, пробило этого скептика, потом он так радовался, как ребенок. Человек этот много лет уже в Церкви.

Но и хорошо, что мы всего не знаем, потому что в противном случае возникал бы соблазн свести все к схеме, превратить в технологию. Господь хранит тайну, потому что он уважает нашу свободу.

«Развели православные язычество»

Паломники в очереди в храм Христа Спасителя к дарам волхвов. Фото с сайта rtvi.com

Нередко можно услышать обвинения верующих, стремящихся непременно приложиться к святыне, освятить на ней какие-то предметы, в язычестве, магизме. Действительно, зачем прикладываться? Бог по-другому не услышит?

Бог и по-другому услышит. Один священник, дежуривший в храме Христа Спасителя во время пребывания Пояса Богородицы, мне рассказывал, что исцеления были в самой очереди, то есть у тех, кто еще не прикоснулся к Поясу, а только собирался. И таких исцелений было больше, чем непосредственно у святыни.

Но никакого язычества в самом желании прикоснуться к святыне нет.

Разве можно упрекнуть в язычестве кровоточивую жену, прикоснувшуюся к одежде Господа, тут же получившую исцеление, да еще и похвалу от Него? («Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Мф 9: 20-22).

Святыня и оставлена нам Богом для того, чтобы мы могли и телесно, а не только умозрительно, мистически, духовно, участвовать в богообщении.

Бог сотворил мир из материи, освятив ее духом, наш Спаситель был богочеловеком, Сама Церковь - это Тело Христово, — на этом основании и стоит наше отношение к святыне.

В основе природы святыни - действия тех божественных нетварных энергий, о которых свт. Григорий Палама говорил, что они не есть Сущность, но из Нее исходят.

Эти энергии присутствуют в каждой точке исторического существования Бога и его святых. Собственно, эти точки мы и называем святынями.

Для верующего человека они остаются источниками благодати.

Святой Иоанн Дамаскин писал, что «святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Святаго Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, - не по существу, но по благодати и действию».

Почему святыни не всем «помогают»?

Христос похвалил кровоточивую жену за ее крепкую веру, по которой она получила исцеление. Но многие приходят с очень крепкой верой и даже с последней надеждой, но не все получают помощь. Почему?

Потому что вера нужна не только дерзновенная, но и смиренная. Не только в то, что Господь силен нас исцелить, помочь, но и в то, что Ему лучше ведомо, что человеку нужно: поболеть или исцелиться, что-то получить или подождать.

Это смиренная вера помогает принять Его волю, не настаивать на своем. Ведь Бог помогает исцелиться, если это помогает нашему спасению, то есть важно не только в земной жизни, но и в жизни вечной.

«Да будет воля Твоя», - таков истинный мотив любого христианского прошения, в этом и проявляется согласие двух воль, Божественной и человеческой, - синергия, как говорят богословы.

Спаситель Сам нам подает такой пример согласия с Божественной волей и послушание ей, и послушания не по долгу, тем более корысти, а по любви.

Только в христианстве отношения между творением и Творцом - это отношения любви. Конечно, бескорыстные отношения с Богом, когда уже нет страха, по слову ап. Иоанна, а есть только любовь, — это наша цель, по сути, это святость. Но мы к этому призваны, и Бог дает нам эту возможность, снисходя к нашей немощи, младенчеству, предлагая идти путем сначала наемника, а потом сына.

Именно доверие Богу, признание Его воли большей, нежели своя, открывает для человека подлинные отношения с Богом, отношения со-бытия, причастия Его божественной жизни.

И именно в этом - принципиальная разница с язычеством.

Христианские философы эту разницу видят к двух модусах отношения человека к Богу и миру: иметь или быть?

Христианин, приступая к святыне, хочет не иметь, а быть, то есть он хочет не просто что-то получить от Бога, а он хочет быть «вместе с Богом», приобщения Богу. Для него именно это - самое важное.

Язычник, приступая к святыни, хочет иметь. В «иметь» есть некая интровертная направленность.

Для язычника идол - средство, использовав которое согласно определенной инструкции (ритуалу), можно получить то, что просишь. Это отношения чистой выгоды, корысти. Сам идол при этом человеку просящему может быть вовсе неинтересен, он для него - источник того, что можно взять.

Приступая к святыне или к тому, что он считает святыней, язычник предполагает, что он должен знать особый код, пароль. Таким образом он уже изначально предполагает свою способность управлять ею. Языческая молитва может заканчиваться каким-то юридическим определением, типа: дай мне то-то, а я тебе за это то-то. И это в лучшем случае.

Есть ритуалы, когда надо какое-то количество раз протанцевать вокруг костра, и все получится. А вот если не получится, то тут можно с «богом» и расквитаться.

Например, у якутов в некоторых древних традициях шаманизма есть такая форма, как наказание «богов», если они не помогают.

Я сделал все, что положено! Честно исполнил все предписания, но если «бог» не помог, я его высеку, я даже его выкину и нового вырежу (из дерева, кости), раз старый испортился.

Конечно, в этих практиках еще не было понятия о монотеистическом Откровении, поэтому для них вопрос, откуда у нового идола возьмется божественная сила, не стоял. Работал принцип: есть пароль, я его набрал и вошел, а если не вошел, надо что-то делать.

Этот принцип работает в языческой религии и сегодня, несмотря на то, что некоторые его культы стремятся к монотеистическому сознанию. Но всегда в язычестве нарушается равновесие синергии.

Как мировоззрение, отношение к миру, пусть и неотрефлектированное, язычество очень распространено. Не секрет, что многие люди, идущие сегодня ко христианским святыням, идут с чисто языческими мотивами. Может быть, неосознанно.

И тогда, если они не получают просимого, возникает разочарование, обида: как же так, был, стоял, приложился, а то, что просил - не получил. Значит, зря ходил? Не сработало?

А почему не получил, на благо ли это ему - во всем этом человек разбираться не хочет, потому что это предполагает труд, честное заглядывание в себя, и можно встретить то, что тебе не понравится, а это внесет беспокойство в жизнь. Но именно такой взгляд на себя и мог бы стать первым шагом к истине.

Но, на самом деле, просящий человек всегда что-то получает от Господа, да, не всегда то, что сам просит, но то, что ему нужней в данный момент. И очень важно прислушаться, чтобы не пропустить — что же хочет дать тебе вот сейчас Господь?

А между двумя полюсами: иметь и быть, в общем, все мы находимся, кто-то к какому-то полюсу ближе, кто-то дальше. Наверное, в абсолютной точке полюса «иметь» находится Денница.

Нужны ли святому фотографии наших близких?

Было замечено, что православные прикладывают к святыням фотографии близких, которые не могут прийти. Это неправильно? Почему? Добрая воля есть: человек верит, очень хотел прийти, и близкий думает: пусть он тоже прикоснется к святыне. Он поступает так из любви, мотив хороший.

Все зависит от того, каким смыслом человек наполняет это действие, как он сам себе объясняет эту связь: почему он решил принести именно фотографию? И от этой связи очень многое зависит. Как люди церковные, мы должны понимать, что просто молитвы достаточно, я подошел, от всего сердца помолился, зачем же еще прикладывание фотографии?

- Получается, если я сам прикладываюсь, это нормально, а фото близкого - уже магизм? Непонятно.

Если, прикладывая фотографию, я святому так намекаю, чтобы он «запомнил» в лицо моего ближнего, которого надо исцелить, подстраховываю святого, на всякий случай, от ошибок, тогда я выстраиваю, пусть неосознанно, связь магическую, манипулирую святыней.

Сам термин святой - святость - означает отделенный от обычного, профанного. И если мы к святыне прикладываем какой-то предмет, то он тоже должен быть уже не профанным.

Он должен значить что-то в наших отношениях с Богом, иметь богослужебное символическое значение. Можно прикладывать крестики, иконки, четки, можно даже платок, который вы надеваете в храм, для молитвы. А, прикладывая предмет, не имеющий отношения к нашей духовной жизни, мы пытаемся привнести в область священного несвященные смыслы. Вот есть традиция, что крещальную рубаху потом не надевают.

Есть и такая традиция, что предметы, вещи из храма нельзя использовать в простом быту, обиходе. Например, если ковер лежал в алтаре, его нельзя стелить ни в трапезной части храма, ни в притворе. То есть существует определенная иерархия предметов в наших отношениях с Богом. Обратного хода нет - это неблагочестиво.

- Если человек идет к святыне, не понимая четко даже своих мотивов, принесет ли это ему пользу?

Мы очень мало знаем о том, как и с чем человек идет к святыне. В очереди к Поясу я видел детей, которые уже в детскую очередь не проходили, но все равно были еще маленькими для многочасового стояния, их привела мама, поставила и они стояли по 10 часов, не понимая, в чем они участвуют, и не имея к тому личного отношения. Может, это малодушие, но мне до сих пор больно их вспоминать. Не знаю, надо ли бы было их вести? Я не мог себе ответить на этот вопрос.

Конечно, ребенок может получить милость от Бога по вере матери, даже если она не церковная, но она пришла, привела ребенка, значит, она на что-то надеялась, это уже усилие и направление воли. Не знаю.

Но в очереди были и такие, которые пришли даже не по языческим соображениям, а по принципу: все идут и я должен, ведь чем больше толпа, тем большим психологическим магнетизмом она обладает. А если человек не понимает смысла происходящего, ему легче подпасть под эффект массового психоза. И вот пришел такой человек, и что? А мы не знаем. Господь видит сердце человека. Может быть он, отстояв в очереди, вдруг испытал к окружавшим его людям какие-то чувства сострадания, и Пресвятая Богородица коснулась и его сердца. Это тайна.

Есть мнение, что если бы не было предварительных объявлений о том, что, например, Спиридон Тримифунтский помогает в решении финансовых проблем, а Пояс Богородицы - исцелиться от бесплодия, а святитель Николай — вообще «во всем», паломников было бы гораздо меньше.

Пожалуй, большинство людей, приходящих к святыням, которые в последнее время привозят в Москву, - это люди нецерковные. И им очень не хватает разъяснений: что такое святыня, зачем к ней идти? Думаю, Церкви такую работу нужно начинать еще до того, как святыню привезут. И не в церковных СМИ, где все это есть, а по центральным каналам ТВ провести несколько передач с разъяснением в понятных для людей формулировках, может быть, с прямой связью в вопросах- ответах.

Это поможет предупредить и нелепые ситуации, которые случаются, и несчастные случаи. И многие подходили бы к святыне уже с совершенно другим отношением. Конечно, всегда нужно взвешивать свои силы. Если человек не имеет возможности по состоянию здоровья или другим причинам, например, выстоять длинную очередь, в этом нет ничего предосудительного. Во время обострения болезни есть другие возможности молиться Богу, чем стоять по 20 часов на холоде, жаре или ветре.

Святыня «в тираже»?

Сегодня стало очень много копий святынь, например, копий отпечатка стопы Богородицы, Гроба Господня. Такое тиражирование сакрального не грозит благочестию?
- От того, что крестов много, наше отношение ведь к Кресту не меняется. Копирование - это один из способов выражения смысла, инструмент человеческой памяти. Повторение для религиозных культур - наиболее распространенная форма такой передачи смысла. Есть «эксклюзивные» повторения - отпечаток стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, на горе Вознесения, другие святыни, связанные с непосредственным физическим контактом святого. Но любая икона - уже копия. Принцип копирования получил осмысление на Седьмом Вселенском соборе (787).

Хотя нельзя не согласиться, что проблема тиражирования святынь есть. Мы видим, как на каждом углу висят календари с иконами вместе с календарями с котятами.

Но главная опасность девальвации святыни - в неблагоговейном к ней отношении. Если вам не удается сохранить здоровое духовное напряжение, внимание и любовь к святыням, лучше не надо прикладываться к ним, не покупать их изображение.

Надо соизмерять свои действия и свои возможности. Ведь почитание икон - это тоже духовный труд. Иконы нужны для того, чтобы им молиться. Они дают возможность ощутить себя в присутствии Бога, Богородицы, святых. И если вы не чувствуете способности молиться тем иконам, которые вы дома развесили, благочестивее будет даже оставить только те, которым вы молитесь, читаете тропарь, а остальные поставить одна за другой, чем вообще их игнорировать.

Несмотря на то, что Святитель Николай умер 17 веков назад, вопрос, где был он похоронен и находятся сейчас мощи Чудотворца, волнует православных верующих. Исследователи продолжают писать книги об этом удивительном Угоднике Божьем.

Но в житии, чудесах, которые приписывают великому Мирликийскому епископу, немало разночтений.

Это не удивительно, ведь многих храмов и монастырей, где хранились святыни и иконы, сегодня нет.

Вконтакте

Биография

Рождение будущего Чудотворца около 270 г. Семья, в которой он родился, была состоятельной, проживала в Ликии, в городе Патары. Православные родители верили в учение Спасителя Христа. Свое предназначение видели в оказании помощи тем, кто нуждается.

Николай много времени проводил в храме у дяди, настоятеля Николая Патарского. Когда подрос, был в нем чтецом, затем священником.

Когда умерли родители, отдал состояние нищим, и решил продолжать церковное служение. Вскоре стал епископом Мир Ликийских (сегодня Демре, Анталия в Турции).

Новый епископ пришелся по душе прихожанам, благодаря отзывчивости, справедливости. Но с язычеством боролся, был непримиримым по отношению к еретикам.

Сохранилось множество легенд, а всех чудес, которые совершил Святой и не перечтешь. Например:

  1. В городе Мире начался страшный голод. Святитель начал горячо молиться, город был спасен.
  2. Святитель всегда помогал тем, кто в море. Было спасено множество моряков, судна которых терпели крушение.
  3. Если в тюрьмах оказывались люди, не заслуживающие наказания, то он помогал им молитвами. Каким-то образом они оказывались на свободе.

Никто не может назвать точную дату смерти. Известно только, что был он глубоким стариком. Дата смерти между 345 и 351 годами. Посмотрев фильм «Чудотворец» Аркадия Мамонтова, рассказывающий об архиепископе Мир Ликийских, можно узнать много полезного и интересного.

Мощи

Его почитали во многих местах земного шара, хотели заполучить частичку останков в свои храмы.

После смерти Святителя похоронили в городе Миры. На Ликию в 11 веке нападали сельджуки. Ликийцы решили уйти в горы и забрать с собой останки св. Николая. Когда об этом узнали итальянцы из Бари, почитавшие Святителя, они решились на кражу останков.

Обратите внимание : история и судьба останков великого Угодника Божьего, как и вся его жизнь, оказалась сложной.

Это случилось в 87 году 11 века. Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю).

Местонахождение останков в наше время

Сначала местом хранения похищенных мощей предполагалось выбрать местный Кафедральный Собор. Но потом специально был выстроен храм. Через два года, в 89 году XI века, святыню поместили в подземную часовню в Базилике.

Каждый год в один и тот же день, в Базилику заходят священнослужители, чтобы собрать миро. Его источают останки. Миро разбавляют святой водой. Паломники из разных уголков земного шара увозят его с собой. Освященное маслице помогает в исцелении людей.

В городе Мира, после похищения итальянцами, оставалась еще часть мощей. Но им не суждено было остаться на родине. Вскоре ее похитили и увезли в . Теперь святыня находятся в двух гробницах. То, что они подлинны, доказано антропологом Луиджи Мартино.

Сегодня останки Святителя покоятся в двух разных церквях с одноименным названием:

  • в Бари основная часть;
  • на острове Лидо в Венеции.

Паломники каждый год стараются попасть в эти церкви, чтобы помолиться святому.

Как молиться

Православные люди молятся перед иконой Святого Угодника или у его мощей. Верующие вот уже несколько тысячелетий приезжают с разных концов земли. С какой бы просьбой не обращались христиане, они всегда получают помощь.

Чаще всего взывают к праведнику, чтобы:

  1. Помог детям, людям, находящимся далеко от дома и попавшим в беду.
  2. Пришел в дом достаток.
  3. Дочери вышли удачно замуж.
  4. Св. Угодник считается покровителем детей, ему молятся о мудрости в воспитании и помощи в учебе.
  5. Невинно осужденные оказались на свободе.
  6. Покровительствует морякам и путешественникам.

Людям, которые обращаются с молитвой, нужно иметь помыслы чистые и добрые. Тогда Чудотворец помогает пережить трудные ситуации, случившиеся в жизни.

Святым маслом следует рисовать крест на больных местах и совершать молитву. Как правило, ее нужно произносить, отбросив ненужные мысли, стоя перед иконой дома или в Храме.

Следует встать как можно раньше и в тишине воздать хвалу Божьему Угоднику. А молитвенные слова на ночь успокаивают, спится легко и спокойно. Если есть желание, то молиться можно столько, сколько душе угодно.

Важно знать: в России частичка мощей великого Святого находятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре в Москве. В Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе находится древняя XVII века икона Чудотворца с частицей мощей.

Молитва тогда помогает, когда верующий с чистой душой посещает церковь, горячо молится, живет христианской жизнью. Многие прихожане знают наизусть семь видов молитв, посвященных Святителю.

Но не нужно ограничиваться только молитвами. Намного больше чудес свершается после чтения акафиста. В нем особые слова, которые помогают справиться с любыми трудностями.

Многие женщины смогли родить долгожданных детей, обратившись с молитвой к Святому. Есть люди, которым чтение акафиста и горячие молитвы к Чудотворцу помогли преодолеть тяжелые недуги и страшные болезни.

Как доехать к мощам

Мощи Святого Угодника Божьего находятся по адресу: Италия, город Бари, Базилика Святого Николая. Её построили в 11 веке. Люди со всего мира находят любую возможность, чтобы прикоснуться к святыне. Бывают здесь и верующие из России.

Что касается паломничества, то оно стало активным в 19 — начале 20 века, когда в Бари построили православную Церковь Святителя Николая. До Старого города Бари — три километра. Новая церковь имеет широкое подворье, способное поместить большое число верующих людей со всего света.

Можно присоединиться к паломнической группе, приехав в Бари организованно. Если же принято решение добираться до Бари самостоятельно, то транспортное сообщение здесь хорошо развито:

  1. Прямого авиасообщения с Италией нет, поэтому сначала придется прилететь в какой-нибудь итальянский город или в Германию, а уже потом в Бари, где лежат мощи Чудотворца. Европейцам проще, поскольку существуют сезонные рейсы.
  2. Другой способ – железнодорожный транспорт.
  3. Можно также добираться из городов Италии на автобусе.
  4. Из Хорватии, Албании, ходят паромы.

Возьмите на заметку : в Православном календаре три важных даты. Рождество Святого Угодника празднуется 11 августа. Днем памяти считается 19 декабря - это дата смерти, и 22 мая - день перенесения святых мощей. В эти дни празднуют именины все мужчины, носящие имя Николай.

Несмотря на то, что Николай Чудотворец жил и творил чудеса много веков назад, люди продолжают в него верить. Вера приносит положительные плоды. Многие на себе прочувствовали чудеса, которые им подарил святой Угодник.

Как мироточат мощи Святого Николая Чудотворца, смотрите в следующем видео:

Одним из самых главных помощников для верующих людей является Николай Спаситель, который еще при жизни отвечал на просьбы нуждающихся. После его смерти люди молятся перед его образом, а основным местом паломничества являются мощи Николая Чудотворца. Просить у святого можно о решении разных проблем.

Как доставали мощи Николая Чудотворца?

После своей смерти святой был похоронен в городе под названием Мира. В те времена на этих землях проходили войны и люди пытались покинуть города, переехав в более уединенные районы в городе. Этим решили воспользоваться барийцы, которые хотели заполучить мощи святого, поскольку в их городе он считался главным покровителем. В истории, касающейся того, как доставали мощи Николая указано, что в 1097 году отряд напал на храм, и выкрал большую часть мощей святого. По новому стилю реликвия была доставлена в город Бари 9 мая.

Где находятся мощи Николая Чудотворца?

После похищения останков в городе Мира осталась часть мощей, но они также не остались на родине и были похищены. В результате они оказались на острове Лидо в Венеции. Основная часть останков святого находятся в Бари. После перевозки мощи Святого Николая Чудотворца были расположены в местном Кафедральном соборе, а через время был построен храм, получивший свое название в честь святителя. В 1989 году святыню разместили в подземную часовню в Базилике. Ежегодно священнослужители собирают миро с мощей, разбавляют его святой водой и раздают паломникам.

Чем помогают мощи Николая Чудотворца?

Святой помогает людям в разных ситуациях, так возле его мощей можно просить о многих вещах:

  1. Он является покровителем странников и моряков, поэтому если близкие люди находятся в пути, то можно просить у Чудотворца об их благополучии и успешном возвращении домой.
  2. Поклонение мощам Николая Чудотворца можно осуществлять для того, чтобы уберечь детей от проблем, укрепить их здоровье и направить на праведный путь.
  3. Святой является помощником в примирении враждующих людей.
  4. Одинокие девушки и парни обращаются к Чудотворцу, чтобы тот помог найти вторую половинку и обрести .
  5. Существует много свидетельств, что мощи Николая Чудотворца исцелили от разных болезней.
  6. Помогает святой людям, которые хотят исправиться и встать на праведный путь. Родственники молятся о невинно осужденных людях, прося об их освобождении.

Как правильно поклониться мощам Николая Чудотворца?

Иногда мощи перевозят в другие храмы, чтобы верующие в других городах могли приложиться к святыне. Есть некие правила, которые касаются посещения храма, в котором находится реликвия. Используйте следующие советы, как поклоняться мощам Николая Чудотворца:

  1. После того как человек зайдет в храм, он должен наполниться глубокой верой. К реликвии необходимо подходить без спешки. Важно помнить, что это святое место, поэтому толкаться не нужно.
  2. Перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца подходя к ковчегу мысленно прочитайте молитву, обращенную к святому.
  3. Перед святыней два раза поклонитесь в пояс, крестясь. После этого можно приложиться к мощам, а затем, отойдите в сторону, и третий раз перекреститесь и поклонитесь.
  4. Паломничество к мощам Николая Чудотворца не останавливается уже долгое время и люди с разных уголков мира приходят к реликвии, хоть поклонение и не занимает несколько секунд.

Что просят у мощей Николая Чудотворца?

Если человеку удалось дотронуться до реликвии, то он может просить о самом заветном, например, об исцелении, рождении ребенка, поиске роботы, замужестве и так далее. Важно, чтобы преклонение к мощам сопровождалось искренними молитвами, и каждое слово должно быть произнесено от чистого сердца. Священнослужители утверждают, что святой помогает всем, кто на это заслуживает, но прежде всего, молиться нужно о том, чтобы он помог войти в вечное царство Господа.

Как молиться мощам Николая Чудотворца?

При посещении храма, где находится реликвия, обязательно нужно читать специальную молитву, обращенную к святому. Есть несколько молитвенных текстов и все они разрешены к использованию. Посещение мощей Николая Чудотворца это важное событие в жизни верующих людей, поэтому рекомендуется выучить текст наизусть. Есть короткие молитвы и одна из них представлена выше. После посещения храма рекомендуется молиться перед образом святого дома.


Мощи Николая Чудотворца – чудеса

Существует много историй, которые доказывают Божью силу и мощь реликвии, поэтому огромное количество верующих стремится поклониться мощам Николая Чудотворца, чтобы ощутить на себе все блага.

  1. Когда вторая часть мощей была вывезена из города Мира, епископом рядом с ними положил и пальмовую ветвь, которая была привезена из Иерусалима. Через некоторое время люди заметили, что она дала побеги.
  2. Паломники приезжают к святыне со страшными диагнозами, например, многие женщины мечтали о ребенке, но врачи говорили о бесплодии, а через год после приложения к мощам женщины приезжали в храм опять, чтобы крестить своих малышей. Есть свидетельства об исцелении рака и других серьезных болезней.

Паломничество к мощам святителя Николая, пребывающим до 12 июля в Храме Христа Спасителя в Москве, связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

1. Нахождение в очереди ― данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто вам дорог, и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.

2. Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.

3. Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.

4. По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.

5. Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин ― платок (шапочка, шляпка ― не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин ― закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами ― попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.

6. Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный ― возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые вы постоянно принимаете.

7. В целях обеспечения безопасности не допустим проход в очередь с жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезодорантами), колюще-режущими предметами.

8. Если вы идете прикладываться с детьми ― подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.

9. Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.

10. Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок ― заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.

11. Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме ― пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.

Пресс-центр принесения мощей святителя Николая в Россию /Патриархия.ru